Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:08, реферат
Шиваизм – это самый древний духовный путь мира. В Индии Шиваизм имеет тысячелетний возраст: археологические раскопки из Мохенджо Даро и Хараппа, раскрывают его историю, которая начинается до калколита. Шиваизм встречается под разными названиями во всех эпохах везде, где процветала духовная традиция.
Шиваизм – это самый
древний духовный путь мира. В Индии
Шиваизм имеет тысячелетний возраст:
археологические раскопки из Мохенджо
Даро и Хараппа, раскрывают его историю,
которая начинается до калколита. Шиваизм
встречается под разными
Это можно легко понять, если учитывать, что Śiva превосходно представляет тот облик Бога, который проявляется, как Великий Инициирующий или как Великий Спаситель существ, окованных в невежество и страдание. Итак, можно по праву утверждать, что любое сильное и искреннее стремление к духовному освобождению на самом деле предназначено ипостаси Бога Спасителя, ипостась известная в Индии под именем Śiva («Добрый и ласковый») и любое проявление освобождающей божественной благодати находится в тесной связи с Шивой. Таким образом, даже не зная этого, в любом духовном просветляющем процессе Благодать Шивы играет основную роль.
Шиваизм имеет многочисленные,
разнообразные формы и
Традиция кашмирского
шиваизма передавалась столетиями подряд
только от Учителя ученику, «из уст
в уши», но первый посвященный этого
великолепного духовного пути, который
письменно сформулировал
Первой фундаментальной работой Шиваизма, традиционно присвоенной Васугупте, является сборник кратких сутр, полностью герметичных для непосвященных, которые представляют собой главные инициирующие способы, позволяющие достигать состояния полного духовного освобождения (обожествления). Этих способов три: Путь Śiva, Путь Śakti или Путь энергии, и Путь ограниченного существа. Эта работа называется «Śiva Sūtra» (афоризмы Шивы), и она считается откровением, которое идет непосредственно от Шивы. Итак, « Śiva Sūtra» указывает новый, более быстрый и прямой духовный путь, на котором призвание Божественной Благодати играет главную роль. На самом деле Васугупта утверждает, что не он написал « Śiva Sūtra » , а нашел её написанной на скале, которая возвысилась из воды. Он смог на ней прочитать и запомнить прочитанное, затем скала опять погрузилась в воду.
Другая работа Васугупты, не менее важная – это « Spanda Kārikā» – «строки (Kārikā) о Высшей Божественной Созидательной Вибрации (Spanda)», работа, которая является подлинным эзотерическим трактатом о резонансе.
В общих чертах, всю написанную шиваистскую традицию (на санскрите śastra) можно разделить на 3 фундаментальные части: Āgama Śastra, Spanda Śastra иPratyabhijñā Śastra.
1. Āgama Śastra рассматривается как прямое откровение Шивы (Бога). Она была передана сначала устно от Учителя ученику и содержит основные работы, такие как: « Malīnivijaya Tantra», « Svacchanda Tantra», « Vijñāna Bhairava Tantra», « Ratnamā Tantra», « Mṛgendra Tantra», « Rudrayamala Tantra», « Śiva Sūtra» и др. Также существуют и многочисленные комментарии этих работ, больше всего к « Śiva Sūtra».
2.Spanda Śastra содержит, пожалуй, самые важные трактаты или доктринальные элементы системы. Главная работа из этой категории – это«Spanda Kārikā», работа Васугупты, которая имеет многочисленные комментарии, два из которых являются самыми главными: один из них рассматривает только первую строку работы и называется «Spanda Sandoha» , а другой является интегральным комментарием и называется «Spanda Nirṇāya».
3. Pratyabhijña Śastra содержит в особенности метафизические
работы и, благодаря необыкновенно высокому
уровню, на котором они написаны, является
для непосвященных самой недоступной
частью письменной традиции Шиваизма.
Этот ряд работ рассматривает самый простой
возможный духовный метод. «Pratyabhijñā» означает именно «узнавание»
или «вспоминание» и имеет духовный смысл – спонтанно и непосредственно
распознавать свою божественную природу,
подлинную природу, которая есть Высшее
Я, Ātman. В этой категории работ, самые
важные это: « Īśvara Pratyabhijñā» –фундаментальная работа Утпаладевы,
и «Pratyabhijñā Vimarśini» – один из комментариев «Iśvara Pratyabhijñā». (Утпаладева – это одна из самых
великих личностей в традиции Шиваизма,
он в совершенстве сочетал Бхакти, –неограниченну
Все эти три ветви шиваистской
традиции были гениально синтезированы,
унифицированы и
Школы Шиваизма имеют разные духовные внутренние отношения, иногда очень мало согласованные с принятой традицией брахманов. Они не основываются исключительно на Ведах и, следовательно, нельзя считать Шиваизм продолжением Вед: Шиваизм раскрыл путь выражения истины о Боге и о духовном просветлении, даже больше и детальнее, и глубже чем показано в Ведах. Главные отличия, как увидим далее, происходят из внедрения концепта Śakti – Силы или Энергии Бога – концепт, который в Ведах не ясно прочерчивается. Итак, Шиваизм в сравнении с Ведами является новым, легким, надежным и наиболее прямым путем, который может предоставить освобождение прямо здесь и сейчас, в этой жизни.
Есть несколько важных
школ Шиваизма, среди которых самые
возвышенные сгруппированы в
Школу «Trika». «Trika» являетс
Итак, «Trika» включает несколько духовных
школ, самая древняя с исторической точки
зрения называется «Krama». «Krama» оз
Еще одна очень важная школа
Шиваизма – это «Kaula» («Kula»
Третья фундаментальная система Кашмирского Шиваизма – это «Spanda», и она также основывается на Śakti, которая также называется еще и «Spanda»(Высшая Божественная Созидательная Вибрация).
Следовательно, с точки
зрения самого духовного посвящения,
главную роль играет не Śiva, а Śakti. Это вовсе не парадоксально,
потому что в духовном видении Шиваизма,
а также и Тантры, Śiva и Śakti – это нераздельные аспекты.
Они всегда и рассматриваются два в одном, и двое только потому,
что ограниченный ум, подчиненный дуализму,
не может соединить главную полярность
духа и материи, энергии и сознания. Śiva всегда с Śakti и Sakti сŚiva; когда есть сознание, тогда
есть и энергия, которая одушевляет это
сознание. Когда есть энергия, имеется,
по крайней мере потенциально, даже под,
казалось бы, слепым проявлением, таинственное
и внимательное сознание. Итак, верный
способ (путь) для того, кто стремится к
Богу, – это все-таки Śakti, а не Śiva. Śiva – это трансцендентный аспект
Бога, который находится за пределами
всех форм манифестации, даже за пределами
любых ментальных представлений. Чтобы
не думали или воображали о Śiva – это неŚiva, потому что Śiva не возможно определить, размышлять
о нем, и он ничем не может быть воссоздан.
Он за пределами любого воображения, желания
или мысли. Мы не можем напрямую соотнестись
к Нему. Но можем дойти к Нему через Śakti, которая представляет имманентный
аспект Бога [«трансцендентный" означает «тот, который за пределами»; «имманентный»означ
С другой стороны, помимо этих трех главных школ («Krama», «Kaula», и«Spanda») системы «Trika», есть еще одна (самая недавняя) такая же важная, названная «Очень короткий и лёгкий путь», но который доступен только немногим (очень возвышенным): прямое узнавание («Pratyabhijñā») Божественной Эссенции. Итак, «Pratyabhijñā» является четвёртым путём шиваистской традиции, который содержит не столько техники, сколько презентацию и индукцию определенных внутренних отношений, необходимых для молниеносного пробуждения Божественного Сознания в нас. Эта система очень ясно показывает, что на самом деле, мы ищем и стремимся достичь того, чем поистине являемся в реальности (Высшее Божественное Я). Иными словами, мы ищем себя самих. И тогда куда и зачем идти вне нас самих? Нужно только стать полностью осознанными о самих себе и заново вспомнить, чем мы всегда являемся, едиными с Богом. Это всё. Это основное воспоминание («Pratyabhijñā») является завершением любого подлинного духовного пути: дойдя до порога экстатического погружения в Бога, там всего лишь вспоминаешь (узнаешь) божественную эссенциальную природу.
В общих чертах можно сказать,
что Кашмирский шиваизм имеет
два больших периода: до Абхинавагупты,
и после Абхинавагупты. До Абхинавагупты
различные шиваистские школы
имели еще много различий в
доктринах, которые чаще всего происходили
из разных видений на некоторые духовные
аспекты, из неточной и непонятной формулировки.
Благодаря Абхинавагупта, традиция
Шиваизма стала единой и очень
сильной, но после него она продолжалась
недолго. Последователем Абхинавагупта
был Кшемараджа, его прямой и самый
важный ученик. Затем постепенно секретная
традиция Шиваизма угасла в Кашмире.
Она еще немного процветала спустя
приблизительно 300 лет после этого
на Юге Индии, где жили несколько
великих посвященных: в первую очередь
знаменитый Джайяратха, который великолепно
комментировал «Tantrāloka», а также и Бхаттанарайяна, который
написал очень глубокую посвященную поэму: «Stavacintamaṇi» («Таин