Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать физико-географическую характеристику Японии, рассмотреть основные аспекты научных знаний о Японии с точки зрения физической географии, экологии и природопользования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования;
2. Охарактеризовать физико-географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир Японии;
3. Описать природные ресурсы Японии;
4. Выявить важнейшие экологические проблемы Японии;
5. Дать характеристику охраняемым природным территориям Японии.
Крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов страны – Нагои, Токио и Иокогамы, Осаки-Кобе, Сидзуоки, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо. Малые и средние заводы встречаются почти в каждой префектуре. Они размещаются обычно у транспортных путей, либо на морском побережье, либо в устьях рек или вдоль каналов, чтобы использовать сплав для доставки древесины и перевозить изготовленную продукцию водными путями.
Среди деревообрабатывающих предприятий насчитывается немало специализированных производств по изготовлению тары, предметов домашнего обихода, японской традиционной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, деревянных труб из бамбука, спортивного инвентаря.
Важная отрасль японской деревообрабатывающей промышленности – фанерное производство. По размерам её продукции Япония уступает только США и Канаде и стоит примерно на уровне Финляндии.
Японская
фанерная промышленность широко внедрила
новую технологию, в результате чего не
только повысилось качество продукции,
но и значительно расширился её ассортимент.
Стали изготавливать фанеру, обладающую
хорошей твёрдостью и большой устойчивостью
против воздействия влаги и тепла, огнеупорную,
покрытую специальными красками и особым
металлическим покрытием, декоративную.
Большой спрос на фанеру предъявляют помимо
старых потребителей также и такие отрасли
промышленности, как авиационная, автомобильная,
радиоэлектронная.
2.3.
Биологические ресурсы
Большое
значение имеют биологические ресурсы
моря – традиционные продукты морского
промысла и искусственно выращиваемые
аквакультуры. Площадь прибрежного шельфа
(с глубинами до 200 м) составляет 280 тысяч
км2. Шельфы являются основным источником
морепродуктов, составляющих 20% в рационе
питания населения. Побережье и прилегающая
акватория используются для разведения
особо ценных рыб, водорослей и моллюсков.
На морских фермах искусственно выращивается
около 80 видов водных животных и растений,
в том числе устрицы, креветки, крабы, каракатицы,
морская капуста, водоросли. В районе холодных
вод течения Ойясио встречаются такие
бореальные виды морских животных, как
тюлени, морские котики, сельдь, треска,
макрель, промысловые виды кальмара. В
тёплых водах Куросио водится более 600
видов рыб, в том числе скумбрия, бонито,
сардина, тунец, кета, горбуша, иваси, треска,
камбала и другие, более 1200 видов моллюсков,
таких как осьминоги, жемчужницы, мидии,
ропаны, устрицы, иглокожие (морские звёзды,
морские ежи, голотурии, офиуры, морские
лилии), ракообразные (крабы, креветки,
балянусы – морские жёлуди). До 1987 года
традиционным являлся китобойный промысел,
целью добычи которого был китовый жир,
использовавшийся как топливо в промышленности,
китовый ус и китовое мясо. Тем не менее,
китобойный промысел до сих пор имеет
место быть, но его проведение ограничивается
специальными лицензиями Международной
китобойной комиссии. Однако в 2005 году
Япония заявила, что собирается сильно
расширить промысел. Наиболее активные
оппоненты призывов Японии к возобновлению
коммерческого промысла — Австралия и
США, которые утверждают, что промысел
будет угрожать сохранению редких видов
китов.
Из второй главы можно сделать вывод, что Япония мало обеспечена минеральными и лесными ресурсами, однако довольно неплохо обеспечена биологическими ресурсами, большинство из которых добывается в японской акватории Мирового океана и во внутренних водах Японии. Большую часть минерально-сырьевой промышленной базы Японии составляет импортное сырьё, в том числе сырьё для лесной промышленности. Также прилагается таблица минеральных ресурсов Японии.
Глава
3. Экологические проблемы окружающей
среды Японии.
3.1. Характеристика
экологических проблем
В Японии остро стоит проблема охраны природы от ущерба, наносимого интенсивной хозяйственной деятельностью. Особую актуальность представляет борьба против ухудшения состояния окружающей среды (получившего в японских средствах массовой информации и научной литературе наименование «когай) в результате прежде всего загрязнения земли, водоёмов и атмосферы производственными и бытовыми отходами, а также распространения шума, вибрации и т. д. На рубеже 60–70-х гг. XX века, вследствие структурных диспропорций развития японской экономики в предшествующие годы, эти явления достигли масштабов общенационального экологического кризиса, став одной из самых острых социальных проблем. В 1970 г. только экономический ущерб от загрязнения составил около 6,1 трлн иен (13,8% ВНП). Среди жителей наиболее экологически неблагополучных районов получили распространение специфические заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды, – «болезнь минамата», «астма йоккаити», «болезнь итай-итай».
Болезнь Минамата – синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути, преимущественно метилртутью. Была впервые обнаружена в Японии, в префектуре Кумамото в городе Минамата в 1956 году. Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях — паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом. Причиной возникновения болезни послужил продолжительный выброс компанией «Chisso» в воду залива Минамата ртути, которую донные микроорганизмы в своём метаболизме преобразовывали в метилртуть. Это соединение ещё более токсично и, как и ртуть, склонно накапливаться в организмах, в результате чего концентрация этого вещества в тканях организмов возрастает с повышением их положения в пищевой цепочке. Так, в рыбе в заливе Минамата содержание метилртути составляло от 8000 до 36 000 мкг/кг, в устрицах – до 85 000 мкг/кг, в то время как в воде её содержалось не более 680 мкг/л.[1]
Особенно высокая степень загрязнения наблюдается на узкой полосе тихоокеанского побережья острова Хонсю, где на ограниченной территории производится более 70% всей промышленной продукции и проживает 4/5 населения Японии. В зимнее время этот район находится в ветровой тени по отношению к муссону, стоит штилевая погода, перемешивания воздуха не происходит, и загрязнители накапливаются в приземных слоях атмосферы в достаточно высоких концентрациях. Над крупными промышленными центрами (Токио, Осака, Кавасаки и другими) образуются «пылевые купола», резко снижающие прозрачность атмосферы, уменьшающие число часов солнечного сияния. «Когай» (равнозначен английскому «смог») часто нарушает жизнь больших японских городов.
Реки загрязнены промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Особенно велика степень загрязнения рек на низменностях и приустьевых частях, а также прибрежных вод.
Заметно уменьшилась прозрачность морских вод. Наиболее загрязнёнными являются территории заливов тихоокеанского побережья – Хонсю-Токийского, Санами, Суруга, Исенуоми. Они открываются в море как раз навстречу прибрежным течениям, что приводит к оттеснению загрязнённых вод внутрь заливов, застаиванию и накоплению в них загрязняющих веществ.
Загрязнение вод в основных районах рыболовства приводит к значительному снижению уловов. Загрязнение атмосферы и поверхностных вод гибельно отражается на растительном и почвенном покрове, на животном мире.
Не менее сложными являются проблемы водоснабжения и канализации, уборки и утилизации мусора, обеспеченности зелёными насаждениями.
Энергосбережению в Японии придается общенациональное значение. Это объясняется крайней скудностью ее собственных энергоресурсов (см. табл. 1) и неустойчивостью положения на мировом рынке нефти. Политика по энергосбережению базируется на концепции комплексной экономической безопасности, провозглашенной в середине 70-х гг.
Приоритетным
направлением этой политики является
максимальное ослабление зависимости
страны от нефти, которую она фактически
полностью ввозит из-за рубежа. Решающая
роль в достижении этой цели отводится
научным исследованиям по атомной энергетике,
по освоению других энергоносителей, альтернативных
нефти (программа «Солнечный свет»), а
также разработке и внедрению энергосберегающих
технологий (программа «Лунный свет»).
3.2.
Политические аспекты
экологического управления
Под давлением общественности японское правительство 6ыло вынуждено принять неотложные меры по улучшению экологической ситуации в стране. С конца 60-х – начала 70-х гг. охрана окружающей среды выделилась в самостоятельное направление государственной политики, превратившись впоследствии в неотъемлемую часть государственного регулирования экономики.
В первой половине 70-х гг. были заложены организационно-правовая, финансовая, материальная и научно-техническая основы охраны окружающей среды в Японии. Природоохранное законодательство этой страны ныне включает Основной закон об охране окружающей среды (1970), более 30 других общегосударственных законов, регулирующих различные стороны экологической деятельности, а также большое количество нормативных актов местных органов власти. Была создана целая система природоохранных органов во главе с Управлением по вопросам окружающей среды, функционирующим на правах министерства. В указанный период средства, выделяемые на охрану окружающей среды, в отдельные годы достигали 3–5% ВНП. Большое внимание было уделено научно-техническому обеспечению охраны окружающей среды, проведению НИОКР по экологической тематике в государственных и частных НИИ и лабораториях, университетах. В японском машиностроении сложилась подотрасль по производству очистного оборудования и средств контроля за состоянием окружающей среды.
С середины 70-х гг. главную роль в охране окружающей среды стало играть оперативное управление её качеством, которое осуществляется с помощью методов административного контроля (нормативов, мониторинга, правил эксплуатации природных ресурсов, экспертизы качества товаров по экологическому признаку, оценки воздействия хозяйственных проектов на окружающую среду, различных санкций) и мер финансово-экономического характера, направленных на поощрение или принуждение предпринимателей к природоохранной деятельности (льготное целевое кредитование компаний на экологические цели, налоговые льготы, штрафы и санкции, платежи и взносы в различные природоохранные фонды и т. д.).
Осуществление природоохранных мероприятий (которые проводятся правительством, местными властями и предпринимателями в рамках государственных или совместных с частным сектором программ и включают оснащение предприятий очистным оборудованием, сбор и переработку отходов, водоочистку и т. п.) и структурная перестройка японской экономики способствовали тому, что в 80-е гг. многие традиционные экологические проблемы были в значительной степени решены. В то же время возросла опасность для окружающей среды таких явлений, связанных с развитием научно-технического прогресса, как электронное излучение, загрязнение радиоактивными или редкими химическими элементами и их соединениями, возможность появления новых (в том числе опасных для человека) биологических видов в результате генетических манипуляций и т. п. В этих условиях общественность Японии, обеспокоенная возможностью нового витка экологического кризиса с ещё более глубокими последствиями, выступает за дальнейшее совершенствование контроля за состоянием окружающей среды, переориентацию экологической политики на предупреждение ущерба природе.
Юридическую основу политики энергосбережения заложил Закон о рациональном использовании энергии, принятый парламентом в 1979 г. Он предусматривает комплекс мер по рациональному и эффективному использованию энергии во всех сферах национального хозяйства, в том числе: выработку и обязательное соблюдение норм расхода тепловой и электрической энергии на производстве (в промышленности, строительстве и т. д.), ориентацию конструкторских разработок на создание новых приборов и механизмов энергосберегающего типа и др. Законом санкционируется введение института контролеров (назначаемых министерством внешней торговли и промышленности и подотчетных только данному министерству), которые призваны следить за соблюдением установленных норм расхода тепловой и электрической энергии на производственных объектах. За превышение этих норм налагаются штрафные санкции.
В
дополнение к закону издан ряд
инструкций и рекомендаций, например:
Правила по рациональному использованию
тепла в жилых и административных зданиях
(1980), торговых помещениях (1985), учитывающие
особенности построек и климатические
условия конкретных районов Японии; инструкции
по производству и эксплуатации энергосберегающих
изделий.[9]
3.3.
Охраняемые природные
территории
Ещё одним направлением природоохранной деятельности, наряду с борьбой против загрязнения окружающей среды, являются мероприятия, направленные на сохранение ценных природных объектов, флоры и фауны. К их числу относится регулярное, раз в пять лет, проведение обследований состояния природы («зеленые переписи»), создание охраняемых территорий — природных парков.
В Японии различают природные парки трёх типов. Это – национальные парки, создающиеся в исключительных по красоте местах, природа которых является общеяпонским достоянием (к самым известным из них относятся: Сикоцу-Тоя, Дайеецудзан, Фудзи-Хаконе-Идзу, Никко и др.). Природными парками, приравненными к национальным (так называемые «квазинациональными»), объявляются природные объекты, уступающие по ценности охраняемым в национальных парках, но тоже имеющие общенациональную значимость. Префектурные и муниципальные природные парки служат целям охраны природных объектов, характерных для той или иной местности. В 1986 г. в Японии насчитывалось 379 природных парков общей площадью 5,3 млн га (14,1% территории страны): 27 национальных (2 млн га), 54 «квазинациональных» (1,3 млн га) и 298 префектурных и муниципальных (2 млн га). В 27 национальных и 30 «квазинациональных» парках Японии созданы морские природные парки для охраны прибрежных вод и участков побережья. Первыми из них в 1973 году появились: Асицури на Сикоку и Наго на Окинаве. В 1985 г. площадь таких парков составляла 2,4 тыс. га. Так, национальным парком объявлена часть Внутреннего Японского моря с находящимися в ней островами.
Информация о работе Физико-географическая характеристика и экологические проблемы Японии