Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:09, реферат
Архангельская область граничит с Вологодской областью, Мурманской областью с республикой Карелия и Коми. Все вместе они занимают территорию - 1466,3 тыс. км, население - 5627 тыс. человек. Всех их вместе называют Северным экономическим районом.
1. Положение в стране и характеристика окружающего положения
2. Ресурсно-географическое положение. Положение крупных ресурсных баз
3. Демографическое положение – положение полос и очагов расселения
4. Промышленно-географическое положение
5. Агро-географическое положение
6. Рекреационно-географическое положение – развитие духовного и физического воспитания – туристические учреждения
7. Транспортно-географическое положение
8. Эколого-географическое положение
9. Рыночно-географическое положение
10. Политико-географическое положение
11. Вывод
Отказ от отраслевых методов управления
экономикой, перераспределение
С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов в начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам.
Конъюнктура региональных товарных рынков функционально зависит от совокупности факторов, действующих на конкретной территории и характеризующихся существенной региональной дифференциацией.
10. Политико-географическое положение
Большое значение в настоящее время, когда управление хозяйством переносится на места, имеет разработка концепции регионального развития России, территориальной организации хозяйства. Она должна быть масштабной. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную экономическую политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил, обеспечение примерно равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов страны, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.
При переходе к рыночной экономике заслуживает внимания концепция «поляризованного» развития, которая получила широкое распространение во многих развитых странах (США, Японии и др.) Суть ее в том, что в менее развитых в экономическом отношении регионах на специально выделенных территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), призванные стать «полюсами роста» (или очагами развития) для экономических районов и административных образований.
Изменение соотношения Запад – Восток (центр – переферия) в пользу последнего должно быть отличительной чертой экономического развития России. Особенно важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании научно-производственных комплексов поможет местным властям и хозяйственным руководителям научиться предпринимательству и избавиться от комплекса провинциальности и иждивенчества.
При разработке и принятии общегосударственной программы создания НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Тогда каждый из регионов-участников сможет выбрать свой путь движения к намеченным правительственной программой целям.
Одной из целей программы НПК
– оживление и поддержка базовых отраслей
промышленности (топливно-энергетической,
металлургической, химической и др.), их
техническое перевооружение, переориентация
на выпуск новой, в том числе наукоемкой,
продукции. Классическое определение
территориально-
В территориальных комплексах экономический эффект обеспечивается как совместной эксплуатацией предприятиями общей инфраструктуры (транспорта, строительной базы, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.), так экономией самого производства.
На Европейском Севере формируется
Тимано-Печорский
Важный фактор формирования Тимано-Печорского ТПК – разнообразные богатства. Наиболее ценные из них – нефть, газ, каменный уголь. Тимано-Печорский комплекс имеет большие запасы алюминиевого сырья, сосредоточенного в Североонежском (Архангельская область) и Тиманском бокситоносных районах. Значительны запасы титановых руд. В Архангельской области открыты месторождения алмазов. Большие запасы хлорнатриевого сырья и цементных известняков.
Основную роль в хозяйстве комплекса играет промышленность, ведущими отраслями которой являются: топливная, лесная деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Они производят 2/3 всей промышленной продукции ТПК.
Эффективность развития специализирующих отраслей комплекса неразрывно связана с укреплением обслуживающих отраслей, производственной и социально-экономической инфраструктур.
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика – это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально политического развития.
Постоянный фон региональной политики обусловлен физико-географическими «вечными» и историческими факторами.
Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого,как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, существование моногородов (Северодвинск).
11. Вывод – выгоды или невыгоды
Существенные выгоды территориально-экономической
интеграции, получаемые в результате
подобной реформы государственно-
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:
-
осуществление рыночных
-ориентация
на увеличение экспорта с
-завоевание
для своего региона льгот от
федерального правительства (
-сохранение
существенных элементов
Быстрый
переход от командно-распределительной
к рыночной экономике везде приводит
к временным социально-
-
с высокой концентрацией
-
удаленные от основных
-
получавшие ранее из
Используемая литература
1. «Экономическая география
2.
«Рекламно-информационное бюро
3.
«Мировая экономика» А.С.
Информация о работе Экономическая характеристика Архангельской области