Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, реферат
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.
Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.
Глава 1. Факторы развития и размещения отрасли. …………стр. 2
Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:……стр.4
Таблица 2…………………………………………………………………………..стр.5
Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития
отрасли……………………………………………………………………………..стр.6
Таблица1.Классификация машиностроительной отрасли………………………стр.7
Таблица 2. Распределение рыночной власти покупателей по отраслям машиностроения. ………………………………………………………………….стр.11
Глава 3. Географическое размещение отрасли………………………………….стр.15
Таблица1. Машиностроительный комплекс России на карте…………………………………………………………………………………стр.22
1. 2. Тема: Северо-Западный экономический район РФ. Экономико-географическая характеристика.
Административный состав района……………………………………………стр.22
Таблица 1. Карта Северо-Западного района РФ…………………………...стр.23
Экономико-географического положение района и его особенности………..стр.23
3. Место района в хозяйственном комплексе страны……………………………стр. 25
4. Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы…….стр.40
6. Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в районе. Основные промышленные центры. ……..стр.43
7. Внутри региональные и межрегиональные экономические связи……………стр.49
8. Основные направления развития района……………………………………….стр.54
1.3. Список использованной литературы:………………………………………стр. 63
Применим к машиностроительной отрасли схему классификации и анализа этих факторов, разработанную Майклом Портером. Модель пяти факторов конкуренции Портера определяет пять источников конкурентного давления:
1. Конкуренция со стороны
2. Конкуренция со стороны новых потенциальных участников рынка. Если барьеры на вход в отрасль не высоки, то норма прибыли упадет до конкурентоспособного уровня.
В машиностроительной отрасли новые участники рынка зачастую не могут соперничать на равных с уже присутствующими компаниями. Это связано с достаточно высокими входными барьерами, которые диктуются следующими условиями отрасли:
3. Конкуренция внутри отрасли.
Если в отрасли доминирует
слабая концентрация, как в отечественном
машиностроении, то цены примерно
одинаковы и конкуренция
4. Рыночная власть покупателей. На рынке в результате транзакций ценность создается и для покупателя, и для продавца. Как эта ценность будет распределена между ними с точки зрения прибыльности, зависит от того, какой рыночной властью обладает каждый из двух участников сделки. Чаще всего имеет значение размер и концентрация покупателей по сравнению с продавцами. Чем меньшее число покупателей и больше объем закупок, тем большей рыночной властью обладают покупатели. С точки зрения дифференциации покупателей и их власти, машиностроительный сектор крайне неоднороден, в нем можно выделить три группы.
Таблица 2.
Распределение рыночной
I группа |
II группа |
III группа | |
Потенциальные покупатели |
Население,компании, индивидуальные предприниматели |
Компании, индивидуальные предприниматели, работающие в различных отраслях народного хозяйства |
Компании энергетической отрасли |
Отрасли |
Автомобилестроение Бытовые приборы |
Отрасли производящие технологическое оборудование по отраслям: строительное, сельскохозяйственное, станкостроение, оборудование легкой, пищевой промышленности, приборостроение и т.д. |
Нефтегазовое оборудование, Горнодобывающее оборудование, Энергетическое машиностроение |
Характеристика продукции отрасли |
Продукция широкого потребления |
Продукция, ориентированная на обслуживание и автоматизацию других отраслей |
Специализированная продукция энергетической отрасли |
Размер и концентрация покупателей |
Разнообразны по размеру; Концентрация максимальна |
Разнообразны поразмеру; Концентрация зависит от экономического положения профильной отрасли |
Размер максимален; Концентрация минимальна |
Средний объем закупок |
Минимальный |
Средний (относительно двух других групп) |
Максимальный |
Способность к вертикальной интеграции |
Отсутствует |
Существует, но трудно осуществимо, так как требует больших финансовых вложений |
Возможна (в виде покупки бизнеса, создание различных объединений) |
ИТОГ: Влияние покупателей на рыночную стоимость продукции |
Слабое Покупатели в этой группе обладают малой рыночной властью |
Умеренное (зависит от экономического положения отрасли, на которую ориентировано производственное предприятие). |
Сильное Покупатели в этой группе имеют возможность влиять на цену приобретаемой продукции |
5. Рыночная власть поставщиков. Главный вопрос заключаются в том, насколько легко фирмы в отрасли могут переключиться с одного поставщика на другого. Отечественное машиностроение отличается от зарубежных аналогов преимущественно тем, что большинство заводов, особенно созданных еще при Советском Союзе, являются производственными предприятиями полного цикла. То есть не только собирают конечный продукт, но и изготавливают для него практически все комплектующие. С одной стороны это позволяет им быть независимыми от поставщиков, но с другой стороны, значительно повышается себестоимость продукции.
Подведя итог анализа отраслевой структуры
машиностроения и пяти факторов конкуренции
Портера можно сделать
Жесткая конкуренция со стороны
транснациональных компаний пагубно
влияет на отечественный
Ликвидные акции
машиностроительного сектора
При пассивном
отношении к сложившейся
Наиболее перспективными, по мнению автора, можно считать отрасли, относящиеся ко второй группе (см. табл. 2). На этот сектор государство оказывает минимальное влияние, и здесь действуют законы рыночной экономики. Появление товаров-субститов мало вероятно, так как большинство заводов в этой группе производят готовую продукцию. Несмотря на конкуренцию со стороны зарубежных производителей, идет тенденция к инвестированию и модернизации, как производственных мощностей, так и всей системы управления отечественных компаний. В большей степени ситуация в данных отраслях машиностроения зависит прежде всего от стабильности экономики страны и мировой экономики в целом. И если, например, в отраслях автомобилестроения и бытовых приборов технологический разрыв между отечественными и иностранными товарами очень велик, зачастую данные направления используют зарубежные технологии, оборудование, детали, узлы, то продукция второй группы отраслей вполне конкурентоспособна на международных рынках за счет своих собственных разработок. Например, гарантированное качество ОЕМ-компонентов концерна «Тракторные заводы» позволило войти в число поставщиков на конвейеры мировых лидеров машиностроения - Fiat и Caterpillar.
Понимание того,
каким образом структурные
1. Создание различных
объединений, союзов и
2. Специализация.
Большинство отечественных
3. Создание входных
барьеров. Эта мера должна
Глава 3. Географическое размещение отрасли.
За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу "натурального хозяйства", c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
Тяжелое машиностроение Заводы этой отрасли отличаются
большим потреблением металла и обеспечивают
машинами и оборудованием предприятия
металлургического, топливно-энергетического,
горнодобывающего и горно-химического
комплексов. Для него характерны как предприятия,
выпускающие детали и узлы (например, валки
для прокатных станов) или предприятия,
специализированные на выпуске отдельных
видов оборудования (паровые котлы или
турбины для электростанций, горно-шахтное
оборудование, экскаваторы), так и универсальные,
выпускающие в серийном или индивидуальном
исполнении разные виды оборудования
("Уралмаш", Санкт-Петербургский металлический
завод и др.).
В состав отрасли входят следующие
10 подотраслей: металлургическое машиностроение,
горное, подъемно-транспортное машиностроение,
тепловозостроение и путевое машиностроение,
вагоностроение, дизелестроение, котлостроение,
турбостроение, атомное машиностроение,
полиграфическое машиностроение. Около
90% производства отрасли сосредоточено
в европейской части, остальное – в Западной
Сибири и на Дальнем Востоке.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика машиностроения России