Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:23, реферат
Классификация видов мониторинга: 1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции); 2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия); 3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).
Теоретические положения мониторинга природных ресурсов
Основные понятия и классификация
Единая государственная система мониторинга окружающей среды
Нормативно-правовая база мониторинга окружающей среды
Органы, ведущие мониторинг природных ресурсов (земель, водный и т.д.)
Теоретические положения кадастров
Основные понятия природных ресурсов и их классификация
Понятия кадастра и его виды
Нормативно-правовая база кадастров природных ресурсов
Информатизация мониторинга и кадастров
Понятие информатизации
Способы и методы формирования информации мониторинга и кадастров
Анализ состояния земель в регионе
Список использованной литературы.
Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.
Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Всего выделяют 9 кадастров и реестров.
Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.
КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Комплексность информации в КТКПР
достигается путем
разработки стратегии
гармонизации природно-
выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
определение стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование его природно-ресурсного потенциала;
в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов.
КТКПР создается на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы:
информационно-справочная подсистема;
сопровождающая подсистема;
подсистема расширения.
Назначение информационно-
Назначение сопровождающей подсистемы - поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно справочной подсистемы.
Система должна функционировать в рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем.
Назначение подсистемы расширения - организация пополнения баз графической и семантической информации принципиально новыми слоями и реквизитами, подключение новых математических моделей и организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Следует подчеркнуть, что подсистема расширения работает на первые две и является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как КТКПР при изменяющихся внешних условиях, начиная с нормативно-законодательной базы и кончая уровнем программных и технических средств
В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже разработаны и проходят опытную эксплуатацию:
земельных ресурсов;
водных ресурсов;
лесных ресурсов;
геоботанических ресурсов;
животного мира;
месторождений полезных ископаемых;
атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;
промышленных и бытовых
Информация КТКПР хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, принимающими решения, в области:
-обеспечения управленческих
-проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;
-организации и реорганизации
размещения производительных
-реализация инвестиционных
-изменения структуры и базы налогообложения в регионе;
-ресурсосбережения,
-обеспечения санитарной и
-разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
-приватизации природных
При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; и т.д. Как результат – наступает информационный кризис. Одним из проявлений которого является: появление противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
Это породило весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества.
Информатизация – это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих кардинальное улучшение качества труда и условий жизни в обществе.
Информатизация тесно связана с внедрением информационно - вычислительных систем, с повышением уровня автоматизации организационно - экономической, технологической, административно - хозяйственной, проектно- конструкторской, научно- исследовательской и других видов деятельности.
Основные задачи информатизации:
- модернизация информационно -
телекоммуникационной
- развитие информационных
- эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с прочими материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта;
- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ;
- создание необходимой
- привитие населению
Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества.
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счёт увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Для получения необходимой информации при ведении мониторинга земель применяются методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а также фондовые данные.
Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в соответствующих территориальных органах по управлению земельными ресурсами.
Полученные результаты мониторинга земель накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
Граждане, предприятия и учреждения, международные организации, иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
Земельный кадастр как составная
часть народнохозяйственного
Статистические наблюдения являются основным
звеном исследований. Они дают исходные
материалы для анализа того или иного
явления. Поэтому вполне естественно,
что от полноты и качества данных, полученных
при наблюдении, зависит обоснованность
выводов, сделанных в результате анализа
статистических данных. Следовательно,
необходимым условием статистического
наблюдения являются точность и строгая
достоверность собранных сведений.
Статистические наблюдения проводятся
по определенному плану. В плане наблюдения
указываются формы, виды и способы наблюдения,
а также организационные мероприятия
по осуществлению наблюдения.
Основными формами статистического наблюдения
являются отчетность и перепись. Отчетность
– это такая форма наблюдения при которой
статистические органы в определенные
сроки получают от соответствующих предприятий,
организаций и учреждений необходимые
материалы в виде установленных законом
документов.
Однако при всем многообразии отчетности
она не дает материалов по целому ряду
вопросов. Понекоторым показателям отчетность
вообще не составляется. Поэтому возникает
необходимость проведения специальных
статистических наблюдений, к которым
относится перепись. Переписью называется
такая форма наблюдения, при которой статистические
органы собирают материалы путем специально
организуемых на определенную дату обследований.
В нашей стране периодически производится
перепись плодово-ягодных насаждений,
мелиоративных сооружений, перепись орошаемых
и осушенных земель в виде из инвентаризации
и т.д. Перепись дает дополнительные сведения,
которых нет в отчетности, расширяет данные
отчетности, а также проверяет их достоверность.
По времени проведения статистические
наблюдения подразделяются на два вида:
непрерывные, или текущие, наблюдения
и прерывные. При текущем наблюдении изменения
в состоянии обьекта исследования регистрируются
систематически, по мере их наступления.
Поэтому текущие наблюдения обычно называют
непрерывными. К текущим наблюдениям в
земельном кадастре относится государственная
регистрация землепользований с отражением
изменений в правовом положении земель
в текстовых и планово-картографических
документах. Сюда же можно отнести наблюдения
за приусадебным землепользованием колхозников,
рабочих и служащих. Все изменения в приусадебном
землепользовании, по мере того как они
происходят, отражаются в земельнокадастровой
книге предпритятия, организции и учреждения.
Для успешного осуществления текущего
наблюдения необходимо, чтобы регистрация
производилась своевременно, т.н. между
моментом возникновения факта и его регистрацией
не должно быть большого разрыва. Изменения
в приусадебном землепользовании в порядке
текущего наблюдения отражаются в земельнокадастровых
документах не позднее 15 дней, после того
как они фактически произошли.
Прерывные наблюдения подразделяются
на периодические и единовременные. Периодическое
наблюдение проводится через определенные,
строго установленные сроки. Как правило,
оно подводит итог текущему учету и дает
материал для отчетности.
Единовременным называют такое наблюдение,
которое проводится для изучения явления
на определенный момент времени или по
специальному заданию. Эти наблюдения
проводятся нерегулярно, по мере необходимости.
К ним относят, например, переписи многолетних
насаждений, инвентаризации орошаемых
и осушенных земель, почвенные, мелиоративные
и геоботанические обследования, новые
сьемки землепользований, которые осуществляются
по мере того, как имеющийся плановый материал
устарел настолько, что корректировка
нецелесообразна.
По степени полноты охвата единиц, входящих
в обьект исследования, статистические
наблюдения подразделяются на два вида:
сплошные и несплошные. Сплошным называется
такое наблюдение, при котором регистрируются
все без исключения единицы обьекта исследования.
Примером сплошного наблюдения можно
считать сьемки землепользований для
учета по составу угодий и их подвидов,
сплошное обследование земель для учета
их качественного состояния и т.п.
Несплошное наблюдение охватывает часть
единиц изучаемой совокупности. Оно ведется
различными методами: метод основного
массива, выборочный метод, анкетный метод
и монографический метод.
Метод основного массива заключается
в том, что наблюдению подвергаются не
все единицы обьекта исследования, а только
основные, имеющие преобладающий удельный
вес в изучаемом обьекте, а остальная часть,
большая по количеству единиц, но с незначительным
удельным весом, остается вне наблюдения.
При выборочном наблюдении обследованию
подвергается только некоторая часть
единиц исследуемой совокупности, а результаты
обследования этой части распространяются
на всю совокупность путем прямого пересчета
или с помощью коэффициентов.
Информация о работе Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области