Метеорологические и агрометеорологические опасные явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, реферат

Краткое описание

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.
Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат опасные метеорологические явления.rtf

— 218.47 Кб (Скачать файл)

Отмена полетов в связи с сильными туманами. В Москве 22 ноября 2006 года случился небывалый туман. Аэропорты Шереметьево и Внуково оказались в такой густой пелене, что диспетчерам пришлось перенаправить на запасные аэродромы два десятка лайнеров.

Затруднения, возникающие на автомобильных дорогах.

Туманы, как известно, при своём возникновении создают густую пелену над поверхностью земли, мешая автомобильному и железнодорожному движению. При этом возникает затруднение в движении, замедление в перемещении, а также автомобильные аварии, в которых гибнет много людей.

Примеры аварий на автодорогах. Крупное дорожно-транспортное происшествие произошло 11 сентября 2006 года у въезда в Краснодар. Из-за сильного тумана у въезда в город со стороны Ростова-на-Дону столкнулись 62 автомобиля. В результате автокатастрофы погиб один человек, 42 человека госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

В Стамбуле 17 ноября 2006 из-за тумана столкнулись более ста автомобилей. Ранения получили 33 человека, врачи опасаются за жизнь по меньше мере двоих из пострадавших. Крупное ДТП случилось на шоссе, ведущем из Стамбула в город Эдирне, который расположен рядом с болгарской границей.

Затруднения, связанные с морской навигацией.

При слабом тумане видимость снижается до 1 км, при умеренном - до сотен метров, а при сильном - до нескольких десятков метров. И тогда временно встают на якорь суда, включаются сирены маяков. Иногда из-за тумана корабли натыкаются на скалы, или айсберги. Так, возможно

Защита от тумана на море. Система навигации малых судов предназначена для навигации малотоннажных судов в условиях ограниченной оптической видимости (ночь, туман, снег, дождь, высокая задымленность и т.п.) или ее отсутствия, когда управление и навигация путем визуального контроля, либо по данным других оптических или ИК-датчиков, затруднен или невозможен.

Вред для сельского хозяйства.

Туманы отрицательно сказываются на развитии сельскохозяйственных культур. При тумане относительная влажность достигает 100%, поэтому частые туманы в теплое время года благоприятствуют размножению вредителей растений, появлению бактерий, грибковых заболеваний и т. д. При уборке зерновых туман способствует накоплению влаги в зерне и соломе; отсыревшая солома наматывается на рабочие части комбайна, зерно плохо вымолачивается и значительная часть его уходит в мякину. Влажное зерно нуждается в более длительной сушке, иначе оно может прорасти. Частые туманы в конце лета и осенью затрудняют уборку картофеля, так как клубни при этом медленно сохнут. Зимой туманы "съедают" снег, и если после этого наступает резкое похолодание, то образуется ледяная корка.

 

2. Метели и снежные заносы

Метель (вьюга) -это перенос снега сильным ветром над поверхностью земли. Количество переносимого снега определяется скоростью ветра, а участки аккумуляции снега - его направлением. В процессе метельного переноса снег движется параллельно поверхности земли. При этом основная масса его переносится в слое высотой менее 1,5 м. Рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 3-5 м/с и более (на вы соте 0,2 м).

Различают низовые (при отсутствии снегопада), верховые (при-ветре лишь в свободной атмосфере) и общие метели, а также метели насыщенные, т. е. переносящие предельно возможное при данной скорости ветра количество снега, и ненасыщенные. Последние наблюдаются при нехватке снега или при большой прочности снежного покрова. Твердый расход насыщенной низовой метели пропорционален третьей степени скорости ветра, верховой метели - первой ее степе ни. При скорости ветра до 20 м/с метели относятся к слабым и обычным, при скорости 20-30 м/с - к сильным, при большой скорости -- к очень сильным и сверхсильным (фактически это уже штормы и ураганы). Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные - до нескольких часов.

Снегонакопление при метельном переносе во много раз превышает аккумуляцию снега, которая наблюдается в результате снегопадов при безветренной погоде.

Отложение снега происходит в результате уменьшения скорости ветра вблизи наземных препятствий. Форма и размер запасов определяются формой и размером препятствий и их ориентацией по отношению к направлению ветра.

Дополнительный отрицательный эффект при снежных заносах возникает за счет сильного мороза, сильного ветра при метелях и обледенений. Последствия снежных заносов могут быть достаточно тяжелыми. Они в состоянии парализовать работу большинства видов транспорта, приостановив перевозку людей и грузов. Колесные автомобили не могут обычно двигаться по ровным заснеженным дорогам, если толщина снежного покрова превышает половину диаметра колеса. Люди, оказавшиеся на местности в изоляции из-за снежных заносов, подвергаются опасности обморожения и гибели, а в условиях буранов теряют ориентировку. При сильных заносах небольшие населенные пункты могут быть полностью отрезанными от коммуникаций снабжения. Осложняется работа предприятий коммунального и энергетического хозяйства. Если заносам сопутствуют сильные морозы и ветры, могут выходить из строя системы электроснабжения, теплоснабжения, связи. Аккумуляция снега на крышах зданий и сооружений свыше избыточных нагрузок приводит к их обрушению.

В многоснежных районах проектирование и строительство зданий, сооружений и коммуникаций, особенно дорог, должно проводиться с учетом уменьшения их снегозаносимости.

Для предупреждения заносов используют снегозащитные ограждения из приготовленных заранее конструкций или в виде снежных стенок, валов и т. д. Ограждения сооружают на снегоопасных направлениях, особенно вдоль железных и важных шоссейных дорог. При этом их устанавливают на расстоянии не менее 20 м от обреза дороги.

Предупредительной мерой является оповещение органов власти, организаций и населения о прогнозе снегопадов и метелей.

Для ориентировки пешеходов и водителей транспортных средств, застигнутых бураном, вдоль дорог устанавливают вехи и другие указатели. В горных и северных районах практикуется растяжка канатов на опасных участках троп, дорог, от здания к зданию. Держась за них, в условиях бурана люди ориентируются на маршруте.

В предвидении бурана на строительных и промышленных площадках производят крепление стрел кранов, других конструкций, не защищенных от воздействия ветра. Прекращают работы на открытой местности и высоте. Усиливают швартовку судов в портах. Сводят до минимума выход транспорта на маршруты.

При получении угрожающего прогноза приводят в готовность силы и средства, предназначенные для борьбы с заносами, проведения аварийно-восстановительных работ.

Основной мерой борьбы со снежными заносами является расчистка дорог и территорий. В первую очередь расчищают от заносов железнодорожные и автомобильные магистрали, взлетно-посадочные полосы аэродромов, пристанционные пути железнодорожных станций, а также оказывают помощь автотранспорту, застигнутому бедствием в пути.

В наиболее тяжелых случаях, парализующих жизнедеятельность целых населенных пунктов, к расчистке снега привлекают все трудоспособное население.

Одновременно с расчисткой заносов организуют непрерывное метеонаблюдение, розыск и освобождение от снежного плена людей и транспортных средств, оказание помощи пострадавшим, регулирование движения и проводку транс порта, защиту и восстановление систем жизнеобеспечения, доставку экстренных грузов специальным снегопроходимым транспортом в блокированные населенные пункты, защиту животноводческих объектов. При необходимости проводят частичную эвакуацию населения и организуют специальные маршруты коммунального транспорта колоннами, а также прекращают работу учебных заведений и учреждений.

На европейской части России среднее число дней с метелью - 30-40, средняя продолжительность метели - 6-9 ч. Опасные метели составляют около 25%, особо опасные - около 10% общего их количества. На территории всей страны ежегодно бывает в среднем 5-6 сильнейших буранов, способных парализовать железные и автомобильные дороги, обрывать линии связи и электропередач и т. д.

 

3. Снежные и ледяные корки

Снежные и ледяные корки образуются при налипании снега и намерзании капель воды на различных поверхностях. Налипание мокрого снега, наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре воздуха в диапазоне от 0° до +3°С, особенно при температуре +1 -3°С и ветре 10-20 м/с. Диаметр отложений снега на про водах достигает 20 см, вес 2-4 кг на 1 м. Провода рвутся не столько под тяжестью снега, сколько от ветровой нагрузки. На полотне автодорог в таких условиях образуется скользкий снежный накат, парализующий движение почти так же, как гололедная корка. Такие явления характерны для приморских районов с мягкими влажными зимами (запад Европы, Япония, Сахалин и т. д.), но распространены также во внутриконтинентальных районах в начале и в конце зимы.

При выпадении дождя на промороженную землю и при намокании и последующем замерзании поверхности снежного покрова образуются ледяные корки, называемые гололедицей. Она опасна для пастбищных животных, например, на Чукотке в начале 80-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К типу гололедицы относится явление обледенения причалов, морских платформ, судов вследствие намерзания брызг воды во время шторма. Обледенение особо опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой. Такое судно может набрать ледяную нагрузку критической величины за считанные часы. Ежегодно в мире от этого гибнет около десяти рыболовных судов, сотни оказываются в рискованном положении. Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, сильно мешая хозяйственной деятельности в прибрежной полосе.

При намерзании переохлажденных капель тумана на различных предметах образуются гололедные и изморозевые корки, первые - при диапазоне температуры воздуха от 0 до -5°С, реже до -20°С, вторые - при температуре -10-30°С, реже до -40°С.

Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м на Сахалине, до 86 кг/м на Урале). Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре воздуха от 0 до -5°С. На территории России она достигает местами десятков дней в году.

Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР и носит в основном угнетающий характер. Изредка создаются чрезвычайные ситуации. Например, в феврале 1984 г. в Ставропольском крае гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварии на 175 высоковольтных линиях; их нормальная работа возобновилась лишь через 4 суток. При гололеде в Москве количество автоаварий увеличивается втрое.

 

4. Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий

Зимнее проявление стихийных сил природы нередко выражается снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

Снегопады, продолжительность которых может быть от 16 до 24 ч. сильно влияют на хозяйственную деятельность населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными буранами) при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение, как и междугороднее. Выпадение снега с дождем при пониженной температуре и ураганном ветре создает условие для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей, электротранспорта, кровли зданий, различного вида опор и конструкций, вызывая их разрушение.

С объявлением штормового предупреждения-предупреждения о возможных снежных заносах - необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива. В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.

Особенную опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути, далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности. При следовании автомобильным транспортом не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Если есть возможность автомобиль нужно устанавливать двигателем в ветреную сторону. Периодически нужно выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль - хороший ориентир для поисковой группы. Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежании его "размерзания". При прогревании автомобиля важно не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом. Если в пути вместе окажется несколько человек (на нескольких автомобилях) целесообразно собраться всем вместе и использовать один автомобиль в качестве укрытия; из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие-автомобиль: в сильный снегопад (пургу) ориентиры с первого взгляда, казалось бы надежные, через несколько десятков метров могут быть потеряны. В сельской местности с получением штормового предупреждения нужно заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных, содержащихся на фермах. Скот, содержащийся на отгонных пастбищах в срочном порядке перегоняется в ближайшие укрытия, заранее оборудованные в складках местности или на стационарные стойбища.

Информация о работе Метеорологические и агрометеорологические опасные явления