Экономико-географическая характеристика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных характеристик государства, что связано с решением следующих задач:
описать географическое положение, полезные ископаемые и природные ресурсы страны;
рассмотреть политическое устройство и структуру населения;
отразить общую характеристику хозяйства (промышленность, сельское хозяйство);
изучить инфраструктуру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Административно-территориальное устройство Японии 5
1.1 Географическое положение Японии 5
1.2. Природные ресурсы и полезные ископаемые 8
1.3. Политическое устройство Японии 10
2. Демографическая ситуация и особенности социального развития 13
2.1. Демографическая ситуация 13
2.2. Социальная инфраструктура 15
2.2.1 Здравоохранение 16
2.2.2 Образование 18
2.2.3 Жилье 19
2.2.4 Транспорт 20
3. Хозяйственный комплекс и внешнеэкономическая деятельность 23
3.1. Промышленность 23
3.2. Сельское хозяйство 25
3.3. Внешнеэкономическая деятельность 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2.1.docx

— 570.29 Кб (Скачать файл)

2.2.2 Образование

Образование в Японии - это  культ, поддерживаемый семьей, обществом  и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы  попасть на работу в уважаемую  и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место  в обществе. Хорошее образование  считается гарантией того, что  она окажется успешной.

В стране существует система ясельных учреждений (для детей до 3-х лет) и детских садов (для детей от 3-х до 6-ти лет). В частные дошкольные и школьные учреждения прием ведется напрямую. В муниципальные заведения — соответственно, через муниципалитет. В муниципальные ясли принимаются дети от одного месяца, но только в том случае, если оба родителя работают. Заявки муниципалитет собирает к сентябрю с тем, чтобы к 1 апреля, то есть началу учебного года, подготовить соответствующие учреждения к приему детей. Причем все положенные сроки соблюдаются очень строго.

В целом образование в  Японии строится так: 6 лет в начальной  школе, 3 года в средней школе и  столько же в средней школе  повышенной ступени. Затем 4 года в университете.Обязательными  являются первые 9 лет обучения.

При поступлении в школу  повышенной ступени существует система экзаменов. Как правило, это японский язык, социальные науки, математика и английский язык.

К поступлению в университеты в Японии допускаются лица, имеющие  аттестат об окончании средней школы. Система высшего образования  включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

  1. Университеты полного цикла
  2. Университеты ускоренного цикла
  3. Профессиональные колледжи
  4. Технические институты.

2.2.3 Жилье

Недвижимость в Японии очень дорогая. Причин несколько: не хватает пригодных для строительства земель, сейсмическая опасность, ведущая к удорожанию строительства капитальных зданий, и ряд строгих законодательных ограничений на строительство. Например, в местах отдыха нельзя строить здания выше двух этажей, причем территорию вокруг обязательно нужно озеленить.

Средняя цена 1 квадратного метра жилья в Токио - $7.000. В других престижных городах - Осаке, Иокогаме, Кобэ немногим меньше - $5.000-6.000. Средняя квартира в Токио - а это 60-65 квадратных метров - стоит около $450.000. Средний доход жителей японских островов составляет $4.000 в месяц, то есть позволить себе купить квартиру в столице может не каждый. Поэтому многие японцы, а также европейцы, работающие в Токио, предпочитают жить в собственных домах подальше от центра. Стоит средний дом с землей около $600.000, но в отличие от средней квартиры его площадь составляет 110-120 квадратных метров, не считая небольшого, в 2 сотки, "приусадебного" участка. Таким образом, 1 квадратный метр площади в собственном доме обходится его владельцу почти на $2.500 дешевле, чем в квартире.

Однако покупка собственного дома даже в 30 километрах от Токио все  еще была не по карману подавляющему большинству населения, поэтому  был найден компромиссный выход из создавшейся ситуации: долгосрочная аренда земельных участков, отводимых под застройку.По мнению местных экспертов, покупка жилого дома на участке, арендованном на 50 лет, обходится почти вдвое дешевле, чем приобретение дома вместе с участком в полную собственность.

Согласно действующим  в Японии договорам об аренде земли, арендатор выплачивает землевладельцу достаточно большой взнос-депозит  и ежемесячную ренту. После истечения  срока контракта сумма депозита с процентами возвращается арендатору. А покупатели жилых домов по такой  схеме не становятся собственниками земли, но могут свободно распоряжаться  домом, в том числе и продать  его до истечения срока аренды участка.

2.2.4 Транспорт

В Японии, несмотря на преобладание гористой местности, хорошо развита  инфраструктура, причем распространение получили все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.Четыре главных острова Японии связаны морскими, воздушными и сухопутными путями. Еще в 1942 г. был открыт подводный туннель «Канмон» под Симоносекским проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю. Позднее был построен второй туннель – «Синканмон» – длиною почти в 19 км. Кроме того, Хонсю и Кюсю, Хонсю и Сикоку соединены автодорожными мостами. Под проливом Цугару, разделяющим острова Хонсю и Хоккайдо, в 1988 г. был построен самый длинный в мире туннель «Сэйкан» протяженностью 54 км, 23 км из которых проходят на глубине 100 м под водой.

Основным видом транспорта является автомобильный, на который приходится 52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок.Скоростные автотрассы - одно из важнейших звеньев транспортной системы страны.В Японии более 1,14 миллиона километров дорог, из них 60 000 км - по хайвеям и автострадам, и на один квадратный километр площади приходится почти три километра дорог, что примерно в два раза больше, чем во Франции или Великобритании, и в четыре с половиной раза больше, чем в Соединённых Штатах.Обеспеченность автомобилями на душу населения - 552 на 1000 человек - самая высокая в мире.

Городской автобус является основным общественным видом транспорта в городах, где нет метро. Как  и все остальные средства передвижения, автобусы ходят чётко по расписанию и даже в пробки практически не опаздывают, т.к. для них выделена отдельная полоса на дороге, занимать которую в определённое время  суток обычные автомобилисты  не могут.По всей стране также курсирует  огромное множество автобусов дальнего следования – автобус является одним  из самых дешёвых средств передвижения между городами.

В Японии очень эффективным  транспортным средством являются железные дороги. Поезда являются массовым и высокоскоростным транспортом между основными городами, и для пригородных пассажиров, ежедневно совершающих поездки в мегаполисы. Семь железнодорожных компаний Японии, находившиеся в руках государства до 1987 года покрывают большую часть страны. Также есть железнодорожные сервисы, предоставляемые частными компаниями, региональными правительствами, и компаниями, основанными обеими сторонами. Японские поезда известны тем, что они всегда ходят по расписанию. Пять станций (Синдзюку, Икэбукуро, Сибуя, Умэда, Иокогама) обслуживают по 2 миллиона пассажиров в день каждая, делая японцев нацией, которая больше всех пользуется железными дорогами в расчёте на душу населения.Железнодорожная сеть страны протянулась более чем на 23 670,7 км, из которых 11 952 км – электрифицированы. На железных дорогах Японии насчитывается 3,5 тыс. туннелей. Из 10 самых длинных железнодорожных туннелей мира 5 находится в Японии.Большое значение имеет сеть высокоскоростных поездов «Синкансен» («Новая линия»)протяженностью 7000 км.Синкансэн связывает самые крупные города Японии от Хаката на Кюсю до Мориока на севере Хонсю. Этот поезд может развивать скорость до 270 километров в час.Помимо сверхскоростных поездов, напряжённо функционирует сеть пригородных поездов и метрополитена со своими линиями, сложно переплетающимися внутри и за пределами крупных городов. На настоящий момент города Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Токио, Иокогама имеют метро. Каждый день токийским метро пользуются более девяти миллионов человек.

По уровню развития воздушного транспорта Япония находится на одном  из первых мест в мире. Здесь имеется множество международных аэропортов, и каждую неделю между Японией и другими странами совершается в среднем 1681 международный рейс. Многочисленные внутренние аэропорты тоже загружены - каждый день на них садится в среднем 1857 самолётов. Поскольку Япония - островное государство, эти аэропорты играют особенно важную роль, связывая все части страны с остальным миром.

Исключительно важное место  в транспортной системе Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как  каботажные, так и международные  перевозки. Всего в стране насчитывается  более тысячи портов, 19 из них имеют  международное значение,  в том  числе семь принадлежат к категории  мировых портов, т.е. имеют грузооборот  более 50 млн т в год.Главный  портовый комплекс Кейхин расположен на побережье  Токийского залива и  включает четыре крупнейших порта –  Токио, Иокогаму, Кавасаки и Тибу. Центральное  место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы  для генеральных грузов. Более 66% всего грузооборота порта Токио  приходится на каботажные грузы, но он участвует и в международных  перевозках.

Япония обладает крупнейшим в мире и самым технически совершенным  морским торговым флотом. По числу  судов он превосходит не только любую  другую страну мира, но и флоты Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании, взятые вместе. Тоннаж морского торгового флота – 57 млнт,  уступает только флотам Либерии и Панамы.Внутренние судоходные пути общей протяженностью 1770 км играют второстепенную роль, тогда как японские морские порты осуществляют самый высокий в мире оборот.  

3. Хозяйственный комплекс и внешнеэкономическая деятельность

3.1. Промышленность

Экономическое могущество Японии базируется в основном на её промышленности, которая с конца 60-х гг. стабильно занимает 2-1-е место. Динамика промышленного производства в Японии отражена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Промышленное производство в Японии[4]

В конце 50-х начале 60-х  годов ХХ века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживании энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы ХХ века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Япония — крупнейший производитель  роботов, станков с компьютерным управлением, интегральных схем и микропроцессоров, цветных телевизоров.Япония широко славится отличным качеством электрического оборудования и высокими мощностями электронной промышленности. В число популярных видов продукции входят стереосистемы, радиоприёмники, телевизоры, фотоаппараты и компьютеры. Другой важной статьёй японского экспорта является точное электронное оборудование, используемое при производстве во многих странах мира. Япония является также мировым лидером в системах связи.

Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные центры машиностроения находятся  в главных индустриальных районах  страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).

Страна делит с США 1-2-е место по выпуску автомобилей. Автомобили, изготовленные японскими компаниями, собираются и эксплуатируются по всему миру. Многие теперь производятся на заводах, размещаемых за границей. К тому же легковые автомобили не единственный вид транспорта, экспортируемый Японией. Япония - крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), но при этом производит также автобусы, грузовые автомобили и другие транспортные средства.

Кроме того Япония занимает 2-е место по выпуску стали и пластмасс. Черная металлургия здесь относится к числу особо приоритетных производств и ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии, Австралии, ЮАР, Чили. Коксующийся уголь – США, Австралии, Канады.

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос  на цветные и редкие металлы.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю  и на острове Сикоку. Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива. Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.В ядерной энергетике главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки. Большая доля отводится также многочисленным ГЭС.

По размерам производств  многих видов химических товаров  Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается  преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты  в городах Киото, Хиросима, Ямагути.

Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.

Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной  и пищевкусовой отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных  и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т.д. крупные лесопильные  предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.

3.2. Сельское хозяйство

До середины 20 века Япония была сельскохозяйственной страной, но после Второй мировой войны из-за массовой миграции сельского населения  в города ситуация резко изменилась. Доля сельского хозяйства в национальном доходе сейчас составляет всего 2%. Число японцев, занятых в сельском хозяйстве, составляет около 5 миллионов человек (3% экономически активного населения). Обрабатываемые площади занимают 13,3% от территории, при этом наблюдается постоянная тенденция их сокращения.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии