Экономико-географическая характеристика Юго-Западных районов Восточно-Казахстанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение предпосылок формирования и составления экономико-географической характеристики юго-западных районов (Аягозского, Жарминского и Урджарского) Восточно-Казахстанской области.
Исходя из цели, нами поставлены следующие задачи:
- составить экономико-географичес
кую характеристику юго-западных районов ВКО;
- выявить особенности экономико-географического развития юго-западных районов Восточно-Казахстанской области;
- изучить исторические условия формирования, природные условия, природные ресурсы, демографический, социально-экономический потенциал юго-западных районов;

Вложенные файлы: 1 файл

diplomn_Abenova.docx

— 733.91 Кб (Скачать файл)

 Расположен в 55 километрах от  города Аягоз. Благодарные потомки  в 1990 году воздвигнули новый мавзолей.

Шынгожа Базаркулулы жил в 1706-1768 годы. Он один из руководителей казахских отрядов, отважный батыр, проявивший мужество в отражении нашествия жунгаров.

 Имя батыра, одержавшего победу  со своим отрядом в сражениях  возле Аягоза, Анракая, Калба, Алаколь, стало боевым кличем рода Тума.

 В 21- летнем возрасте он прославился  после первого победного поединка  с жунгарским батыром Доба, прозванного  Аюкара. С этих пор слава о  мужественном батыре, одержавшем  победу во многих сражениях,  распространилась по всей казахской  степи.

 Памятник Шынгожа – батыру  установлен на территории аула  Шынгожа бывшей Семипалатинской  области поодаль от автомобильной  дороги Алматы – Усть -Каменогорск. Название аула Шынгожа  также  непосредственно связано с именем батыра.

Дулат Бабатайулы жил в 1802-1874 годы. Родился в нынешнем Аягузском районе в местечке Сандыктас-Акжайлау. Здесь и похоронен.

 Дулат-неповторимый поэт, воспевший  один из истрических периодов  родной земли первой половины 19 века. Он был одним из обративших  внимание на коллониальную политику  царской России.

 Дулат был выразителем интересов  и чаяний народа, боровшийся против  царского насилия и гнета, глашатаем  освободительной борьбы казахского  народа.

 Образование Дулат получил  у аульного муллы. Свои стихи  собирал в рукописной книге. Вместе  с рукописями Дулата сохранились  и стихи непревзойденного жырау  Актамберды.

 Первый сборник акына «Завещание»  вышел в Казани в 1880 году. В 1991 году издательство «Жазушы »  выпустило сборник сочинений  под названием «Напевы времени».

 Дулат акын, живший до Абая, занимает особое место среди  акынов в казахской литературе.

Мавзолей Барака, возведенный народом, соответствует своему имени, а также является символом почета Бараку. Мавзолей был построен во второй половине 19 века. Для строительства были использованы такие строительные материалы,как кирпич, карагаиники, карагач, можжевельник. Высота составляет 8 метров 80 см, толщина стены 1 метр 45 см. Барак султан был мужчиной крупного телосложения. Могила находится в Аягозском районе у берегов реки Ашысу в селе Майлин.

Жобалай би  родился  в 1700 и умер в  1770 г.   Заслужил славу   батыра, был избран  бием.  По преданию, от Керей Жастабана   родились Сартыкай, Сарбас, Бегимбет.   От Бегинбета -  Бекназар, Косай, от Косая -  Еламан, Жолымбет, Жолай, Рысбек, от Рысбека родился Кудыке, от жены Рысбека  Косбике родились Байжигит, Байсейт, Майемер, от Байсейта -  Куттыберлы, Карабай Казанкап, Жобалай, Шерлиш Курмыс. У Жобалая  было 4 жены и  шестеро сыновей: Марка, Жиде, Тасыбай, Татан, Суттибай, Жанал. Вот таким образом  распространились потомки Жобалай би.

 Жобалай Байсейтулы  был одним  из первых биев, который появился  во времена, когда кереи Алтая  обосновались на земле Чубартау. Уже в  12 лет он был  прозван  мальчиком – бием.  В 1760г. по  инициативе Жобалай би потомки  12 родов  алтайских кереев  были  переселены на  благодатные земли  междуречья рек Даганды, Баканас, Кур, Корык, Малгелды, Сары и  Кусак.  

 Могила Жобалай би расположена  выше места слияния с  Балхашом  реки Даганды недалеко  аула  Мадениет. Это достаточно высокое  куполообразное  сооружение построено  из кирпича.

 Летом 2000 года потомки  Жобалай  би,  меценаты,   жители села  Мадениет  реконструировали  мазар, обложив его  белым кирпичом  и восстановив  высокий  купол. По обычаю  был прочитан Коран  и  дан ас.  Это большое дело  подняло дух народа.

 Шакантай батыр Жаугашарулы  жил примерно в  1706 – 1781 гг.   Родина  Шакантай батыра -  золотые  горы Алтая, место под названием  Сауыр. Примерный год рождения  Шакантай батыра (1706) требует дополнительного  исследования.  Также  никто не  может с точностью сказать,  в каком году он скончался. Но известно, что батыр жил  в 18 веке  и в те   тяжелые  годы был для своего обездоленного  народа  защитником и опорой.     

 На территории  Аягоза, в частности, Чубартауского региона  в исторический   период, известный под названием  «Ақтабан шұбырынды, Алакөл сұлама», отважный Шакантай батыр боролся  с  врагами  народа, сражаясь  за  его честь и свободу.   Шакантай  был не только смелым батыром, но и  пламенным оратором, оставившим  мудрое наследие поэтом, а также  народным вождем.

 Шакантай происходит из рода  Керей, потомок Бекназара сына  Бегинбета Жастабана. От Бекназара  родились Кудайберды, Кожагелды, Койлыбай, Жадыгер. От Кудайберды - Майбасар,  Жаугашар. От Жаугашара родился единственный сын  Шакантай. А Жастабан известен как один из 12 Абак кереев.

О Кенжегуле Сейтенулы мало письменных сведений. Известно, что он один из «Семи Сейтенов». Его братья: Итемген, Аганас, Тоганас, Тогас, Жанке, Аган, Балта.

 Кенжегул с молодости участвовал  во власти, во многих местах  руководил народом. Он  был известным  человеком своего времени, и то, что Кунанбай согласился сосватать  за него свою первую дочь  Такежан, является свидетельством  того, что Кенжебай  был на равных   с Кунанбаем.

 Кенжегул был старше Кунанбая  примерно на десять лет, родился  около 1794-95 года.

 В своё время Кунанбай  участвовал в решении земельных  споров между родами Сыбан  и Тобыкты, был красноречивым оратором.

 Могила Кенжегула находится  возле аула Кундызды. Это место  является, по-видимому, было границей  между землями Сыбан и Тобыкты, здесь Кенжегул своим потомкам  завещал его похоронить.

Актамберды жырау родился в 1675 году в Южном Казахстане в Каратау в богатой семье. Будущий жырау воспитывался в семье дяди - батыра Бердике. В раннем возрасте, уже в 10-11 лет, в нём  проявился талант акына, а в 17 лет он участвовал в войне казахов с ханствами Центральной Азии. Своим мужеством, умом он стал известен многим. Много раз уходил от смерти. Однажды, совершая разведку, попал в руки врага, и сбежал  из плена перед исполнением приговора о смертной казни. Когда в 1723 году казахи потерпели поражение от ойратов, потеряв  южную и восточную часть страны, Актамберды батыр был уважаемым аксакалом Среднего жуза. Батыр своими делами, вдохновляющими песнями был одним из организаторов борьбы против жунгаров, сражался в первых рядах казахского войска. Когда государство жунгаров было полностью разрушено и началось переселение в южные земли, Актамберды сыграл важную роль в полном возвращении казахских родов на свою родину.

 Батыр жырау скончался в 1768 году в  возрасте девяноста  трех лет. В наши дни полуразвалившееся  надгробие жырау находится на  сопке Журек Жота совхоза Жданов  Абайского района  Семипалатинской  области.

Бегеш шешен жил с 1834 по 1911 год. Он был свесрстником Абая. Бегеш шешен оставил за собой мудрые слова. Был очень умным, красноречивым, авторитетным человеком. По рассказам пожилых, он родился в 1834 году в Семипалатинской области, в районе Чубартау, в совхозе «Горный» на берегу реки Баканас. Он был из племени Жастабан Керея.

 Бегеш Сабанұлы умер в 1911 году в своем родном ауле. Позднее  в 1986 году на его могиле поставлен  памятник. На памятнике написано, что Бегеш был другом Абая, мастером слова, персонажем эпопеи  «Абай жолы», земляком Абая.

 Могила Бегеша находится  в его родном ауле в совхозе  «Горный».

 Летом 2000 года его земляки, жители  поселка Бакошкер, воостановили  могилу Бегеша.

Байготан би из племени Жастабан Керей. Бабан родился в 1739 году и умер в 1834 году, то есть когда ему было 95 лет. Косай Байготан би в молодости получил благословление от Кожагелды Томана.

 Его могила была выложена  из кирпича в Чубартауском  районе, в совхозе «Алгабас» бывшей  село области, на правом берегу  реки «Бабан өзені», в трех  километрах от трассы Кайнар  Баршатас. Это могила была воздвигнута  самим Байготаном его брату  Болату. Внутри большого мазара  есть еще могилы Болата, Байготана  и младшей сестры Болган. Болган  была выдана замуж за аргына  и после смерти, по ее завещанию, она была похоронена рядом  с братьями. 

 В 1998 году в сентябре могила  Бабана была восстановлена и  заново построена из белого  кирпича, после чего были проведены поминки в честь Бабана [8].

В районе существует большой природный потенциал для развития таких видов туризма,  конный и пеший туризм, спортивная рыбалка и охота.

 С 2007 года деятельность по  развитию туризма была направлена  на выполнение Государственной  программы развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы, Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области  на 2006-2008 годы, путем создания и развития инфраструктуры, формирования и продвижения туристского имиджа области, привлечения инвестиций в отрасль туризма. 

В 2007-2009 годы проводилась работа по капитальному ремонту и реконструкции  имеющихся туристских объектов за счет средств хозяйствующих субъектов. В частности мост через р.Аягоз возле мавзолея «Козы Корпеш - Баян Сулу». Строительство гостиницы частным предпринимателем М. Тортаев и ТОО «Жапек» и др.

В целях формирования привлекательного туристского имиджа района на областном  рынке туристских услуг, принимается участие  субъектами туристской индустрии района в туристских выставках, ярмарках, мероприятиях по внутреннему туризму (таблица 9).

Таблица 9

Динамика развития показателей туризма за 2007-2011 годы

Наименование показателя

Ед. изм.

2007

2009

2011

Объем оказанных туристских услуг

тыс. тенге

15,5

14,5

  19,3

Объем въездного туризма

тыс. чел

-

-

-

Объем  внутреннего туризма

тыс. чел

7,9

10,1

10,1

Количество туристских организаций (филиалы)

кол-во

1

1

1

Примечание – Составлено Казыбаевой А.М [19]


Для выявления основных проблем выделяются сильные стороны, которые представлены:

1) Выгодным экономико-географическим положением района.

2) Разнообразием ландшафтов, наличием  объектов культуры и истории, малого и среднего бизнеса.

3) Разнообразными туристскими маршрутами (горно-пешеходный,

  конный  туризм, охота, рыбалка и  т.д).

И слабые стороны:

1) Отсутствием развитой инфраструктуры туризма, в том числе плохое состояние дорог.

2) Отсутствием квалифицированного управленческого и

обслуживающего персонала;

3) Недостаточной  рекламой о туристских ресурсах района.

4) Отсутствием инвестиций в туристическую отрасль,

квалифицированных кадров, слабое развитие придорожной  инфраструктуры значительно тормозит развитие туризма в районе.

Выделяют:

1) Возможность создания конкурентной инфраструктуры туризма.

2) Обеспечение занятости населения.

3) Увеличение потока туристов по въездному и внутреннему туризму и рост доходов и поступлений в бюджет.

Угрозой являются:

1) Ограниченные финансовые возможности поддержки туризма, дефицит собственных средств и инвестиционных ресурсов.

2) Низкий уровень профессионализма в туристском бизнесе,

  несоответствие качества и уровня  и обслуживания ценам на предоставляемые  туруслуги.

Существует ряд проблемных вопросов, решение которых позволит достичь создания и развития конкурентоспособного туристского сектора и поднятия имиджа Аягозского района:

1) Недостаточное развитие туристской и транспортной инфраструктуры:

      - Материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пункты общественного питания и сервиса, характеризуется высокой степенью износа.

      - На сегодняшний день масштабы туризма, виды, качество и предложения мест проживания для туристов не соответствуют международным требованиям.

       - Отсутствие в отдаленных районах средств и возможности надежной мобильной связи для контроля прохождения маршрута и на экстренный случай для оказания оперативной помощи.

2) Слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и отсутствие научной базы туризма.

3) Одной из основных проблем, препятствующих развитию туризма, является отсутствие специализированных туристских кадров в обслуживающей сфере. Это относится не только к проблеме отсутствия квалифицированного персонала на объектах индустрии туризма, но и к качеству подготовки кадров для туристской отрасли [20].

Основными проблемами развития  района являются:  социальные проблемы, снижение численности населения за счет естественной убыли, недостаточность высококвалифицированных кадров в социальной сфере, дифицит водных ресурсов, состояние дорог, улучшение структуры в сельском хозяйстве, развитии перерабатывающих отраслей, необходимость развития соответствующего направления  промышленности [11].

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Юго-Западных районов Восточно-Казахстанской области