- Правительство РФ [для земель, находящихся в федеральной собственности]
- Органы исполнительной власти субъектов РФ [для земель, находящихся в собственности субъектов РФ, либо для земель С\Х назначения, находящихся в муниципальной собственности]
- Органы местного самоуправления [для земель, находящихся в муниципальной собственности, кроме земель С\Х назначения]
- Органы исполнительной власти субъектов РФ
- Органы местного самоуправления [для ЗУ С\Х назначения, находящихся в частной собственности]
Порядок перевода
земель из одной категории в другую
устанавливают только федеральными
законами.
- Классификация земельного фонда по категориям земель и угодьям
В соответствии с основным целевым
назначением ЗФ РФ разделен на 7 категорий:
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли населенных пунктов
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли специального назначения
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли лесного фонда
- Земли водного фонда
- Земли запаса
.
В составе
участков земельной собственности,
землевладений и землепользовании
выделяют отдельные земельные угодья,
т.е. участки (массивы) земли, планомерно
и систематически используемые для определенных
производственных целей, имеющие качественные
различия природных, естественно-исторических
и других свойств. Угодья подразделяют
на сельскохозяйственные (пашня, многолетние
насаждения, залежь, сенокосы, пастбища)
и несельскохозяйственные (леса, кустарники,
болота, застроенные территории и др.).
На вид использования угодий определенное
влияние оказывают их природные факторы
и свойства. Поэтому выделяют не только
виды, но и подвиды угодий (например, закочкаренные,
закустаренные, переувлажненные пастбища).
Кроме вышеперечисленных, могут быть и
неиспользуемые угодья (полигоны отходов,
свалки, овраги, пески, территории консервации
и др.)
Качественное
состояние земель характеризуется
природными признаками, к важнейшим из
которых относятся почвы, рельеф, условия
увлажнения и др.
Выбор участка
земельной собственности, землевладения
или землепользования в качестве основной
земельно-кадастровой единицы, а угодья
или природных экологически однородных
участков в качестве основного элемента
кадастра позволяет осушествлять ведение
государственного земельного кадастра
по единой системе на всей территории
страны.
Классификация
земельного фонда РФ по угодьям:
- Сельскохозяйственные угодья
- Пашни
- Многолетние насаждения
- Сенокосы
- Залежи
- Пастбища
- Лесные земли
- Древесно-кустарниковая растительность
- Болота
- Под водными объектами
- Под дорогами
- В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия
- Земли застройки
- Нарушенные земли
- Прочие земли
- Формы прав на землю
Государственная собственность подразделяется
на:
- Федеральная
- Собственность субъектов РФ
Частная собственность
делится на:
- Коллективная
- Долевая
- Совместная
- Индивидуальная
Классификация прав на землю:
- Право собственности [право физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом по своему усмотрению: передавать по наследству, делить, дарить, завещать, осуществлять сделки. Подлежит обязательной государственной регистрации]
- Право аренды земельного участка [срочное пользование ЗУ за оплату на условиях договора аренды, заключенного собственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочной (более 3 лет), краткосрочной]
- Право пожизненного наследуемого владения [право владения и пользования ЗУ, передаваемое другому гражданину по наследству. Правообладатель может строить здания, сдавать в аренду, но не имеет права закладывать или проводить другие сделки, приводящие к отчуждению. Так же подлежит государственной регистрации]
- Право хозяйственного ведения [право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться, распоряжаться недвижимостью в пределах, определяемых законодательством. При этом недвижимость является собственностью другого лица. Данное право устанавливается органом местной или федеральной власти. Действия с земельным участком осуществляются только с согласия владельца]
- Право постоянного (бессрочного) пользования землей [право юридич. или физич. лица использовать ЗУ без ограничений]
- Право срочного пользования землей или земельным участком [временное право пользования ЗУ сроком от 1 года и более, или безвозмездно на условии договора]
- Право оперативного управления [управление государственным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственника]
- Сервитут [право ограниченного пользования чужим земельным участком. Может быть частным (устанавливается в интересах одного лица) или публичным (в интересах государства, органов местного самоуправления или местного самоуправления) в соответствии с законодательством. Сервитут – вещное право, под которым понимают использование определенным образом владельцем одного объекта недвижимости другим. Как обременение под сервитутом понимают , что владелец ОН связывает себя обязательством при пользовании своим ОН]
- Содержание, принципы и составные части земельного кадастра
Принципы ведения земельного кадастра:
- Единство технологий ведения кадастра на всей территории РФ
- Общедоступность
- Непрерывная актуализация сведений
- Ведение ГКН осуществляется на бумажных и электронных носителях
- Содержащиеся в ГКН документы подлежат постоянному хранению, их уничтожение или изъятие не допускается
- ГКН является частью единой информационной системы, объединяющей ГКН и государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов
- Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета. Изменение требований к точности или способам определения сведений об объектах недвижимости, либо изменение геодезической или картографической основы ГКН не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными или подлежащими уничтожению
- Ведение ГКН осуществляется органом кадастрового учета в установленном федеральным органом исполнительной власти порядке
Земельный кадастр ведется в
целях информационного обеспечения:
- Государственного и муниципального управления земельными ресурсами
- Государственного контроля за использованием и охраной земель
- Мероприятий, направленных на сохранение и повышения плодородия земель
- Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Землеустройство
- Экономической оценки земель и учета стоимости земли в состоаве природных ресурсов
- Установление обоснованной платы за землю
Земельный кадастр ведется на трех
уровнях: федеральный, субъектов федерации
и муниципальный
- Общая задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании ресурсов страны в целом, и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъектов РФ, организация проведения оценки земель, обеспечение земельно-кадастровой информацией органов управления.
Частные задачи
– разработка и принятие федеральных
законов и других нормативно-правовых
актов РФ, контроль за их соблюдением,
установление порядка финансирования
деятельности, разработка и реализация
федеральных программ развития кадастра,
координация деятельности органов государственной
власти РФ и субъектов РФ.
- Частные задачи - Организация кадастрового деления государственной территории, установление границ муниципальных образований, кадастровый учет ЗУ, расположенных на территории двух и более муниципальных образований, кадастровая оценка земель, хранение и предоставление кадастровой информации
- Основная рабочая минимальная единица – земельный участок.
Частная задача
- организация кадастрового деления
подведомственной территотрии, кадастровый
учет и оценка ЗУ, хранение и предоставление
кадастровой информации.
- Характеристика основных законодательных и нормативных документов и их роль в развитии ЗК (Земельный кодекс, ФЗ «о государственном кадастре недвижимости», ФЗ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нормативные документы Росреестра)
1. Настоящий
Кодекс и изданные в соответствии
с ним иные акты земельного
законодательства основываются
на следующих принципах:
1) учет значения
земли как основы жизни и деятельности
человека, согласно которому регулирование
отношений по использованию и охране земли
осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом
в качестве средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве и основы
осуществления хозяйственной и иной деятельности
на территории Российской Федерации, и
одновременно как о недвижимом имуществе,
об объекте права собственности и иных
прав на землю;
2) приоритет
охраны земли как важнейшего
компонента окружающей среды
и средства производства в
сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимого
имущества, согласно которому
владение, пользование и распоряжение
землей осуществляются собственниками
земельных участков свободно, если
это не наносит ущерб окружающей
среде;
3) приоритет
охраны жизни и здоровья человека,
согласно которому при осуществлении
деятельности по использованию
и охране земель должны быть
приняты такие решения и осуществлены
такие виды деятельности, которые
позволили бы обеспечить сохранение
жизни человека или предотвратить
негативное (вредное) воздействие
на здоровье человека, даже если
это потребует больших затрат;
- Понятие и содержание земельных отношений как составной части общественных отношений
В общем виде
земельные отношения можно охарактеризовать
как систему социально-экономических
связей по владению, пользованию и распоряжению
землей, включая ее куплю-продажу, сдачу
в аренду, организацию использования и
т. д. Выделение земельных отношений в
отдельную сферу является объективным
историческим процессом, обусловленным
особым значением земли, ее функциональным
многообразием и ограниченностью как
природного ресурса.
Земельные отношения
связаны со множеством социальных,
экономических, экологических, историко-культурных,
психологических и других факторов, которые
имеют сложную структуру, различные циклы
развития, достаточно развитый механизм
воздействия на процесс распределения,
использования и охраны земельных ресурсов.
Субъектами
земельных правоотношений являются все участники этих отношений,
наделенные земельными правами и обязанностями,
предусмотренными земельным законодательством.
Объект
земельных отношений — это юридически
однородный и пространственно ограниченный
на местности земельный массив, по поводу
которого возникают земельные отношения
и конкретные виды управленческой деятельности.
Это может быть весь земельный фонд страны
(ведение государственного мониторинга
земель и государственного земельного
кадастра), земля в пределах определенных
административно-территориальных границ
(землеустройство, предоставление и изъятие
земель, планировка земель поселения и
т. д.), отдельный земельный участок (землеустройство,
кадастровая оценка и т. д.).
Помимо земельных
участков и прав на них к объектам
земельных отношений относятся
также прочно связанные с ними
объекты недвижимости (водоемы, лес, многолетние
насаждения, здания, строения, сооружения
и др.), перемещение которых невозможно
без нанесения несоизмеримого ущерба
их назначению и состоянию. Поэтому эти
объекты находятся вместе с земельными
участками в неразделенном обороте, если
иное не предусмотрено законом.
Важнейший
аспект земельных отношений — юридическое обеспечение прав на землю,
включая собственность, владение, пользование,
распоряжение земельными участками.
Важный аспект
развития земельных отношений —
обеспечение социальной устойчивости
в обществе, включая социально справедливое
распределение земель, закрепление прав
на них. (стр. 20)
- ЗК как механизм регулирования земельных отношений и управления
Система земельного
кадастра, действуя совместно с системой
государственной регистрации прав на
земельные участки и связанные с ними
улучшения, обеспечивает: