Введение
Азовское море - уникальный
природный объект. Важность сохранения
его в чистом виде очевидна.
Каждый из нас понимает, что
наше море является источником
как материального, так и духовного
богатства.
Основными проблемами
Азовского моря являются его
неудовлетворительное экологическое
состояние, обусловленное активизацией
экономической деятельности приморских
стран в последние 10 лет, при этом
уровень природоохранной деятельности
в этот период существенно
ухудшился. До распада СССР в
Украине и России реализовалась,
хоть и не идеальная, но более-менее
последовательная государственная
политика по защите гидросферы.
С начала и до конца 90-х годов
в этих странах происходили
масштабные политико-экономические
изменения, и вопросы экологии
отошли на второй план, однако
вследствие резкого спада экономики
параллельно снизился и уровень
нагрузки на экосистему.
С конца 90-х страны
региона вошли в фазу экономического
роста, в результате чего антропогенное
давление на окружающую среду
стало расти: к 2008 г. Россия и Украина
восстановили или превысили объемы
промышленного производства, существовавшие
до краха соцлагеря. Соответственно,
усилилось попадание в море загрязняющих
веществ, которые поступают со сточными
водами, а также при ведении с/х хозяйства
и морских перевозках.
1. Краткая характеристика
Азовского моря
Азовское море —
северо-восточный боковой бассейн
Чёрного моря, с которым оно
соединяется Керченским проливом
(шириною в 4,2 км). Это самое мелкое
море в мире, его глубина не
превышает 15 метров. Крайние точки
Азовского моря лежат между 45°12′30″
и 47°17′30″ сев. широты и между
33°38′ (оз. Сиваш) и 39°18′ вост. долготы.
Самая большая его длина 343 км,
самая большая ширина 231 км; длина
береговой линии 1472 км; площадь поверхности
— 37605 кмІ. (в эту площадь не входят острова
и косы, занимающие 107,9 кв. км).По морфологическим
признакам оно относится к плоским морям
и представляет собой мелководный водоём
с невысокими береговыми склонами. По
отдалённости от океана в материк Азовское
море является самым континентальным
морем планеты. В зимний период возможно
частичное или полное замерзание, при
этом лед выносится в Чёрное море через
Керченский пролив. Как правило, льдообразование
характерно для января, но в холодные годы
может иметь место на месяц раньше. Ихтиофауна
Азовского моря в настоящее время включает
103 вида и подвида рыб. Биомасса фитопланктона
достигает 200 г/м кв.
2. Экологические проблемы
моря
Главные техногенные
факторы, оказывающие наиболее негативное
воздействие на экологическую
систему Азовского моря
- сильное загрязнение
впадающих в море рек, с которыми
в него попадают отходы металлургических
и химических предприятий, а также
коммунальные/бытовые неочищенные
сточные воды. Азовское море, которое
было самым продуктивным в
мире (по вылову рыбы на единицу
водного пространства), в настоящее
время практически утратило свое
рыбопромысловое значение. В последние
годы концентрация роданидов
в море превышает ПДК в 12,6 раза, содержание
фенолов превышает нормативы в 7 раз.
Основными источниками
загрязнения Азовского моря являются
промышленные предприятия и порты
города Мариуполя. Металлургическими
комбинатами «Азовсталь», имени Ильича,
концерном «Азовмаш» ежегодно сбрасывается
свыше 800 млн. м3 (до 99% общего объема сбросов
в море) загрязненных сточных вод. Главным
загрязнителем является «Азовсталь»,
который ежегодно сбрасывает в море более
850 миллионов куб. м отходов, что составляет
99% от общего сброса загрязняющих веществ.
В частности, на 1 декабря 2008 г. комбинат
сбросил в море 86118,3 тис. м3 сточной воды.
В стоках наблюдается превышение предельно
допустимой концентрации (ПДК) по азоту
амонийному в 2,74 раза, по железу общему
в 4 раза, меди – в 2,26 раза, цинку – в 1,76,
нефтепродуктам – в 2,26 раза. Крупным загрязнителем
является Мариупольский морской торговый
порт. На 1 дек. 2008 г. в море сброшено 233 тыс.
т сливных стоков. Очистительные сооружения
порта работают недостаточно эффективно:
в акватории порта показатель загрязнения
воды, в частности, по железу, превышали
(на конец 2008 г.) ПДК в 10 раз.
Беспокоит экологов
постоянный рост объёмов перегружаемых
в украинских морских портах
серы. Так, в порту Мариуполь перегрузка
серы с 1998 – 2000 гг. увеличилась более
чем в 2,5 раза и достигла порядка
2 млн. т. Коммунальные отходы: в прибрежных
районах системы забора, очистки
и подачи воды находятся в
очень изношенном состоянии, поскольку
строились 50–100 лет назад, во многих
населенных пунктах канализационные
системы с очисткой стоков
вообще отсутствуют, и в реки
или непосредственное море сбрасывается
неочищенная вода. По приводимым
в прессе оценкам, ежегодно в
Азовское море сбрасывается 5 млрд.
кубических метров сточных вод;
- загрязнение вод нефтью
и нефтепродуктами вследствие
морских грузоперевозок и деятельности
портов (Крупнейшей за последние
годы стала катастрофа 11 ноября 2007
г., когда в Керченском проливе
в результате шторма были выброшены
на берег или затонули 10 судов,
преимущественно российских. В море
попало от 2 до 4 тыс. т мазута и
около 7 тыс. т серы, что привело
к беспрецедентному загрязнению
острова Тузла, дна и прибрежных территорий
Керченского пролива, гибели большого
количества рыбы, дельфинов и птиц, в том
числе и занесенных в Красную книгу. По
словам украинских экологов, море сможет
очиститься лишь через 5–10 лет, по самым
пессимистичным прогнозам – через 15. Концентрация
нефтепродуктов в Азовском море кое-где
превышает ПДК в 10 раз. в Азовском море
существует критическая ситуация. Концентрации
нефтепродуктов превышают ПДК в 150 раз,
концентрации пестицидов при норме 0 достигают
40 мг / л. Разливы нефти ухудшают кислородный
обмен между водой и воздухом, пестициды
отравляют водные организмы. Подтверждают
это массовые заморы рыбы от кислородного
голода и пестицидной отравления. Отсутствие
достаточного количества надлежащих портовых
сооружений для складирования и обработки
экологически опасных грузов, а также
низкий уровень обеспеченности морских
транспортных средств системами очистки
бытовых стоков и утилизации твердых отходов
приводят к значительному загрязнению
морских акваторий и акваторий портов.
В пределах водоохранной
зоны Азовского и Черного морей накоплено
значительное количество твердых бытовых
и промышленных отходов. Технологическое
несовершенство обустройства свалок вызывает
загрязнение поверхностных и подземных
вод, создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологического
состояния и здоровья населения, деградации
рекреационных ресурсов;
- запрещенное, но повсеместно
используемое донное траление, уничтожающее
донные биоценозы. Хотя официально
оно было запрещено еще в
середине 1970-х годов, рыбаки продолжают
использовать тралы, о чем свидетельствуют
многочисленные следы донных
тралений. Донное траление опасно,
прежде всего, тем, что при таком
способе отлова рыбы уничтожаются
также и все придонные места
обитания рыб и других гидробионтов,
уничтожаются моллюски-фильтраторы
— основа кормовой базы множества рыб,
в том числе и осетровых. Кроме того, поднявшаяся
муть разносится на десятки километров
и резко уменьшает прозрачность воды.
В настоящее время в Азовском море работает
несколько десятков промысловых судов,
применяющих все типы тралов. Они имеют
разрешения на работу кольцевыми неводами
и ограниченное количество вылова. На
самом же деле работают тралами и скрывают
общий улов, где килограммы на бумаге превращаются
в тонны на деле. В результате подобных
действий не только уничтожаются запасы
рыбы, но и ликвидируются традиционные
места кормления и нереста. Кроме того,
перспективы сохранения подводных лугов
осложняются еще и тем, что после произошедшей
недавно в Керченском проливе катастрофы
донная трава приняла на себя большое
количество вытекшего мазута, а в последствии
была выброшена на берег.;
- чрезмерный, в т.ч. браконьерский
вылов рыбы. Хищническая ловля
рыбы Минрыбхозом, которая началась
с 50-х годов 20 столетия методом
мощной океанической ловли с
помощью больших сетей, вместо
традиционных небольших, специальных
снастей. Объемы вылова рыбы в
Азовском море за последние 10
лет сократились в 5 раз. Вылов
рыбы в последние годы составлял
в среднем лишь 20 % уровня 60-х - начала
70-х годов, что привело к ежегодным
потерям товарной продукции. Цимлянское
водохранилище забрало у Азова
80% пресной воды, что привело к
уменьшению площадей нерестилищ
осетровых, сельди, рыбца и повышению
солености моря.;
- строительство водохранилищ
на основных, питающих море реках
(Дон, Кубань), превращение этих водохранилищ
в гигантские промышленные отстойники;
- интенсивное внедрение
в соседних регионах, бассейнах
стока в море орошаемого земледелия
и рисосеяния, вместо традиционных
культур, что привело к интенсивной химизации,
загрязнению почв, вод, засолению моря;
- неконтролируемое, лавиноподобное
увеличение слива пестицидов в море с
прилегающих сельскохозяйственных массивов
и перемещение их реками. Особую опасность
для экосистемы морей представляют сельскохозяйственные
стоки, в состав которых входит много ядовитых
химических веществ, препаратов-пестицидов,
предназначенных для уничтожения вредных
насекомых и грызунов. Из них наиболее
опасным считается ДДТ, который, попадая
в реки и моря, отравляет рыбу и особенно
мальков. Пагубно действуют на ихтиофауну
также минеральные удобрения – нитраты
и фосфаты. Среднее содержание фосфора
в водах Азовского моря колеблется от
20-70 мкг/л. Содержание азота колеблется
от 20–28 до 400 мкг/л .= умирает рыба.Со стоком
малых рек в бассейны Азовского моря попадает
около 12% не усвоенных азотных удобрений,
13% фосфорных удобрений и 6% пестицидов.
Попадание в моря минеральных удобрений,
в особенности нитратов и фосфаты, а также
радионуклидов и прочих токсических веществ
влечёт за собой переудобрение (эвтрофикацию)
вод моря, и, как следствие, – бурный рост
фитопланктона («цветение» моря – интенсивное
развитие сине-зеленых водорослей), уменьшение
прозрачности вод, гибель многоклеточных
водорослей.
- интенсивное, без соблюдения
экологических и санитарных норм
строительство на побережье, на
косах моря множества пансионатов
и баз отдыха. Значительная антропогенная
нагрузка в летний период на
некоторых участках рекреационных
зон приводит к нарушению природного
состояния пляжей, прибрежных лесов,
и снижение их рекреационно-оздоровительного
потенциала;
- дампинг (от англ. damping) –
захоронение в море отходов, удаление
отходов или других предметов из искусственных
морских сооружений, судов и летательных
аппаратов, преднамеренное уничтожение
морских платформ, летательных аппаратов,
судов. Установлена связь содержания токсичных
загрязняющих веществ в воде Керченского
предпроливья с объемами и режимом дампинга.
Несмотря на снижение объемов сбрасываемых
грунтов, уровень загрязнения водных масс
ртутью и свинцом с ноября 1991 по 1994 г. Существенно
возрос при одновременном снижении содержания
указанных элементов в донных отложениях,
что свидетельствует о вторичном загрязнении
придонного слоя вод. В донных отложениях
для большинства определяемых загрязняющих
веществ сохраняется положительная тенденция
к их накоплению в поверхностном слое
осадков.
3. Пути решения экологических
проблем
- смена приоритетов развития
региона – минимизация промышленного
производства (закрытие или перенос
в другие области вредных предприятий),
основными видами деятельности
в приморских районах должны
стать рекреация и рыбное хозяйство.
Что касается портово-транспортной
инфраструктуры, то необходимо усилить
экологический контроль за судоходством
и деятельностью портов, уменьшить
объем перевозки на судах опасных
грузов, добиться строительства
и модернизации очистных сооружений
в портах;
- сокращение безвозвратного
водопотребления и увеличение
речного стока, в том числе
за счет снижения водоемкости
производств; существенное повышение
штрафов за сброс неочищенных стоков промышленных
предприятий.
- коррекция направлений
земледелия в прибрежных регионах,
отказ от выращивания культур,
требующих применения химических
удобрений и пестицидов;
- значительное расширение
охраняемых территорий и акваторий
для сохранения гено- и экофонда;
- восстановление миграционных
путей и нерестилищ рыбы
- ужесточение законодательства
по управлению и охране береговой
зоны,
- постоянный мониторинг
состояния морской среды прибрежных
районов и моря
- оптимизация и сбалансированность
потребления вод Северо-Крымского
канала; - широкое применение на
территориях, использующих для орошения
воды рек, впадающих в бассейн
Азовского моря новой технологии
выращивания риса, позволяющей снизить
расход воды в десятки раз;
- закрытие в Керченском проливе
Тузлинской промоины, которая образовалась
в 1925 году в результате сильнейшего шторма.
Он «отрубил» косу Тузла (Среднюю косу)
от материка, расширив тем самым коридор
пролива, дав возможность большему количеству
густо соленой воды проникать в Азовское
море. «Заделка» промоины может положить
начало восстановлению исконного режима
обмена между Черным и Азовским морями;
- введение платы за пользование водой
для орошения;.
- прекращение сброса
в море, лиманы и реки неочищенных
сточных вод, разделение бытовых
и промышленных стоков, обеспечение
последних закрытыми циклами
водообмена, канализация ливневых стоков
и обеспечение их очистки перед выпуском
в море, предотвращение попадания в море
и лиманы неочищенных дренажных вод. Некоторые
из методов очистки:
1. Механический метод.
Применяется для отделения
твердых нерастворимых примесей.
Для этой цели используют процеживание,
отстаивание, фильтрацию, удаление
взвешенных частиц под действием
центробежных сил и отжимания.
2. Химические методы.
Используются для удаления
из сточных вод растворимых
примесей. Методы связаны с использованием
реагентов, превращающих вредные
примеси либо в малотоксичные,
либо в малорастворимые. К химическим
методам относятся нейтрализация,
окисление и восстановление, удаление
ионов тяжелых металлов.
3. Физико-химические методы.
С помощью их производится
удаление из сточных вод суспендированных
и эмульгированных примесей, а также растворенных
органических и неорганических веществ.
Основные способы: коагуляция и флокуляция,
флотация, адсорбция, ионный обмен, экстракция,
обратный осмос и ультрафильтрация, десорбция,
дезодорация, дегазация и электрониохимические
методы.