Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:09, реферат
Экономическая география – это общественная наука, изучающая объективные закономерности и специфические особенности состояния и изменения территориальной организации хозяйства в соответствии с общими и региональными природными и экономическими социальными условиями.
Территориальная организация хозяйства – это хозяйственные объекты в их пространственном взаимодействии, то есть с учетом пространственных связей между ними.
4. Предмет, цели, задачи, объекты экономической географии
Экономическая география – это общественная наука, изучающая объективные закономерности и специфические особенности состояния и изменения территориальной организации хозяйства в соответствии с общими и региональными природными и экономическими социальными условиями.
Территориальная организация хозяйства – это хозяйственные объекты в их пространственном взаимодействии, то есть с учетом пространственных связей между ними.
Опираясь с одной стороны на законы развития общества, а с другой стороны на законы природы, экономическая география занимается анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа – население – хозяйство». Предельный объект ее исследования – антропогенная оболочка земли (географическая среда) с теми или иными пространственными структурами, которые обуславливают взаимодействие природы и общества.
Географическая оболочка (среда) – это комплексная оболочка земного шара, состоящая из земной коры, нижних частей атмосферы (тропосфера, стратосфера), гидросферы, растительного и почвенного покрова и животного мира.
Территория – это некое
Географическое (территориальное) разделение труда – процесс хозяйственной специализации отдельных территорий на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг при условии последующего обмена ими с другими территориями. В результате этого процесса происходит формирование экономических районов.
Экономический район – это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.
Экономическая география входит в систему географических наук и тесно взаимодействует с физической географией.
Одновременно экономическая география тесно связана с историческими науками (историческая география и история народного хозяйства), а также с демографией и этнографией.
Для современной экономической географии характерно развитие исследований на стыках с другими науками, например экологическими науками.
Экономическую географию разделяют на общую экономическую географию, отраслекую экономическую географию, географию населения.
Предмет экономической географии – изучение размещения производительных сил и социально экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
Задачи современной экономическ
- раскрытие закономерностей размещения отраслей хозяйства и сфер их деятельности;
- экономическое районирование территории, обоснование экономических районов;
- экономико-геогрфическое
- изучение потенциала территории, форм хозяйственной и социальной деятельности объектов хозяйствования;
- рассмотрение вопросов
Методы экономической
- метод непосредственного
- метод анализа статистических материалов;
- сравнительно-географический
- картографический метод;
- экономические расчеты;
-математические методы
9. Объективные
предпосылки региональной
Региональная политика – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных районов между собой.
Экономическая политика направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение экономического равновесия в стране. Механизм такой политики включает гибкое льготно-ограничительное бюджетное финансирование в сочетании с местными ассигнованиями и привлечением инвестиций, в том числе зарубежных, исходя из ситуации в конкретных регионах, степени их депрессивности или, наоборот, способности получать высокие доходы (например, от эксплуатации эффективных природных ресурсов либо высокотехнологичного оборудования).
Экономическая политика подразумевает
донорство – извлечение избыточных
средств из одних регионов (например,
за счет рентных платежей) и дотационность
нуждающихся регионов – предоставление
им части доходов более
Важность региональной экономической политики для России определяется: 1) ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования; 2) масштабностью самого пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий (составляющих две трети РФ); 3) замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций (Чечня); 4) неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, каждый из которых нуждается в особом экономическом подходе со стороны государства; 5) демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения в некоторых регионах (Дальний Восток, Нечерноземная полоса России и др.), а также мощными миграционными процессами, вызванными распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России (на Северном Кавказе, Крайнем Севере и т. д.); 6) сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии; 7) экономической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия; 8) формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности районов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.
В начале 1990-х гг. проведение экономических реформ в России происходило шоковыми средствами, не позволившими многим районам (тому же Северу, республикам Северного Кавказа и др.) адаптироваться к новой ситуации. Регионы, отягощенные экстремальными природно-климатическими условиями, высоким удельным весом тяжелой промышленности и предприятий военно-промышленного комплекса, текстильные районы, а также слаборазвитые аграрные оказались неконкурентоспособными в рыночной среде, особенно при наличии внешней конкуренции (дешевого импорта). В выгодном положении оказались регионы с развитой добывающей промышленностью, главным образом нефтяной и газовой (Тюменская обл.), и ряд других экспортно-ориентированных регионов (Красноярский край, Белгородская, Вологодская и Самарская обл., Московский регион, помимо прочего сосредоточивший львиную долю финансовых и административных ресурсов).
Наличие на территории России множества проблемных районов требует дифференцированной региональной, в том числе экономической, политики. Не может быть единой политики в отношении регионов, разброс душевого регионального продукта в которых к началу 2000 гг. достигал 20 раз (на разных полюсах – Ингушетия и Тюменская обл.), а среднедушевые денежные доходы различались более чем в 12 раз (между Москвой и Коми-Пермяцким автономным округом). В таких условиях отстающие регионы самостоятельно неспособны выйти из глубокого экономического кризиса и нуждаются в государственной поддержке. Но и относительно благополучные регионы могут поддерживать экономический рост только при благоприятных макроэкономических условиях (уровне инфляции, транспортных тарифах, ценах на топливо и др.), поддерживаемых экономической политикой государства.
Ожидаемое оздоровление экономики России на макроуровне должно позволить регионам осуществлять самостоятельную экономическую политику в районах конституционного и законодательного разделения полномочий между ними и федеральным центром. Этому должна способствовать концентрация банковского и торгового капиталов в центрах их притяжения, число которых постоянно увеличивается: вслед за Московским регионом и Санкт-Петербургом к ним добавляются центры межрегиональных ассоциаций, такие как Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону, центры добычи стратегического сырья – Тюмень, крупные центры обрабатывающей промышленности и сосредоточения высокотехнологичных производств – Нижний Новгород, Самара, Казань, Новосибирск. Самостоятельность регионов в современных условиях, однако, не является самоцелью, поскольку ни один из них не способен решать крупные экономические задачи (реструктуризации, технического перевооружения и др.) методами свободного рынка. Государственное регулирование, в частности, направленное на создание приоритетных условий и стимулов конкурентоспособным производствам, обоюдно выгодно для экономики регионов и России в целом.
Произошедшие с начала 90-х гг. XX столетия коренные изменения в политической и хозяйственной жизни России во многом предопределяют направления региональной экономической политики в будущем. Распад СССР и становление России как независимого государства вызвали существенные изменения в геополитическом положении страны, которые требуют учета в региональной политике. За новыми границами остались важные источники минерального сырья – титановых, марганцевых, урановых руд и других полезных ископаемых, предприятия, игравшие существенную роль в обеспечении экономики России прокатом черных и цветных металлов, многими видами машиностроительной, химической и иной продукции, а также важные транспортные выходы на мировые рынки, включая большинство крупных портов на Черном и Балтийском морях. Четверть всех регионов России приобрела приграничный статус. Поэтому для них особо актуальными стали проблемы изменения специализации и структуры производства, товарообмена с сопредельными государствами, миграции населения и трудоустройства беженцев.
Ликвидация командной
Объективные предпосылки к дезинтеграции
связаны с недостаточным
Экономическая дезинтеграция может быть вызвана политикой крупных предприятий монополистов, не заинтересованных в свободной конкуренции и строящих свое благополучие на «снятии сливок» при разработке и экспорте наиболее эффективных природных ресурсов (нефти, газа, никелевых руд). Например, попытки отдельных регионов квазикорпораций – Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа, за которым стоит РАО «Норильский никель», а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов («вотчин» крупных нефтяных компаний и РАО «Газпром») выделиться из состава соответственно Красноярского края и Тюменской обл. Преодоление тенденций к экономической дезинтеграции и сохранение единого экономического пространства страны должно быть одним из важнейших направлений региональной экономической политики как на среднесрочный, так и долгосрочный периоды.
21. Характеристика земельных ресурсов
Земельный фонд России составляет 17 млн км2. Земельные ресурсы являются обязательным условием для расселения населения, пространственного размещения хозяйственных объектов, а также средством производства, в первую очередь, в сельском и лесном хозяйстве, где используется уникальное свойство земли – плодородие, или биологическая продуктивность. Земельные ресурсы в пространственном аспекте воспринимаются и оцениваются как территориальные. Территориальные ресурсы, т. е. территория, являются носителем различных видов естественных запасов. Территория обладает качеством производителя возобновляемых ресурсов и вместилищем не возобновляемых.
Территория в разных ее частях имеет различную степень благоприятности условий для размещения производства и расселения жителей. Учет особенностей территориальных ресурсов имеет важную значимость при рассмотрении геополитических вопросов. Важен не только факт владения территорией (тем более значительной), но и обладание богатствами ее недр, а также растительного и животного мира.
В масштабе государства его территориальные ресурсы – территория страны в целом и ее части – оцениваются с позиций их целесообразного использования разными землепользователями. В Земельном кодексе России выделяют основные категории землепользования: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения, энергетики, обороны и т. п. (т. е. собственно производственного использования); 4) охраняемых территорий (природно-заповедного, природно-охранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения); 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) государственного запаса. До 1990-х гг. четко проявлялась тенденция сокращения площади земель, занятых под сельскохозяйственное производство; с начала 1990-х гг. этот процесс приостановлен. Сокращается площадь земель государственного запаса и лесного фонда; особенно ускорился этот процесс в 1990-е гг.