Экономико-географическая характеристика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных характеристик государства, что связано с решением следующих задач:
описать географическое положение, полезные ископаемые и природные ресурсы страны;
рассмотреть политическое устройство и структуру населения;
отразить общую характеристику хозяйства (промышленность, сельское хозяйство);
изучить инфраструктуру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Административно-территориальное устройство Японии 5
1.1 Географическое положение Японии 5
1.2. Природные ресурсы и полезные ископаемые 8
1.3. Политическое устройство Японии 10
2. Демографическая ситуация и особенности социального развития 13
2.1. Демографическая ситуация 13
2.2. Социальная инфраструктура 16
2.2.1 Здравоохранение 16
2.2.2 Образование 18
2.2.3 Жилье 19
2.2.4 Транспорт 20
3. Аграрно-промышленный комплекс и внешнеэкономическая деятельность 23
3.1. Промышленность 23
3.2. Сельское хозяйство 26
3.3. Внешнеэкономическая деятельность 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

1 Ковзикова 2эфм.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

     В 1961 г. Министерство здравоохранения и народного благосостояния представило государственную универсальную схему общественного медицинского страхования, которая охватывала все население страны. В 70-е упор был сделан на расширение предоставления первичной помощи, что предусматривало увеличение числа врачей на каждые 100 тыс. населения, а также совершенствование системы медицинского образования. В 70 - 80 годы проводились реформы, направленные на увеличение доли государства в финансировании социальных услуг, и здравоохранения в том числе. Оплата медицинских услуг заметно снизилась. Лицам в возрасте 70 лет и старше предоставили бесплатную медицинскую помощь. Оплата лечения этой категории, а также других групп нетрудоспособных в рамках общественной системы медицинского страхования компенсировалась через центры, префектуры или муниципалитеты. Для других пациентов системой медицинского страхования был установлен потолок выплат.

     Последующие реформы касаются сугубо японской демографической  ситуации, сформировавшейся в последние  десятилетия. Очень увеличилась продолжительность жизни, сейчас она наибольшая в мире. Лица, приписанные к системе медицинского обслуживания престарелых, составляют около 22% от общей численности населения и потребляют более 30% затрат на медицинское обслуживание. Из-за старения нации доля общих затрат на медицинское обслуживание престарелых быстро повышается.

     Японская  система здравоохранения, включая  бесплатные анализы, дородовое курирование пациенток и контроль за инфекционными заболеваниями, обеспечивается властями на национальном и локальном уровне. Медицинское обслуживание в Японии платное и недешевое, но 90% затрат гражданина в среднем компенсирует государственная система медицинского страхования. Собственно, в Японии две основные системы медицинского страхования, которыми охвачено подавляющее большинство населения. Первая - Национальная система страхования здоровья, - охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Вторая - система страхования лиц наемного труда, охватывающая наемных работников и их иждивенцев, является крупнейшей в Японии. В этой системе действуют различные программы. Некоторые из них принадлежат государству, которое само является страховщиком. А в программе общественного страхования страховщиком является само общество, созданное администрацией и работниками одного или нескольких предприятий одной отрасли.

     Больницы  и амбулаторные отделения имеют  различную форму собственности, но в основном принадлежат крупным  корпорациям. Пребывание в стационаре также стоит дорого. Страховое возмещение составляет здесь 70%.

     К недостаткам японской системы медицинского страхования можно отнести большое число пациентов, что вызвано фиксированной ценой на медицинские услуг, т. е. врачи стремятся увеличить свои доходы за счет увеличения числа пациентов.

     Второй  отрицательной чертой является стремление врачей оказывать в первую очередь те услуги, которые наиболее дороги. В частности, это относится к лабораторным исследованиям и выписке лекарств. При этом выписываются в первую очередь новые, запатентованные лекарства, цены на которые правительство ограничить не может. Так, например, уровень назначения антибиотиков третьего поколения в Японии самый высокий в мире.

     Третьей и, видимо, основной негативной чертой японской системы является проблема качества медицинской помощи: так  как все врачи оплачиваются одинаково, то они не имеют никаких стимулов для повышения своей квалификации и оказания качественной помощи. Никаких программ обеспечения качества в Японии не существует. В результате пациенты предпочитают обращаться в специализированные и университетские клиники, полагая, что качество лечения там выше. Это ведет к возникновению очередей на прием в амбулаторных отделениях и на госпитализацию и является основой для "черного рынка".

 

2.2.2 Образование

     Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

     В стране существует система ясельных учреждений (для детей до 3-х лет) и детских садов (для детей от 3-х до 6-ти лет). В частные дошкольные и школьные учреждения прием ведется напрямую. В муниципальные заведения — соответственно, через муниципалитет. В муниципальные ясли принимаются дети от одного месяца, но только в том случае, если оба родителя работают. Заявки муниципалитет собирает к сентябрю с тем, чтобы к 1 апреля, то есть началу учебного года, подготовить соответствующие учреждения к приему детей. Причем все положенные сроки соблюдаются очень строго.

     В целом образование в Японии строится так: 6 лет в начальной школе, 3 года в средней школе и столько же в средней школе повышенной ступени. Затем 4 года в университете. Обязательными являются первые 9 лет обучения.

     При поступлении в школу повышенной ступени существует система экзаменов. Как правило, это японский язык, социальные науки, математика и английский язык.

     К поступлению в университеты в  Японии допускаются лица, имеющие  аттестат об окончании средней школы. Система высшего образования  включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

  1. Университеты полного цикла
  2. Университеты ускоренного цикла
  3. Профессиональные колледжи
  4. Технические институты.

 

2.2.3 Жилье

     Недвижимость в Японии очень дорогая. Причин несколько: не хватает пригодных для строительства земель, сейсмическая опасность, ведущая к удорожанию строительства капитальных зданий, и ряд строгих законодательных ограничений на строительство. Например, в местах отдыха нельзя строить здания выше двух этажей, причем территорию вокруг обязательно нужно озеленить.

     Средняя цена 1 квадратного метра жилья в Токио - $7.000. В других престижных городах - Осаке, Иокогаме, Кобэ немногим меньше - $5.000-6.000. Средняя квартира в Токио - а это 60-65 квадратных метров - стоит около $450.000. Средний доход жителей японских островов составляет $4.000 в месяц, то есть позволить себе купить квартиру в столице может не каждый. Поэтому многие японцы, а также европейцы, работающие в Токио, предпочитают жить в собственных домах подальше от центра. Стоит средний дом с землей около $600.000, но в отличие от средней квартиры его площадь составляет 110-120 квадратных метров, не считая небольшого, в 2 сотки, "приусадебного" участка. Таким образом, 1 квадратный метр площади в собственном доме обходится его владельцу почти на $2.500 дешевле, чем в квартире.

     Однако  покупка собственного дома даже в 30 километрах от Токио все еще была не по карману подавляющему большинству  населения, поэтому был найден компромиссный выход из создавшейся ситуации: долгосрочная аренда земельных участков, отводимых под застройку. По мнению местных экспертов, покупка жилого дома на участке, арендованном на 50 лет, обходится почти вдвое дешевле, чем приобретение дома вместе с участком в полную собственность.

     Согласно  действующим в Японии договорам  об аренде земли, арендатор выплачивает землевладельцу достаточно большой взнос-депозит и ежемесячную ренту. После истечения срока контракта сумма депозита с процентами возвращается арендатору. А покупатели жилых домов по такой схеме не становятся собственниками земли, но могут свободно распоряжаться домом, в том числе и продать его до истечения срока аренды участка.

 

2.2.4 Транспорт

     В Японии, несмотря на преобладание гористой местности, хорошо развита инфраструктура, причем распространение получили все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного. Четыре главных острова Японии связаны морскими, воздушными и сухопутными путями. Еще в 1942 г. был открыт подводный туннель «Канмон» под Симоносекским проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю. Позднее был построен второй туннель – «Синканмон» – длиною почти в 19 км. Кроме того, Хонсю и Кюсю, Хонсю и Сикоку соединены автодорожными мостами. Под проливом Цугару, разделяющим острова Хонсю и Хоккайдо, в 1988 г. был построен самый длинный в мире туннель «Сэйкан» протяженностью 54 км, 23 км из которых проходят на глубине 100 м под водой.

     Основным  видом транспорта является автомобильный, на который приходится 52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок. Скоростные автотрассы - одно из важнейших звеньев транспортной системы страны. В Японии более 1,14 миллиона километров дорог, из них 60 000 км - по хайвеям и автострадам, и на один квадратный километр площади приходится почти три километра дорог, что примерно в два раза больше, чем во Франции или Великобритании, и в четыре с половиной раза больше, чем в Соединённых Штатах. Обеспеченность автомобилями на душу населения - 552 на 1000 человек - самая высокая в мире.

     Городской автобус является основным общественным видом транспорта в городах, где  нет метро. Как и все остальные средства передвижения, автобусы ходят чётко по расписанию и даже в пробки практически не опаздывают, т.к. для них выделена отдельная полоса на дороге, занимать которую в определённое время суток обычные автомобилисты не могут. По всей стране также курсирует огромное множество автобусов дальнего следования – автобус является одним из самых дешёвых средств передвижения между городами.

     В Японии очень эффективным транспортным средством являются железные дороги. Поезда являются массовым и высокоскоростным транспортом между основными городами, и для пригородных пассажиров, ежедневно совершающих поездки в мегаполисы. Семь железнодорожных компаний Японии, находившиеся в руках государства до 1987 года покрывают большую часть страны. Также есть железнодорожные сервисы, предоставляемые частными компаниями, региональными правительствами, и компаниями, основанными обеими сторонами. Японские поезда известны тем, что они всегда ходят по расписанию. Пять станций (Синдзюку, Икэбукуро, Сибуя, Умэда, Иокогама) обслуживают по 2 миллиона пассажиров в день каждая, делая японцев нацией, которая больше всех пользуется железными дорогами в расчёте на душу населения. Железнодорожная сеть страны протянулась более чем на 23 670,7 км, из которых 11 952 км – электрифицированы. На железных дорогах Японии насчитывается 3,5 тыс. туннелей. Из 10 самых длинных железнодорожных туннелей мира 5 находится в Японии. Большое значение имеет сеть высокоскоростных поездов «Синкансен» («Новая линия») протяженностью 7000 км. Синкансэн связывает самые крупные города Японии от Хаката на Кюсю до Мориока на севере Хонсю. Этот поезд может развивать скорость до 270 километров в час. Помимо сверхскоростных поездов, напряжённо функционирует сеть пригородных поездов и метрополитена со своими линиями, сложно переплетающимися внутри и за пределами крупных городов. На настоящий момент города Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Токио, Иокогама имеют метро. Каждый день токийским метро пользуются более девяти миллионов человек.

     По  уровню развития воздушного транспорта Япония находится на одном из первых мест в мире. Здесь имеется множество международных аэропортов, и каждую неделю между Японией и другими странами совершается в среднем 1681 международный рейс. Многочисленные внутренние аэропорты тоже загружены - каждый день на них садится в среднем 1857 самолётов. Поскольку Япония - островное государство, эти аэропорты играют особенно важную роль, связывая все части страны с остальным миром.

     Исключительно важное место в транспортной системе Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как каботажные, так и международные перевозки. Всего в стране насчитывается более тысячи портов, 19 из них имеют международное значение,  в том числе семь принадлежат к категории мировых портов, т.е. имеют грузооборот более 50 млн т в год. Главный портовый комплекс Кейхин расположен на побережье  Токийского залива и включает четыре крупнейших порта – Токио, Иокогаму, Кавасаки и Тибу. Центральное место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы для генеральных грузов. Более 66% всего грузооборота порта Токио приходится на каботажные грузы, но он участвует и в международных перевозках.

     Япония  обладает крупнейшим в мире и самым  технически совершенным морским торговым флотом. По числу судов он превосходит не только любую другую страну мира, но и флоты Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании, взятые вместе. Тоннаж морского торгового флота – 57 млн т,  уступает только флотам Либерии и Панамы. Внутренние судоходные пути общей протяженностью 1770 км играют второстепенную роль, тогда как японские морские порты осуществляют самый высокий в мире оборот.  

3. Аграрно-промышленный  комплекс и внешнеэкономическая  деятельность

3.1. Промышленность

     Экономическое могущество Японии базируется в основном на её промышленности, которая с конца 60-х гг. стабильно занимает 2-1-е место. Динамика промышленного производства в Японии отражена на графике 3.1[См.:3].

     График  3.1 – Промышленное производство в Японии

     

     В конце 50-х начале 60-х годов ХХ века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживании энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы ХХ века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии