Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Ситуация на современном Ближнем Востоке накалена до предела.
Государственные перевороты следуют один за другим, на территории вчерашних курортных зон базируются базы подготовки террористических боевиков, к власти приходят представители то одного, то другого религиозного течения. Многие политики отрыто обвиняют в региональной нестабильности США и администрацию президента Барака Обаму.
Тактика «цветных» революций, реализовывавших концепцию скрытого управления трансформацией через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дала непредвиденный системный сбой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-7
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА
В XIX ВЕКЕ…………………………………………….…………8-12
2. ПРАВИТЕЛЬ МУХАММАД АЛИ………………………….13-15
3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ………………………………16-19
4. АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП………………………………………...20-23
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ВТОРОЙ ЭТАП…………………………………………24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………27-29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..30
В месяц сафар (август) 1811 года несколько соединений египетских войск были отправлены на запад Аравийского полуострова, в Хиджаз, чтобы захватить при помощи морского десантирования и кавалерии во главе с сыном Мохаммеда Али Тусуном-пашой, которому 1 марта 1811 года было поручено руководство экспедицией, город-порт на побережье Красного моря Янбо.34
Захват Янбо сопровождался чудовищным насилием, убийствами и грабежом под эгидой борьбы с мамелюками. Египетские солдаты восстанавливали против себя население нечестивыми действиями. Отрубленные головы мамелюков в качестве трофеев отправлялись в Каир.35 Грабеж и насилие в Янбо остановил только прибывший с конницей Тусун-паша.
При столкновении с ваххабитами между Янбо и Мединой, куда повел войска Тусун-паша, армия Египта, обратилась в хаотичное паническое бегство в Янбо. На примере разорения Янбо и этого поражения становится ясно видно, что большинство египетских солдат шли на эту войну не ради религиозной идеологи, а в целях грабежа и насилия. Необходимо также отметить, что в хронике Джабарти экспедиция Мохаммеда Али в Аравию скорее выглядит как национально-освободительная борьба против сословия мамелюков, чем религиозный поход против ваххабитов. По всей вероятности, это связано с тем, что мамелюки поддержали бы любое религиозное течение, противопоставляющее себя официальной идеологии Мухаммеда Али.
15 зу-л-када (20.XI.1812), Тусун-паша подошел с большим войском к Медине и 10-го зу-л-хиджжа 1227 года (летоисчисление у мусульман ведётся от Хиджры, то есть от даты переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 года Anno Domini36), это значит – крепость взята 15.XII.1812),крепость была взята, а правитель её сдался войскам паши. Здесь необходимо отметить, что Мохаммед Али с европейской расчетливостью после оккупации какой-либо области размещал в городах гарнизоны, назначал на пост вассала своих родственников и приближенных, верных лично ему, и только ему; одаривал вождей окружающих племен бедуинов, ослабляя тем самым моральную, а, значит, и материальную, поддержку ваххабитов.
На данном этапе войны Мухаммед Али решил лично возглавить египетскую армию в Аравии, и ночью 10 сентября 1813 г. он с новыми подкреплениями кавалерии и сафашийа отправился в Джидд. Его усилия направлены на укрепление своих позиций в Хиджазе. Он смещает шерифа Талиба, назначает на его место своего приближенного, подавляет е очаги сопротивления, одаривает бедуинских шейхов.
С этим временным этапом связан характерный эпизод хроники о Латифе, бывшем мамелюком у паши. Посланный в Порту с известием о взятии Медины, одаренный и обласканный там, Латиф наполнился гордыней и по возвращении лелеет честолюбивые замыслы, собирая вокруг себя недовольных пашой. В его среде был человек по имени Хасан-эфенди «Аль-Лаблаби37». Этот Хасан-эфенди под видом дервиша проникал в дома знатных египтян, где вел пропаганду против режима Мохаммеда Али и подстрекал к перевороту. На примере Буркхардта сложно определить истинную национальность Хасана-эфенди
В мае 1814 г. умер шейх Масуд, эмир ваххабитов, и его место занял его сын новый эмир Абдал-лах, возглавивший сопротивление оккупации египтян на севере.
Как было отмечено выше, Мухаммед Али укреплял оккупационный режим на в Асире и юге Хиджаза, лично управляя ликвидацией южной группировки ваххабитов, предпринимая неоднократные карательные экспедиции. 10 раби ал-аввал 1230 года (20 января 1815 года) в битве при Басале египтская армия нанесла сокрушительное поражение войскам ваххабитов, тридцатитысячное войсковое соединение которых с братом Абдаллаха Фейсалом во главе была полностью разбита. Это был критический удар могуществу ваххабитов. Мохаммед Ади занял Турабу.
На севере области Хиджаз египетской армеий командовал Тусун-бей. Он вел упорную и успешную кампанию с крупными силами Абдаллаха и весной 1815 года нанес ряд чувствительных поражений ваххабитам, вынудив их к заключению мира.
Условия договора оставляли Касым и Неджд под властью ваххабитов, область Хиджаз же переходила под правление Мохаммеда Али. Абдаллах признавал себя вассалом османского султана, подчинялся египетскому губернатору Медины, обеспечивал безопасность хаджа. Также Абдаллах возвращал сокровища, экспроприированные ваххабитами в Мекке, отказывался от религиозных инноваций. «Правителем Египта и хозяином его земель и шортов, равно как и городов Джидды, Мекки и светлой Медины — страны Хиджаза, — является Мухаммад 'Али-паша, и это благодаря Аллаху, который благодетельствует того, кого он пожелает; Лаз Мухаммад является катходой-беем, заместителем паши, и уполномочен вершить дела людей от имени своего господина»,- пишет Джабарти в 1816году.
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
После заключения мира Тусун-паша вернулся в Каир, где через год заболел чумой и умер. В этом же году Ибрахим-паша, старший сын Мохаммеда Али, вместе с большим количеством солдат - турок и магрибинцев, направлен в Хиджаз для возобновления военных действий против ваххабитов. В мае 1817 года Ибрахим-паша в области, называемой Мавтан,38 где между его войсками и ваххабитами «произошло сражение, в котором он истребил большое количество ваххабитов, взял пленных, захватил их палатки и пушки39». 27 декабря 1817 получено сообщение, что египетские войска заняли город в «стране ваххабитов40» (Аравии), также в 1817-18гг. взята крепость Шакра'а,41 Дарийю, Аль-Ваххабийю, оккупировав, таким образом, к 1819г. весь Восточный Хиджаб. Египтяне овладели столицей саудовского государтсва, Абдаллах ибн Масуд ал-Ваххаби был пленен, отвезен в Стамбул и там казнен.
В отличие от своего отца, Ибрахим-паша не отличался ни дипломатизмом, ни политической дальновидностью. Проводя военные действия, он засыпал колодцы, выжигал деревни, вел политику жесткой оккупации. Подобная политика привела к тому, что пустынные племена не приняли Ибрахим-пашу как властелина и господство Египта в стране долгое время носило чисто формальный характер.
Результатом египетской оккупации большинство территорий Аравии официально вошло в состав Османо-Оттоманской империи; в действительности же Аравия теперь была под властью Мохаммеда Али.
Историческая мусульманская
Египетскими наместниками управлялся Неджд. Назначенного Ибрагимом-пашой эмира Машари, младшего брата казненного Абдаллаха ибн Масуда ал-Ваххаби, никто не принимал всерьез. Аравия была на грани разорения, голода и опустошения. Утихнувшие было во времена правления ваххабитов племенные раздоры свпыхивали с новой силой. В Касыме, Шаммаре и других областях местные княжеские кланы сохраняли относительную независимость и искали «золотую середину» между теми мятежными эмирами-ваххабитами из династии Саудитов, которые не сложили оружие и вели борьбу с оккупационными египетскими властями.
Стоило Ибрагим-паше покинуть Неджд, как там в 1820 году вспыхнул ваххабитский бунт, возглавленный одним из родственников казненного эмира. Бунт был подавлен. В 1821 году ваххабиты вновь восстали, и на этот раз восстание было более успешным. Руководство восстанием снова взял на себя родственник казненного эмира Абдаллаха ибн Масуда ал-Ваххаби, Турки, свергшего египетского наместника и восстановившего государство ваххабитов. Карательная экспедиция против взбунтовавшихся ваххабитов погибла от партизанских набегов, голода, эпидемий и жажды. Мохаммед Али-паша ограничил контролируемые районы Неджда районами Шаммара и Касыма. Вся остальная территория Неджда была очищена от египетских гарнизонов.
Восстанавливая границы своих прежние владений, ваххабиты очистили от египетского присутствия в 1827 году египтян Шаммару и Касым , а в 1830 году, вернули и Аль-Хасу.
В 1827 году антиегипетское восстание, возглавляемое шерифом, вспыхнуло в Мекке, но египтяне, сдавшие Неджд, подавили этот бунт и удержались в Хиджазе.
Сирийские и греческие события отвлекали внимание и силы Мохаммеда Али от Аравийского полуострова. Однако после оккупации Сирии он решил возвратить в свои владения область Неджд. Противовесом Турки Мохаммед Али выдвинул претендентом на престол эмира ваххабитов Машари ибн Халеда, овладевшего с египетской помощью в 1834 году с Рийадом, убившего эмира Турки и занявшего его место. Однако скоро сын и наследник Турки эмир Фейсал штурмом берет Рийад, расправляется с Машари и провозглашает себя новым эмиром ваххабитской Аравии.
Но Мохаммед Али решил не отдавать однажды завоеванного и во что бы то ни стало довести дело возвращения территорий до конца, сломить сопротивление Неджда и получить выход к Персидскому заливу.
В 1836 году огромное египетское войско с Хуршид-пашой во главе вторглось в пределы области Неджд. Длительное и упорное противостояние закончилось победой Египта. В 1838 году эмира Фейсала взяли в плен и отправили в Каир. Египетская армия вошла в Рийад, Аль-Хасу.
Таким образом, проведенное выше исследование заставляет сделать следующие выводы:
1.Экспедиция Мохаммеда Али в Аравию еще раз указала как на негативные стороны египетского общественного сознания в целом и египетской армии – в частности – падение нравов, недисциплинированность, так и продемонстрировала целеустремленность и дальновидность Мухаммеда Али, его потенциал правителя и личности. Достойная оценка подходов современного ведения боя и тактики, а также применения артиллерии, делало честь Мухаммеду Али, на военном таланте тактика которого зиждились все победы Египта в той экспедиции.
2. Несмотря на «низкое» происхождение и долгую неграмотность, Мухаммед Али тонко разобрался в политической ситуации на Ближнем Востоке и правильно расставил приоритеты, необходимые как для развития Египта, упрочнения его влияния, так и стратегических возможностей ведения военных действий.
3.Очень опасный и коварный, а, главное – морально приоритетный противник в лице ваххабитского государства Саудитов и тяжелые природные условия заставили направить все возможные ресурсы провинции Египет на эту военную авантюру. Мухаммед Али верно оценил потенциал ваххабитов, что доказывает его широкомасштабная подготовка к ведению боевых действий.
4. Приобретение Мухаммедом Али репутации попечителя аравиийских святынь, веками считавшейся атрибутом власти сильнейшего мусульманского правителя, благоприятно подействовало на положение Египта на международной арене.
5. В приведенных выше источниках нет прямых указаний на то, что возникновение секты ваххабитов, перерастание ее в религиозно-политическое течение антиегипетского толка и, как следствие - поход Мохаммеда Али против государства ваххабитов – дело рук третьей стороны, но нет и доказательств обратного. Были ли египетские солдаты борцами за веру? Нет, и об этом прямо говорится в источниках – египетские солдаты в этом походе были грабителями, насильниками, головорезами и вообще морально неустойчивыми и недисциплинированными воинами. Поход против ваххабитов был несправедливым и захватническим. Кому он был выгоден? Кто хотел распрей в исламском мире и междоубиц в Османском государстве? Is fecit cui prodest.43 Турция вела с Российской Империей войну, и это было, безусловно, выгодно Наполеону Бонапарту. Поэтому сильнейший османский паша Мохаммед Али не был нужен союзу Великобритании и России. Великобритания – крупнейшая колониальная империя того времени уже тогда славилась методами закулисной борьбы, а возникновение ваххабизма связывают именно с пресловутым английским шпионом Хемфером, подстрекавшим Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к антиосманской деятельности. О том, что подобные агенты влияния действительно существовали, говорит и Аль-Джабарти в упомянутом выше эпизоде с Хасан-эфенди Аль-Лаблаби. Многие английские шпионы, подобные Али-бею (Бадья-и-Леблих), выдавали себя за правоверных феллахов. Даже швейцарского путешественника Людвига Бургхарта при личной встрече Мохаммед Али принял за английского шпиона,44 что говорит о том, что подобные случаи имели место.
6. Учитывая пункт пятый и мнение Клот-бея, приведенное в главе первой «Основные тенденции развития Египта в XIX веке», заключающееся в том, что арабский этнос был всегда угнетаем, а основным носителем ислама в XIX веке была Оттоманская империя, ваххабизм мог рассматриваться правителями Великобритании ( а за ней и самой Оттоманской империи) как опасная для господства Англии и Турции революционная идеология самосознания арабов. Поэтому одной из причин экспедиции Мохаммеда Али, помимо возможного ослабления самого хедива, устранения набирающего силу государства Саудитов, было подавление национальной арабской революции, направленной против господства колониальных держав.
7. Роль Мохаммеда Али в
8. Данное курсовое исследование
наглядно показывает связь
Польза исторической науки, по мнению ал-Джабарти, заключается в ее назидательности, в том опыте, который люди приобретают в результате изучения событий прошлого и который помогает им избегать различных превратностей судьбы, погубивших ранее существовавшие народы, побуждает подражать хорошим примерам и избегать дурных поступков, а также учит презирать “бренную суетность” и стремиться к “вечному блаженству”. Интерес к исторической науке является, по мнению ал-Джабарти, результатом естественного стремления человека узнать неизвестное. Вместе с тем он связан с желанием правителей познакомиться с жизнью и дятельностью их предшественников. Поэтому только правители и ученые могут проявлять интерес к истории. Такой взгляд на науку был результатом не только “аристократического” мировоззрения ал-Джабарти, но и следствием глубокого культурного упадка, наступившего в Египте при поздних мамелюках (XVII—XVIII вв.), и всеобщей неграмотности, делавших науку достоянием узкого круга лиц. “Со времени сотворения человека богом, — писал ал-Джабарти, — люди никогда не переставали изучать историю... Только нынешнее поколение относится к ней с пренебрежением, считая это пустым занятием и называя историю легендами древних народов.45”