Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 16:48, курсовая работа
Цель работы: характеристика глобальной циркуляции атмосферы и, связанные с ней, циклоны и антициклоны.
Задачи:
1) определить значение и роль факторов в циркуляции атмосферы
2) рассмотреть виды циркуляции воздушных масс
3) выявить значение деятельности циклонов и антициклонов в глобальной циркуляции атмосферы
Введение ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика атмосферы …………………………......4
1.1. Основные особенности атмосферы……………………………………….9
1.2. Циркуляция атмосферы: причины, виды, основные пояса ветров в атмосфере ………………………………………………………………….........11
Глава 2. Факторы, влияющие на циркуляцию атмосферы.
2.1. Атмосферные фронты………………………………………………………17
2.2. Циклоны и антициклоны…………………………………………………...28
2.3. Изучение темы «Циркуляция атмосферы в школьном курсе географии»……………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..46
Список используемой литературы…………………………………………..48
Для антициклонов характерна малооблачная, без осадков погода, со слабыми ветрами в центре, зимой - сильные морозы, летом - жара.
Рис. 23. Движение воздушных масс
в антициклоне. (http://www.google.ru/imgres?
Антициклон, проникший с севера, в холодное время года приносит понижение температуры, ясную погоду и хорошую видимость; в теплое время года — грозы, Антициклон, приходящий с юга, в холодное время года несет длительную пасмурную погоду; в теплое — дожди с грозами, а по ночам — росу и поземные туманы. Явным признаком антициклонической погоды является резкий суточный ход температуры воздуха, влажности и других метеоэлементов.
2.3. Изучение темы «Циркуляция атмосферы в школьном курсе географии» на примере урока в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" (с использованием информационно-компьютерных технологий)
Цели и задачи урока:
Оборудование: Физическая, синоптическая карты; таблицы, схемы; мультимедиа, компьютерная презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
Устный опрос.
1. Вспомним, что такое климат?
2. В каких климатических поясах расположена
территория России?
3. Чем определяются главные особенности
климата нашей страны?
4. Под влиянием каких факторов формируется
климат?
(беседа по схеме “
Рисунок 24. Климатообразующие факторы
5. Беседа по схеме “Виды солнечной радиации.
- Что такое солнечная
радиация?
- Назовите виды радиации.
- От чего зависит величина солнечной радиации?
Рисунок 25. Виды солнечной радиации
6. Что такое воздушные массы?
7. Назовите основные типы воздушных масс.
Какие из них формируются над территорией
России?
8. Дать характеристику основных типов
воздушных масс.
9. Чем отличаются по своим свойствам континентальные
воздушные массы и морские? Где формируются?
10. Почему воздух, формирующийся над центральными
и восточными районами Северного ледовитого
океана, называют континентальный арктический,
а над Баренцевым морем—морской арктический?
11. В чём причина перемещения воздушных
масс?
12. Что такое трансформация воздушных
масс?
Рисунок 26. Трансформация воздушных масс
13. По схеме проследите, в какой воздух трансформируется при прохождении над территорией России: МТВ, МВУШ. Почему?
14. На каком из рисунков А или Б показана зима? По каким признакам вы это определили?
Рисунок 27. Движение воздушных масс
III. Изучение нового материала.
Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить в конце урока?
1. Атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.
- Чем различаются по
своим свойствам воздушные
Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.
Виды атмосферных фронтов:
- Какие из них характерны для России?
Просмотр анимации из презентации:
“Образование холодного фронта”
“Образование тёплого фронта”
Заполнение таблицы в ходе беседы
Таблица 1
Холодный фронт |
Тёплый фронт |
|
|
Рис. 28, учебника ( Раковская Э.М.) - Какие облака появляются перед прохождением фронта?
Карта атласа стр. 14
- Где расположены атмосферные
фронты над территорией России летом?
- Где расположены арктические фронты
зимой?
- В каком направлении происходит сдвиг
фронтов зимой?
- При соприкосновении каких воздушных
масс зимой (летом) атмосферный фронт не
образуется?
1.Какой фронт приближается
к Москве?
2.Какой характер имеют осадки при прохождении
такого фронта?
3.Как изменится температура?
Рисунок 29..Приближение атмосферного фронта
2. Циклоны и антициклоны.
(Беседа с просмотром слайдов, работа с учебником, заполнение таблицы)
Рисунок 30. Схема образования циклона.
Рисунок 31. Схема образования антициклона.
Таблица 2. Циклоны и антициклоны
Циклоны |
Антициклоны |
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре |
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре |
Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки |
Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке |
В центре—восходящее движение воздуха |
В центре—нисходящее движение воздуха |
Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками. |
Погода устойчивая, безветренная, безоблачная, без осадков. Летом - тёплая, зимой - морозная. |
Рис. 32 учебника. Направление движения циклонов и антициклонов летом и зимой над территорией России.
3.Синоптическая карта.
Рисунок 33. Синоптическая карта
Беседа по синоптической карте
Ответить на вопросы, поставленные перед объяснением новой темы:
Закрепление.
Найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.
Ответы:
циклон 2, 3, 7, 10.
антициклон 1, 4, 5, 8, 9.
Атмосферный фронт 3, 6, 11.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. П.15 Отвечать на вопросы
Презентация
Заключение
Из сказанного видно, что общая циркуляция земной атмосферы представляет собой более сложную систему, чем иногда считают. Поэтому неудивительно, что многие стороны ее поведения еще трудно четко объяснить. Например, многое надо узнать о западных ветрах, которые играют важную роль в атмосферной циркуляции. Решение проблем общей циркуляции атмосферы, вероятно, следует искать тремя методами: теоретическим, экспериментальным и статистическим. В большинстве теоретических исследований, как правило, строится упрощенная модель атмосферы с помощью математических уравнений, описывающих основные физические процессы и явления, которые имеют место в атмосфере. Если затем окажется, что эти уравнения соответствуют фактической атмосферной циркуляции, то они могут привести к важным открытиям и к новому пониманию процессов, управляющих циркуляцией. Такие эксперименты стали возможны лишь с появлением современных компьютеров, способных решать сложные системы уравнений. Например, американский метеоролог Филипс, одним из первых используя мощную вычислительную технику для разработки очень правдоподобной модели атмосферной циркуляции, смог показать, что движущиеся циклоны и антициклоны значительно влияют на развитие западного переноса в умеренных широтах. В лаборатории общую циркуляцию исследуют с помощью моделей. Полусферу или концентрический цилиндр заполняют жидкостью, вращают с различной скоростью и одновременно охлаждают пространство около оси вращения и нагревают сосуд по периметру, имитируя условия в земной атмосфере. Важным результатом этих экспериментов было то, что они способствовали появлению идей, которые позже можно было проверить прямыми наблюдениями.
В очень немногих математических, физических и экспериментальных моделях атмосферы, которые до сих пор использовались, принимаются в расчет такие факторы, как распределение суши и моря или гигантские системы муссонных ветров, меняющихся от сезона к сезону. Это особенно сложные для изучения вопросы, по которым в литературе имеются противоречивые мнения. Построение математической модели атмосферной циркуляции или создание физической модели в лаборатории не может дать больше чем общее представление о роли различных факторов, влияющих на циркуляцию. Отсюда не следует, конечно, что исследования в этой области не нужны. Они жизненно важны, если надо понять, какие процессы происходят в атмосфере и какие определяют ее будущее состояние. Но любая картина, которая дает представление только о средних характеристиках, неизбежно отфильтровывает мелкомасштабные особенности циркуляции, весьма важные для формирования погоды в конкретном месте.
Список литературы:
1. Х.П.Погосян. Общая циркуляция атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1972, 393 с.
2. Пальмен Э., Ньютон Ч. Циркуляционные системы атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1973, 616 с.
3.К.В.Пашканг. Практикум по общему землеведению: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по геогр. спец. / 5-е изд., перераб. и доп. - Смоленск : Изд-во Смол. гуманит. ун-та, 2000. - 224 с.
4. Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение. (2004, 304с.)
5.Ф.Н.Мильков, Общее землеведение : учеб. для студ. географ. спец. вузов / М. : Высш. шк., 1990. - 325 с.
6. http://www.klimat-factor.ru/
7.http://ru.wikipedia.org/
8. http://www.referat.ru/
9. http://festival.1september.ru/
10. http://flot.com/publications/
Информация о работе Факторы, влияющие на циркуляцию атмосферы