Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:16, реферат
Центрально-Чернозёмный экономический район (ЦЧЭР) расположен в центре европейской части Российской Федерации. Соседство с развитыми индустриальными районами России (Центральным, Поволжским, Северо-Кавказским) и Украины (Донецко-Приднестровским) благоприятно сказывается на его экономическом развитии. Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны — Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским районами и Украиной.
1. Географическое положение
2. Административный состав
3. Характеристика природно-ресурсного потенциала
4. Экономическое положение
5. Демографическое положение
6. Отрасли специализации
7. Характеристика транспортной сети
8. Обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами
9. Черты экономико-географического положения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская
государственная академия экономики
и права»
Кафедра
______________________________
Факультет _____Аудитор__________________
Реферат
по дисциплине «Экономическая
география и регионолистика»
На тему: ____Центрально-
Черноземный экономический район_________
Выполнила: Ивановская С.В.
Группа: СТ-01
Проверила:_________________
Хабаровск 2010
Содержание:
1. Географическое положение
2. Административный состав
3. Характеристика природно-ресурсного потенциала
4. Экономическое положение
5. Демографическое положение
6. Отрасли специализации
7. Характеристика транспортной сети
8. Обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами
9. Черты экономико-
Географическое положение
Центрально-Чернозёмный экономический район (ЦЧЭР) расположен в центре европейской части Российской Федерации. Соседство с развитыми индустриальными районами России (Центральным, Поволжским, Северо-Кавказским) и Украины (Донецко-Приднестровским) благоприятно сказывается на его экономическом развитии. Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны — Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским районами и Украиной.
Используя
преимущества своего
Административный
состав
Состав:
Белгородская, Воронежская область, Курская
область, Липецкая область и Тамбовская
область.
Характеристика
природно-ресурсного
потенциала
Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1 оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч. в Курской области 9,3 млрд.т, в Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области — Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных
рудников
ведется с помощью специальных
холодильных агрегатов для
замораживания пород при
Также
район обладает крупными запасами
нерудных ископаемых: гранитов,
огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов;
имеются запасы медно-никелевых
руд и бокситов. В железорудных
месторождениях Белгородской
Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское месторождение огнеупорных глин и Павловское — строительных материалов. В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов, строительных материалов.
Липецкая
область располагает
В
Тамбовской области имеются
Центрально-Черноземный район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.
Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно
увлажненный, в юго-восточной — более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля +(19-20) 0С, января — (9-11) 0С. Количество годовых атмосферных осадков 400—500 мм в год. Продолжительность вегетационного периода с температурой выше 50С — 175-200 дней, с температурой выше 100С— 140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование — водоснабжение населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных
городах.
Ценнейшим
богатством района являются почвы: только
на западе Курской и на севере Тамбовской
областей распространены серые лесные
и подзолистые почвы, на всей остальной
территории — разного типа черноземы
с содержанием гумуса от 4-6 до 10-12%
с мощью горизонта в отдельных районах
до 120- 130 см. Это самые плодородные
почвы. Чернозёмы здесь образовались
на рыхлых грунтах песковидных
суглинков, поэтому они легко поддаются
водной эрозии, ведущей к образованию
оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено
до 60% земель, поэтому борьба
с оврагообразованиями составляет
важнейшую задачу земледельцев
района. Действительным средством этой
борьбы стала специальная обработка полей
и искусственные лесонасаждения,
которые составляют около половины
лесопокрытой площади района. Средняя
лесистость по району — 8%. Промышленная
рубка леса почти всюду запрещена.
Лесные ресурсы имеют, в основном,
почвозащитное, рекреационное значение.
Промышленная эксплуатация лесов не
играет сколько-нибудь значительной
роли в обеспечении района деловой
древесиной. Лесная и деревообрабатывающая
промышленность использует привозное
сырье, в районе производят
мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные
плиты, фанеру. Продукция
отрасли обеспечивает внутренние
потребности региона в товарах народного
потребления.
Экономическое
положение (ВРП на
душу населения, среднедушевой
доход, реальный к-т
реально располагаемого
дохода и др. в сравнении
со среднероссийскими
показателями)
S=1.2 от всей S территории Р.Ф.
Численность населения=5%
Эффективность основных фондов=0,4 руб. (выпускает 1 рубль оборудования)
Среднедушевой доход=14 тыс. руб. на 1 человека
ВРП торгов.=42-превышает% Р.Ф.
ВРП
обрабат. промыш.=44-превышает% Р.Ф.
Вывод:
Производительность труда в Центрально-
Демографическое
положение
Национальный состав населения Централь-но-Черноземного района в значительной степени однороден: основную его часть составляют русские (85%); на украинцев, населяющих юг Курской и Воронежской областей, приходится 15%. В северо-восточной части района, в Тамбовской области, имеются ареалы (от лат. area — «площадь, пространство») проживания мордвы (особенно в верховьях реки Мокша) и татар.
Высокая
смертность и сильное постарение населения;
низкие темпы экономического роста и медленное
восстановление промышленности в 2000-х
гг.; пониженный уровень профессионального
образования занятого населения; низкий
уровень доходов населения и повышенный
уровень бедности, особенно сельского
населения; медленная трансформация областного
центра в центр рыночных услуг, несмотря
на достаточно высокую численность его
населения. Население Центрально-Черноземного
района составляет 7,9 млн. чел., или 5,3% численности
населения Российской Федерации. В городах
проживает 61,6% населения, в сельской местности
- 38,4%. По плотности населения (47,0 чел. на
км2) регион занимает одно из ведущих мест
в России.
Отрасли
специализации
Важными предпосылками производства в районе является:
1) Высокоразвитый промышленный потенциал
2) Высокоразвитая научная база
3) Благоприятные природные условия
4) Высокая
степень освоения территории
Машиностроение
А) Машиностроение и металлообработка (г. Воронеж, г. Курск)
Б) Энергетическое машиностроение (г. Белгород)
Легкая
А) Пищевая
Б) Производство
тканей
Характеристика
транспортной сети
Транспортный комплекс играет исключительно важную роль в поставках сырья, топлива район ресурсно-дефицитин), вывоз готовой продукции, пассажиро-перевозки, ведущее место имеет железнодорожный транспорт, нагрузка магистрали приходится по направлению Урала, Поволжья. Развитая система нефтепроводов и газопроводов обеспечивает поставку энергоносителей, поставки из Запада, Северо-Запада. Центрально-чернозёмный экономический район пересекают 4 меридиональные (Брянск — Харьков, Орёл — Харьков, Елец — Валуйки, Грязи — Миллерово) и 3 широтные (Сухиничи — Тамбов, Елец — Поворино, Ворожба — Отрожка) ж.-д. магистрали с многочисленными соединениями и ответвлениями. По юго-восточной окраине проходит линия Валуйки — Поворино, обеспечивающая выход из Донбасса на В. Протяжённость ж.-д. сети 4,5 тыс. км (1975); по густоте сети железных дорог (26,9 км на 1 тыс. км2) Центрально-чернозёмный экономический район — один из наиболее насыщенных в стране. В 1975 ж.-д. транспортом было отправлено около 108 млн. т грузов и прибыло 123 млн. т, из них внутри района перевезено 46 млн. т. Ввоз грузов в районе преобладает над вывозом (в 1975 соответственно 79 и 61 млн. т). Ввоз определяют уголь, нефтегрузы, минеральные стройматериалы, лесные грузы; вывоз — железная руда, цемент, прокат чёрных металлов, различные с.-х. грузы. Речной транспорт имеет местное значение (судоходные участки верхнего Дона с притоками составляют около 1,2 тыс. км). Длина автодорог с твёрдым покрытием свыше 11 тыс. км, через территорию района проходят автомагистрали союзного значения: Москва — Симферополь (через Курск), Москва — Кавказ, Москва — Волгоград (через Воронеж) и автомагистрали Харьков — Волгоград и Брянск — Волгоград (через Воронеж).