Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Ситуация на современном Ближнем Востоке накалена до предела.
Государственные перевороты следуют один за другим, на территории вчерашних курортных зон базируются базы подготовки террористических боевиков, к власти приходят представители то одного, то другого религиозного течения. Многие политики отрыто обвиняют в региональной нестабильности США и администрацию президента Барака Обаму.
Тактика «цветных» революций, реализовывавших концепцию скрытого управления трансформацией через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дала непредвиденный системный сбой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-7
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА
В XIX ВЕКЕ…………………………………………….…………8-12
2. ПРАВИТЕЛЬ МУХАММАД АЛИ………………………….13-15
3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ………………………………16-19
4. АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП………………………………………...20-23
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ВТОРОЙ ЭТАП…………………………………………24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………27-29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..30
2. ПРАВИТЕЛЬ МОХАММЕД АЛИ
Мухаммад-Али-паша был правителем
Египта с 1805 по 1848 год. Он основал династию,
правившую до 1952год. Первое время
был занят в торговле табачными
изделиями, но кипучая энергия привела
его в армию, где он с 1799 по 1801 год
в качестве командира албанского
отряда турецкой армии участвовал во
франко-турецкой войне в Египте.
На этой войне Мухаммад-Али научился
тактике боевых действий Наполеона, увидел
сделанные Бонапартом в Египте преобразования
и стал поклонником императора.
Вместе с мамлюками албанский отряд Мухаммеда
Али в 1804 г. вел успешную войну с турками,
закончившуюся изгнанием последних из
страны. Мухаммед Эльфи, глава мамелюков,
был возвращен англичанами из Англии в
Египет, но против него совместно выступили
как Мухаммед Али, так и
Осман Бадриси. Мухаммед Эльфи был разбит
и бежал в пустыню. Победители вошли в
Каир, но здесь уже произошло народное
восстание. Французская оккупация и освободительная
борьба подняли дух народа Египта. Население
Каира взялось за оружие. Резиденция
мамелюкского бея Османа Бадриси был взят
штурмом, сам Осман бежал. В Каир возвратился
османский Хуршид-паша, и Мохаммед
Али был назначен его заместителем (каймакамом).
После этого Мухаммед Али выступил в поход
против мамлюков. Хуршид-паша и его янычары
не смогли удержать власть над населением
Каира, и в июле 1805 г. началось новое
восстание, в результате которого Хуршид
и его гвардия были изгнаны. Немедленно
вернувшийся в Каир Мухаммед Али
был провозглашен пашой Египта. Султану
не оставалось ничего иного, как подтвердить
этот выбор. Таким образом, в 1805 году, опираясь
на антитурецкое движение Каирских
восстаний с 1804 по 1805 год, пришел к власти
и турецкий султан утвердил его пашой
(наместником) Египта. Но у нового паши
оставались еще старые враги, прежние
хозяева египта - мамелюки.22 Албанское
войско при поддержке местного населения,
стратегичесике таланты Мохаммеда Али
оттесняли мамелюков от Каира. Но Великобритания
в очередной раз решила направить историю
по своему усмотрению - изгнанному
Мухаммеду Эльфи была оказана помощь,
и он возобновил борьбу с удвоенной силой.
Тогда Мохаммед Али возобновил союз с
Османом Бадриси, Эльфи был разбит и пленен.
В Каире Мохаммед Али расправился с обоими
мамелюками. лишившись своих вождей, мамелюки
ушли в Верхний Египет.
Мехмед-Али основал прочную власть в стране, доведенной до падения нравственном и физическом отношениях; утвердил единство там, где были анархия и междоусобицы.23 Клот оправдывает средства, используемые Мохаммедом Али при достижении этих целей. Он пишет: «Нигде до такой степени не может цель оправдывать средства, как в странах варварских, где все склоняется перед деспотизмом, где самое имя прав народа неизвестно. И тот, кто ставит Мехмеду-Али в вину преходящие бедствия, навлеченные, по самому простому закону необходимости, исполнением предположений его, и притом бедствия, составляющие прямой результат долговременных страданий, от которых он принял на себя тяжкий труд освободить Египет, — тот, говорю, или лишен здравого смысла, или говорит против чувства24». О падении нравов среди мусульмансого Ближнего Востока говорит и Буркхарт: « Хотя они приветливы, гостеприимны, веселы и горды, они в то же время у всех на виду нарушают предписания Корана - пьют, играют и курят. Обман и вероломство перестали считаться преступлением у жителей Мекки; отлично зная, что их пороки вызывают сплетни, всякий из них сам громит порчу нравов, но никто не подает примера к исправлению»25.
Шейх Абд ар-Рахман Аль-Джабарти в своей хронике описывает Мухаммеда Али крайне критично (это – реакция на реформы паши), но даже он, говоря: «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха!», - признает за ним ряд неоспоримых достоинств. Аль-Джабарти описывает такие качества Мухаммеда Али как настойчивость, целеустремлённость, проницательность и решительность, незаурядные лидерские и организаторские качества. В то же время улем приписывает Мухаммеду Али склонность к несправедливости, завистливости и злобности, главным же обвинением нерасположенного к Мухаммеду Али хрониста является стремление последнего к абсолютной власти. Для Аль-Джабарти могущественный паша навсегда остался инородцем, руководствовавшимся эгоцентрическим взглядом на мир и культом собственной личности26.
Следует признать, что Мухаммед Али действительно энергичен, деятелен и целеустремлен. Он строит флот и организует торговлю тогда, кода в стране не производится корабельный лес, железо, медь, пеньку для плетения снастей; строит пригодные порты для мореходства. Для поднятия экономики государства Мухаммад Али в 1809 году запретил вакфы27, ликвидировал землевладения мультазимов28 и мамелюков, сосредоточив, таким образом, всю земельную собственность в руках государства. Сосредоточив, таким образом, в своих руках всю государственную власть в Египетском вассалитете Османской Империи, Мухаммад-Али-паша стал диктатором, тираном Египта, и сам усмирял восстания, которыми прежде руководил. Закономерность исторической науки учит нас, что каждому диктатору для утверждения своего абсолютизма необходима маленькая победоносная война, и такая возможность хедиву скоро представилась.
Поводом к войне между Египтом и Аравией послужила религия – вечный камень преткновения на Ближнем Востоке.
Ваххабизм – движение адептов Абд Аль-Ваххаба (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي), называвшихся просто «салафитами», «мусульманами» или «единобожниками». Это учение возникло в условиях глубокого духовного кризиса аравийского общества. Причины самого восстания Ваххаба против ислама и Порты Джабарти видит в несправедливом суде, гонениях и унижениях, причиненных «босняку-проповеднику» (как называет Абд Аль-Ваххаба хронист) османским пашой Исмаил-беем. С этого, а не с духовных исканий, по мнению Джабарти, берет начало ваххабизм29.
Абд аль-Ваххаб, считал ширком30 любые виды верований и поклонений, призывал бороться против оккультизма, колдовства, лжепророков, осуждал языческие наговоры, талисманы, амулеты. С другой стороны, ваххабизм восставал против официального "османского" ислама и призывал бороться с шиитами, вероотступниками, османским султанатом - "лжехалифами" и турецкими наместниками-пашами. Аль-Ваххаб выступал перед своими соплеменниками с резкой критикой распространенных среди бедуинов остатков древнейших верований, почитания фетишей - деревьев, скал, источников, камней; пережитков тотемизма; культа святых. Ислам был един лишь формально, фактически в Аравии существовали разнообразные племенные религии. У каждого арабского племени, в каждой деревне были свои сакральные фетиши, свои древние обряды и верования.
Вопросам морали отводилось
в учении ваххабизма
Ваххабиты XIX века боролись с пережитками бедуинских культов, сравнивали с землей гробницы, искореняли оккультизм.
Особым отношением пользовался у ваххабитов и Мухаммед, пророк и основатель ислама, которому Аллах, по мусульманской догме, поведал в откровении священные тексты Корана. Ваххабиты считали, что Мухаммед - обыкновенный человек, избранный Аллахом для пророческого мессианства. Но, по мнению аль-Ваххаба, его нельзя обожествлять, творить из него кумира, ему нельзя молиться, как Аллаху. Также нельзя обожествлять, делать местами паломничества и поклонения места, связанные с жизнью пророка. Также необходимо отметить, что проповеди ваххабитов были направлены против, «османского», по их мнению, официального ислама. Для них неприемлем мистицизм и дервишизм, формы религии, бытовавшие в Турции от века к веку. "Антиосманизм" ваххабизма уходил корнями в национализм арабов, их желание независимости, но был использован, в итоге, против усиления Мохаммеда Али и Саудитов.
С основоположником ваххабизма Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом в 1744 году вступили в союз эмир Аравии Мухаммед ибн Сауд и его сын Абд аль-Азиз. Аравию называли "Страна двух мечетей", говоря о Мекке и Медине, двух главных священных городах исламского мира. Современное название страны - Саудовская Аравия, происходит от имени правящей династии – династии Саудитов. Заключение союха Ваххаба с Саудитами стало началом государства Саудовская Аравия, где Саудиты послужили династической основой правления, а ваххабизм – государственной идеологией.
Так началась упорная борьба за объединение Аравии под знаменем Абд аль-Ваххаба. К середине 1780-х годов. Саудиды закрепили свое влияние по всей центральной территории Аравийского полуострова, Неджда. К 1786 г. ваххабиты доминировали в Неджде. Раздробленные междоусобные княжества Неджда стали теперь ядром образования крупного феодального теократического государства во главе с Саудитами. После смерти основателя религиозного течения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в 1791 г., саудитские эмиры стали полноправными светскими и духовными патриархами. Эмираты объединились в крупнейшее по масштабам Аравии теократическое феодальное государство. Прогрессивное значение создания ваххабитского государства в Нежде заключалось именно в ослаблении феодальной анархии и раздробленности Аравии - ни целей создания нового общественного строя, ни выдвижения к власти новой общественной формации эта революция не преследовала. Победившие ваххабиты не смогли создать централизованного государства с какой-либо административной основой. Прежние феодальные правители оставались на своих местах - им нужно было лишь заявить о принятии ваххабитского учения и признать эмира ваххабитов своим правителем и духовным главой.
Свой первый набег ваххабиты совершили в 1786 году на прибрежную зону Персидского залива области Аль-Хасу. Так начался период ваххабитской оккупации за пределами области Неджд. После кончины Абд Аль-Азиза руководство над ваххабитами взял эмир Сауд. В 1803 году войска под его руководством захватили территории Бахрейна и Кувейта и внутренние области Омана. В апреле 1803 года ваххабитами занята Мекка, а в 1804 году была захвачена и Медина. Таким образом, к 1806 году под властью ваххабитов оказался весь Хиджаз (араб.>الحجاز) – сакральная для мусульман область запада Аравийского полуострова, место зарождения ислама, местонахождение священных городов Мекки и Медины.
Так в начале XIX века воинственные эмираты Саудиты, использующих политческие интриги и кровавые завоевания, присоединили к ваххабитскому государству Хиджаз. Завоевав Аравию, ваххабиты добились не только военного и политического государственного самоутверждения. Оккупировав священные для всех мусульман земли молодое государство ваххабитов стало претендовать и на лидерство в исламском мире религиозном плане. Набирающее силу ваххабитское государство, захватившее святыни Мекку и Медину заставило Порту волноваться за собственный авторитет и духовный престиж. Но Османская Империя, занятая внутренними междоусобицами, противостоянием с Российской Империей и балканскими войнами, сломить ваххабитов своими силами было бы непросто, поскольку Османская Империя не могла выделить большие армии для усмирения с ваххабитов, являвшихся идеологической, а теперь – и военной угрозой исламской Оттоманской Империи. Единственной реальной возможностью подавить ваххабизм было признано привлечение и Мухаммеда Али-пашу - могущественного наместника Турции в Египте.
4.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
План каирского паши (хотя Мохаммед Али большую часть времени проводил в Александрии, столичным городом всё же считался Каир) состоял из установления контроля над товарооборотом, укрепления личного авторитета, оккупации Йемена, а также при помощи правоверных призывов к освобождению Мекки и Медины вывести из египетского протектората воинов, поставивших его к кормилу власти, а теперь представляли неконтролируемую угрозу. К тому же Порта обещала наследный титул паши одному из отпрысков Мухаммеда Али.
Перед вторжением на Аравийский полуостров Мухаммед Али-паша укрепил приморские города Александрию, Розетту и Дамиету, а также сосредоточил в гавани Суэца транспортные и военные суда. При этом он осуществлял личный контроль и руководство строительными работами. В Суэцкой гавани на корабельных верфях трудилось несколько сотен рабочих, которые подготовили к марту 1810 года два десятка судов.
При подготовке к ведению оккупационных операций Мухаммед Али-паша, зачастую не стеснялся в выборе средств. Так, в 1811 г. начались массовые казни и экспроприация имущества мамелюков, в результате чего было захвачено большое поголовье дромадеров, лошадей, верблюдов, и другого скота, использованные впоследствии при оккупации Аравии; конкуренты на власть паши в лице знатных беев из числа мамелюков также были устранены результате ликвидации мамелюкского сословия. В 1811г. подверглись ограблению и обложены огромной данью бедуины Авлад Али из Аль-Бухайры.
Необходимо отметить, что, по свидетельству хроники Аль-Джабарти32, египетская армия Мохаммеда Али не была армией необученных дикарей, напротив, она была укомплектована албанскими, магрибинскими профессиональными наёмными воинами, неплохо вооруженными, оснащенными артиллерией. Многие из египетских командиров принимали участие в военных столкновениях с французской и английской армиями и были информированы в европейской военной тактике. Негативным фактором являлся невысокий моральный дух и низкая дисциплина в армии. Для похода на государство ваххабитов Муохаммеду Али была необходима реформа армии, для чего он привлек французских офицеров, оставшихся в Египте после поражения Бонапарта. Формирование войсковых соединений из наемных этнических отрядов становились все более неэффективным: отряды магрибинцев, черкесов, албанцев, мингрелов, боснийцев, держались особняком и разговаривали на своих языках, что крайне затрудняло единое командование. Создание национальной египетской армии стало не только вопросом подъема национального самосознания наода Египта, но и государственной необходимостью. Мохаммед Али, по совету военного советника, француза Жозефа Сэва, известного как Сулейман-паша, приступил к созданию регулярной армии, внедрению воинской повинности для феллахийских крестьян. Необходимо отиетить, что египтизация армии Египта, оказала огромное влияние на дальнейшую историю страны33.