Экономическая характеристика Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:09, реферат

Краткое описание

Архангельская область граничит с Вологодской областью, Мурманской областью с республикой Карелия и Коми. Все вместе они занимают территорию - 1466,3 тыс. км, население - 5627 тыс. человек. Всех их вместе называют Северным экономическим районом.

Содержание

1. Положение в стране и характеристика окружающего положения
2. Ресурсно-географическое положение. Положение крупных ресурсных баз
3. Демографическое положение – положение полос и очагов расселения
4. Промышленно-географическое положение
5. Агро-географическое положение
6. Рекреационно-географическое положение – развитие духовного и физического воспитания – туристические учреждения
7. Транспортно-географическое положение
8. Эколого-географическое положение
9. Рыночно-географическое положение
10. Политико-географическое положение
11. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности  в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не должны исключить роль и ответственность государства в формировании региональной политики в целом, разработке комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, контроле за развитием рыночных отношений и, следовательно, за направлениями, темпами и территориальными пропорциями развития производственных сил.

С повышением правовой самостоятельности  субъектов Федерации, что находит  свое юридическое оформление в договорах  о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов в начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам.

Конъюнктура региональных товарных рынков функционально зависит от совокупности факторов, действующих на конкретной территории и характеризующихся существенной региональной дифференциацией.

 

10. Политико-географическое  положение

 

Большое значение в настоящее время, когда управление хозяйством переносится  на места, имеет разработка концепции  регионального развития России, территориальной организации хозяйства. Она должна быть масштабной. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную экономическую политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил, обеспечение примерно равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов страны, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.

При переходе к рыночной экономике заслуживает внимания концепция «поляризованного» развития, которая получила широкое распространение во многих развитых странах (США, Японии и др.) Суть ее в том, что в менее развитых в экономическом отношении регионах на специально выделенных территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), призванные стать «полюсами роста» (или очагами развития) для экономических районов и административных образований.

Изменение соотношения Запад – Восток (центр – переферия) в пользу последнего должно быть отличительной чертой экономического развития России. Особенно важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании научно-производственных комплексов поможет местным властям и хозяйственным руководителям научиться предпринимательству и избавиться от комплекса провинциальности и иждивенчества.

При разработке и принятии общегосударственной  программы создания НПК целесообразно  определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Тогда каждый из регионов-участников сможет выбрать свой путь движения к намеченным правительственной программой целям.

Одной из целей программы НПК – оживление и поддержка базовых отраслей промышленности (топливно-энергетической, металлургической, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой, продукции. Классическое определение территориально-производственного комплекса впервые было дано Н.Н. Колосовским: «Производственным комплексом называется такое экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением».

В территориальных комплексах экономический  эффект обеспечивается как совместной эксплуатацией предприятиями общей инфраструктуры (транспорта, строительной базы, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.), так экономией самого производства.

На Европейском Севере формируется  Тимано-Печорский территориальный  комплекс. Он расположен на территории Архангельской области и Республики Коми, занимает площадь, превышающую 25% всей территории европейской части России.

Важный  фактор формирования Тимано-Печорского ТПК – разнообразные богатства. Наиболее ценные из них – нефть, газ, каменный уголь. Тимано-Печорский  комплекс имеет большие запасы алюминиевого сырья, сосредоточенного в Североонежском (Архангельская область) и Тиманском бокситоносных районах. Значительны запасы титановых руд. В Архангельской области открыты месторождения алмазов. Большие запасы хлорнатриевого сырья и цементных известняков.

Основную  роль в хозяйстве комплекса играет промышленность, ведущими отраслями  которой являются: топливная, лесная деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Они производят 2/3 всей промышленной продукции ТПК.

Эффективность развития специализирующих отраслей комплекса неразрывно связана с укреплением обслуживающих отраслей, производственной и социально-экономической инфраструктур.

Региональная  политика является составной частью общегосударственной политики в  области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика – это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально политического развития.

Постоянный  фон региональной политики обусловлен физико-географическими «вечными» и историческими факторами.

Наибольшую  озабоченность вызывает такое наследие прошлого,как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация  регионов, дальние расстояния между  поставщиками и потребителями, существование моногородов (Северодвинск).

 

11. Вывод – выгоды  или невыгоды

 

Существенные выгоды территориально-экономической  интеграции, получаемые в результате подобной реформы государственно-территориального устройства и создания федеральных  округов, должны намного превысить «преимущества суверенизации» мелких территориальных образований, в том числе выделенных по национальному признаку, не способных к самостоятельному прогрессу без экономической поддержки со стороны.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Основные  вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:

- осуществление рыночных преобразований  даже ценой усиления социальной  дифференциации (Москва и др.);

-ориентация  на увеличение экспорта с использованием  различия в мировых и внутренних  ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;

-завоевание  для своего региона льгот от  федерального правительства (налоговые  льготы, субсидии и т.п.);

-сохранение  существенных элементов административно-плановой  экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное  распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.)

Быстрый переход от командно-распределительной  к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим  потрясениям из-за разной способности  адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов:

- с высокой концентрацией производств,  ставших нерентабельными при  рыночных ценах или внезапно  потерявших потребительский спрос  на свою продукцию;

- удаленные от основных экономических  центров; их положение ухудшилось  из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

- получавшие ранее из федерального  бюджета значительные дотации  и внезапно потерявшие их.

 

Используемая литература

 

1. «Экономическая география России»  учебник. Издание переработанное и дополненное. Под общей редакцией академика В.И. Видяпина, доктора экономических наук, профессора М.В. Степанова – Москва: ИНФРА-М 2007г.

2. «Рекламно-информационное бюро «турист»»  Спирин С. 1981год Москва

3. «Мировая экономика» А.С. Булатов 2004г Москва.


Информация о работе Экономическая характеристика Архангельской области