Экономическая георграфия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:09, реферат

Краткое описание

Экономическая география – это общественная наука, изучающая объективные закономерности и специфические особенности состояния и изменения территориальной организации хозяйства в соответствии с общими и региональными природными и экономическими социальными условиями.
Территориальная организация хозяйства – это хозяйственные объекты в их пространственном взаимодействии, то есть с учетом пространственных связей между ними.

Вложенные файлы: 1 файл

Зачетная работа по эк. географии.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

4. Предмет,  цели, задачи, объекты экономической  географии

 

Экономическая география – это общественная наука, изучающая объективные закономерности и специфические особенности состояния и изменения территориальной организации хозяйства в соответствии с общими и региональными природными и экономическими социальными условиями.

Территориальная организация хозяйства  – это хозяйственные объекты  в их пространственном взаимодействии, то есть с учетом пространственных связей между ними.

Опираясь с одной стороны  на законы развития общества, а с другой стороны на законы природы, экономическая география занимается анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа – население – хозяйство». Предельный объект ее исследования – антропогенная оболочка земли (географическая среда) с теми или иными пространственными структурами, которые обуславливают взаимодействие природы и общества.

Географическая оболочка (среда) –  это комплексная оболочка земного  шара, состоящая из земной коры, нижних частей атмосферы (тропосфера, стратосфера), гидросферы, растительного и почвенного покрова и животного мира.

Территория – это некое пространство, ареал, регион, принадлежность которого к конкретной таксономической ступени  природного или экономического районирования  не оговорены. Наиболее употребим этот термин для обозначения земной поверхности, характеризуемой политико-административным, экономическим, природным и географическим единством.

Географическое (территориальное) разделение труда – процесс хозяйственной  специализации отдельных территорий на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг при условии последующего обмена ими с другими территориями. В результате этого процесса происходит формирование экономических районов.

Экономический район – это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.

Экономическая география входит в  систему географических наук и тесно  взаимодействует с физической географией.

Одновременно экономическая география тесно связана с историческими науками (историческая география и история народного хозяйства), а также с демографией и этнографией.

Для современной экономической  географии характерно развитие исследований на стыках с другими науками, например экологическими науками.

Экономическую географию разделяют  на общую экономическую географию, отраслекую экономическую географию, географию населения.

Предмет экономической географии – изучение размещения производительных сил и социально экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.

Задачи современной экономической географии:

- раскрытие закономерностей  размещения отраслей хозяйства и сфер их деятельности;

- экономическое районирование  территории, обоснование экономических  районов;

- экономико-геогрфическое изучение  систем расселения населения;

- изучение потенциала территории, форм хозяйственной и социальной деятельности объектов хозяйствования;

-  рассмотрение вопросов международного  и межрегионального разделения  труда.

Методы экономической географии:

- метод непосредственного  изучения  территории;

- метод анализа статистических материалов;

- сравнительно-географический метод;

- картографический метод;

- экономические расчеты;

-математические методы количественного  анализа.

 

 

 

9. Объективные  предпосылки региональной экономической  политики

 

Региональная политика – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных районов между собой.

Экономическая политика направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение экономического равновесия в стране. Механизм такой политики включает гибкое льготно-ограничительное бюджетное финансирование в сочетании с местными ассигнованиями и привлечением инвестиций, в том числе зарубежных, исходя из ситуации в конкретных регионах, степени их депрессивности или, наоборот, способности получать высокие доходы (например, от эксплуатации эффективных природных ресурсов либо высокотехнологичного оборудования).

Экономическая политика подразумевает  донорство – извлечение избыточных средств из одних регионов (например, за счет рентных платежей) и дотационность  нуждающихся регионов – предоставление им части доходов более благополучных  субъектов Федерации.

Важность региональной экономической политики для России определяется: 1) ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования; 2) масштабностью самого пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий (составляющих две трети РФ); 3) замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций (Чечня); 4) неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, каждый из которых нуждается в особом экономическом подходе со стороны государства; 5) демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения в некоторых регионах (Дальний Восток, Нечерноземная полоса России и др.), а также мощными миграционными процессами, вызванными распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России (на Северном Кавказе, Крайнем Севере и т. д.); 6) сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии; 7) экономической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия; 8) формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности районов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.

В начале 1990-х гг. проведение экономических  реформ в России происходило шоковыми средствами, не позволившими многим районам (тому же Северу, республикам Северного Кавказа и др.) адаптироваться к новой ситуации. Регионы, отягощенные экстремальными природно-климатическими условиями, высоким удельным весом тяжелой промышленности и предприятий военно-промышленного комплекса, текстильные районы, а также слаборазвитые аграрные оказались неконкурентоспособными в рыночной среде, особенно при наличии внешней конкуренции (дешевого импорта). В выгодном положении оказались регионы с развитой добывающей промышленностью, главным образом нефтяной и газовой (Тюменская обл.), и ряд других экспортно-ориентированных регионов (Красноярский край, Белгородская, Вологодская и Самарская обл., Московский регион, помимо прочего сосредоточивший львиную долю финансовых и административных ресурсов).

Наличие на территории России множества проблемных районов требует дифференцированной региональной, в том числе экономической, политики. Не может быть единой политики в отношении регионов, разброс душевого регионального продукта в которых к началу 2000 гг. достигал 20 раз (на разных полюсах – Ингушетия и Тюменская обл.), а среднедушевые денежные доходы различались более чем в 12 раз (между Москвой и Коми-Пермяцким автономным округом). В таких условиях отстающие регионы самостоятельно неспособны выйти из глубокого экономического кризиса и нуждаются в государственной поддержке. Но и относительно благополучные регионы могут поддерживать экономический рост только при благоприятных макроэкономических условиях (уровне инфляции, транспортных тарифах, ценах на топливо и др.), поддерживаемых экономической политикой государства.

Ожидаемое оздоровление экономики  России на макроуровне должно позволить  регионам осуществлять самостоятельную  экономическую политику в районах  конституционного и законодательного разделения полномочий между ними и  федеральным центром. Этому должна способствовать концентрация банковского и торгового капиталов в центрах их притяжения, число которых постоянно увеличивается: вслед за Московским регионом и Санкт-Петербургом к ним добавляются центры межрегиональных ассоциаций, такие как Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону, центры добычи стратегического сырья – Тюмень, крупные центры обрабатывающей промышленности и сосредоточения высокотехнологичных производств – Нижний Новгород, Самара, Казань, Новосибирск. Самостоятельность регионов в современных условиях, однако, не является самоцелью, поскольку ни один из них не способен решать крупные экономические задачи (реструктуризации, технического перевооружения и др.) методами свободного рынка. Государственное регулирование, в частности, направленное на создание приоритетных условий и стимулов конкурентоспособным производствам, обоюдно выгодно для экономики регионов и России в целом.

Произошедшие с начала 90-х гг. XX столетия коренные изменения в  политической и хозяйственной жизни России во многом предопределяют направления региональной экономической политики в будущем. Распад СССР и становление России как независимого государства вызвали существенные изменения в геополитическом положении страны, которые требуют учета в региональной политике. За новыми границами остались важные источники минерального сырья – титановых, марганцевых, урановых руд и других полезных ископаемых, предприятия, игравшие существенную роль в обеспечении экономики России прокатом черных и цветных металлов, многими видами машиностроительной, химической и иной продукции, а также важные транспортные выходы на мировые рынки, включая большинство крупных портов на Черном и Балтийском морях. Четверть всех регионов России приобрела приграничный статус. Поэтому для них особо актуальными стали проблемы изменения специализации и структуры производства, товарообмена с сопредельными государствами, миграции населения и трудоустройства беженцев.

Ликвидация командной экономики  и переход к экономике преимущественно  рыночного типа, сопровождающиеся приватизацией предприятий и расширением негосударственной собственности, принципиально меняют критерии специализации регионов, размещения отдельных предприятий и формирования территориально-производственных комплексов, требуют перестройки сложившихся территориальных пропорций, в частности, между Востоком и Западом, Крайним Севером и остальной территорией страны. Региональная экономическая политика России на современном этапе должна быть направлена на преодоление сохраняющихся тенденций к экономической дезинтеграции, проявляющейся в одностороннем использовании преимуществ от экспорта, возведении административных преград на пути перемещения людей, товаров и капиталов, провозглашении исключительных прав на владение природными ресурсами, а также в стремлении к неполной выплате налогов.

Объективные предпосылки к дезинтеграции  связаны с недостаточным развитием  системы коммуникаций, прежде всего  транспортных, сочетающихся с опережающим  ростом транспортных тарифов. Современные  транспортные тарифы стали, по существу, запретительными для развития в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера ряда отраслей, включая отрасли традиционной специализации (горная добыча, заготовка и переработка древесины и др.). Рост цен на товары с учетом транспортной составляющей сужает рынки сбыта, усугубляет падение платежеспособного спроса и, как следствие, объемов производства. Происходит сокращение налогооблагаемой базы и количества рабочих мест и – как конечный результат – сохранение дефицитности региональных бюджетов.

Экономическая дезинтеграция может  быть вызвана политикой крупных  предприятий монополистов, не заинтересованных в свободной конкуренции и  строящих свое благополучие на «снятии  сливок» при разработке и экспорте наиболее эффективных природных  ресурсов (нефти, газа, никелевых руд). Например, попытки отдельных регионов квазикорпораций – Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа, за которым стоит РАО «Норильский никель», а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов («вотчин» крупных нефтяных компаний и РАО «Газпром») выделиться из состава соответственно Красноярского края и Тюменской обл. Преодоление тенденций к экономической дезинтеграции и сохранение единого экономического пространства страны должно быть одним из важнейших направлений региональной экономической политики как на среднесрочный, так и долгосрочный периоды.

21. Характеристика  земельных ресурсов

 

Земельный фонд России составляет 17 млн км2. Земельные ресурсы являются обязательным условием для расселения населения, пространственного размещения хозяйственных объектов, а также средством производства, в первую очередь, в сельском и лесном хозяйстве, где используется уникальное свойство земли – плодородие, или биологическая продуктивность. Земельные ресурсы в пространственном аспекте воспринимаются и оцениваются как территориальные. Территориальные ресурсы, т. е. территория, являются носителем различных видов естественных запасов. Территория обладает качеством производителя возобновляемых ресурсов и вместилищем не возобновляемых.

Территория в разных ее частях имеет различную степень благоприятности условий для размещения производства и расселения жителей. Учет особенностей территориальных ресурсов имеет важную значимость при рассмотрении геополитических вопросов. Важен не только факт владения территорией (тем более значительной), но и обладание богатствами ее недр, а также растительного и животного мира.

В масштабе государства  его территориальные ресурсы  – территория страны в целом и  ее части – оцениваются с позиций  их целесообразного использования разными землепользователями. В Земельном кодексе России выделяют основные категории землепользования: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения, энергетики, обороны и т. п. (т. е. собственно производственного использования); 4) охраняемых территорий (природно-заповедного, природно-охранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения); 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) государственного запаса. До 1990-х гг. четко проявлялась тенденция сокращения площади земель, занятых под сельскохозяйственное производство; с начала 1990-х гг. этот процесс приостановлен. Сокращается площадь земель государственного запаса и лесного фонда; особенно ускорился этот процесс в 1990-е гг.

Информация о работе Экономическая георграфия