АТП
является одним из подразделений
нашей компаний, созданных в 1975 году.
В среднем в году АТП транспортирует
15.0 – 18.0 миллионов м3 горной массы. АТП
состоит из участков технологической
транспортировки, разномарочных машин
и тяжелой техники.
АТП, используя
в технологическом транспорте добычи
руды 23 самосвала БелАЗ-75131 грузоподъемностью
130 тонн, с двигателем марки Камминз,
выполняет производственные плановые
задания по транспортировке горных
масс, кроме того, использует 22 автосамосвала
БелАЗ грузоподъемностью 27-45 тонн для
выполнения работ по устройству дамбы
хвостового хозяйства ОФ, очистке
аварийного бассейна, зарядке взрывных
блоков, водоснабжению буровых установок,
ремонту и поливке дорог и
подвижной состав из 227 единиц техники
различных марок, предназначенных
для транспортировки рабочих, товаров,
материалов и сырья, необходимых
для производства, выполнения земляных
и дорожно-строительных работ.
С 1990 года, когда в технологическом транспорте
использовались только самосвалы грузоподъемностью
40 тонн, началась технологическая модернизация
и впервые в Монголии начали использовать
самосвалы БелАЗ-75131 грузоподъемностью
110 тонн. С тех пор, в основном модернизированы
весь подвижной состав и база ремонта
и обслуживания АТП, в частности, вместо
автомобилей марки УАЗ, использовавщихся
в обслуживании должностных лиц, начали
использоваться легковые автомобили марки
Тоуота, Ниссан, вместо автобусов ЛАЗ и
ЛиАЗ, использовавщихся в транспортировке
рабочих предприятия – автобусы марки
Кароса, Чехия, вместо грузовиков и самосвалов
ЗИЛ – грузовики марки Хьюндай, Корея,
а в дорожно-ремонтных и земляных работах
используются высокопродуктивные автомобили
и техника фирмы Комацу, Япония, включая
экскаваторы, бульдозеры, погрузчики,
грейдеры.
В связи
с высокой рыночной ценой резиновых
шин, используемых в самосвалах большой
грузоподъемности, начали внедрять с 1996
года технологию фирмы ТИП-ТОП, что
позволило увеличить средний
пробег шины и экономить большое количество
шин в год.
В результате
создания в 1997 году при мастерской технологического
транспорта лаборатории по проведению
спектрового анализа моторного
масла автомобиля, начали продлевать
срок работы двигателя, определять направления
работ по ремонту и обслуживания,
определять условия и причины
возникновения поломок. В результате
этого, в значительной степени уменьшился
расход моторного масла. Один из ярких
примеров тому – двигатель марки
Камминз. В инструкции производителя
нормативный срок работы двигателя
марки Камминз до первого капремонта
был указан как 18000 мото/часов, а в
результате определения при помощи
лабораторного анализа физических
и химических свойств смесей в
составе моторного масла, причины
возникновения, хода износа, нам удалось
довести нормативный срок одного
двигателя до первого капремонта
до 56000 мото/часов и с 1997 года до сегодняшнего
дня мы используем на более 28000 мото/часов,
чем предложения производителя. Только
в 2003-2006 годах мы сэкономили моторные масла
на сумму 150 миллионов тугриков.
В 2007 году
при ремонтой мастерской разномарочных
машин построены и введены
в эксплуатацию центр автоматической
мойки автомобилей и станция
автодиагностики и обслуживания,
что позволило выполнять в
местных условиях работу по техническому
обслуживанию и ремонту, которые
выполнялись в г. Улаанбаатар, а
также созданы возможности обслуживать
частных лиц и организации
местности и получать определенную
экономическую эффективность. А
также в участке нестандартного
оборудования гаража технологического
транспорта, установлены стенд для
ремонта кузова автомобилей и
камера для сушки покраски кузова
автомобилей, которые обслуживают
автомобили предприятия, других организаций
и частных лиц.
С апреля
2005 года, совместно с РОР введены
в эксплуатацию и используется диспетчерская
система “ВИСТ” контроля и организации
маршрута, скорости, движения, расхода
топлива работающих в РОР самосвалов
и в дальнейшем планируется внедрение
системы Автотрекер контроля маршрутов
и организации самосвалов малой
грузоподъемности и легковых автомобилей.
Установлено
и проведены испытания дополнительное
оборудование по использованию разжиженного
газового топлива в автомобиле и
с учётом возможности дальнейшей
эксплуатации, работаем внедрить в
производство. В участке механической
обработки изготавливаются более
300 наименований деталей, включая различные
виды передач, вала, болтов, гаек, резиновых
сальников, манжетов и тросса, что
играют большую роль в обеспечении
технической готовности автомобилей.
АТП
внедрило при помощи компьютерной
техники и программного обеспечения
программы по учёту транспортных
средств, контролю и расчёта
планирования и выполнения работ
по техническому обслуживанию
и ремонту, пробега автомобилей,
наряду с этим, путем внедрения
новой техники и технологии
и на основе внутренних ресурсов,
активности и инициативы работников,
внедрило в производство в
общей сложности более 170 нововведений,
включая технология изготовления
разных видов резиновых сальников
и шлангов методом варки сырой
резины в специальной форме
в мастерской по ремонту шин,
инструмента по проверке герметичности
цилиндра двигателя, стенд для
изготовления соединений газового
шлангов высокого давления и
гидроаккумуляторов, стенд для разборки
и сборки электродвигателя марки
ЭК-590, стенд для фиксации и
фрезеровки тормозной накладки.
ИСТОРИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
В начале
шестидесятых начались серьезные поисковые
работы — тогда и определили это
месторождение как весьма перспективное.
А в 1972 году закончила совместная
монголо-советская экспедиция детальную
разработку планов эксплуатации Эрдэнэтского
клада. Медная гора, по предварительным
подсчетам, хранит миллионы тонн чистой
меди.
Город
Эрдэнэт берет
свое начало с маленького поселка геологов
и горняков, исследовавших дальнейшие
возможности освоения месторождения горы
Эрдэнэт. Когда все возможности объемы
горнорудной массы окончательно подтвердились,
с 1974 года началось строительство целого
комплекса ГОК "Эрдэнэт" с его городской
инфраструктурой.
1976 |
11 июня
1976 года был произведён первый
взрыв и начаты вскрышные работы. |
1978 |
Выработан
первый концентрат.
Введена в эксплуатацию
первая очередь горно-обогатительного
предприятия с мощностью 4 млн.тн руды
в год. |
1980 |
Введена
в эксплуатацию вторая очередь предприятия
с мощностью добычи и переработки
8 млн.тн руды в год. |
1981 |
Введена
в эксплуатацию четвертая очередь
предприятия, мощность добычи и переработки
руды составила 16 тыс.тн в год. |
1989 |
Введена
в эксплуатацию пятая очередь
горно-обогатительного предприятия,
мощность доведена до 20 тыс.тн добычи и
переработки руды в год. После
ввода в эксплуатацию Обогатительной
фабрики произведен 1 млн.тн меди. |
1994 |
Заседание
22-го Совета предприятия назначил генеральным
директором предприятия на третий срок
Ш.Отгонбилэга.
Утверждена “Концепция
развития” предприятия “Эрдэнэт” на
период 1994-2004гг.
С вводом в действие
предприятия по производству взрывчатых
веществ прекращена закупка импортных
дорогостоящих взрывчатых веществ. |
1995 |
Полностью
выполнено техническое обновление
обогатительных машин YI секции ОФ.
Начала работать
новая буровая машина СБШ-250МНА на РОРе. |
|
Правительство
Монголии рассмотрев “Концепцию развития”
предприятия “Эрдэнэт” на период
1994-2004гг вынесло Постановление №4
“О полном техническом обновлении
предприятия “Эрдэнэт”. |
1996 |
С началом
применения автосамосвала фирмы
Катерпиллар США грузоподъёмностью
136 тн и автосамосвала марки Белаз-7512
фирмы “Беларусь” грузоподъёмностью
120 тн сняли с линии Белазы грузоподъёмностью
40 тн.
Предприятие
“Эрдэнэт” получает электроэнергию напрямую
от РФ. |
1997 |
Применение
нового экскаватора ЭКГ-10 на РОРе.
Производство
концентрации меди с содержанием 2 млн.тн
меди |
1998 |
27-е
заседание Совета совместного
предприятия назначил нового
генерального директора в лице
Д.Дорлигжава. |
2000 |
29-й
Совет совместного предприятия
вынес решение о приватизации
квартир работникам, отработавшим
стаж более 15 лет на предприятии.
30-й
Совет предприятия назначил генеральным
директором предприятия Х.Наранхуу.
31-й
Совет совместного предприятия
вынес решение о приватизации
квартир независимо от стажа
работы на предприятии работникам,
проживающим в них /2-й этап
приватизации квартир/С вводом
в эксплуатацию флотационного
отделения коллективного цикла
мощность переработки руды достигла
24 млн.тн руды в год. |
2001 |
С полным
завершением технического обновления
первой сдвоенной секции, ее мощность
переработки достигла до 10 млн.тн руды
в год. |
2002 |
На
АТП начали применять автосамосвал
Белаз-75145 грзуподъемностью 130 тн. |
2005 |
На 34-м
заседании Совета предприятия продлен
во второй раз срок назначения генерального
директора Х.Наранхуу.
Начал работать
на РОРе ковшовый экскаватор фирмы “Либхерр”
с объемом ковша 18 кубометров.
Предприятие
“Эрдэнэт” выпустило медный концентрат
с содержанием 3 млн.тн меди. |
2006 |
С обновлением
мощности 5-й очереди Обогатительной
фабрики увеличили проектную
мощность на 50% и достигли возможности
переработки 6 млн.тн руды. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Условия образования и показатели
технологического опробования позволяют
выделить три минерально-генетических
типа труднообогатимых руд:
-
смешанные и окисленные вторичные
сульфидные руды с содержанием
меди 0,35-1,0% и окисленностью 10-35%;
-
вторично-сульфидные бедные руды
с содержанием 0,2-0,4% и окисленностью
7-12%;
-
первичные сульфидные руды с
содержанием меди 0,1-0,35% и окисленностью
около 2%.
2.
Наиболее высокие показатели
по безаппаратному гидрометаллургическому
извлечению меди, составляющие около
70%, достигаются при переработке
труднообогатимых руд с повышенной
степенью окисления сульфидных
минералов.
3.
Прогнозный расчёт, учитывающий
минералогический состав руды, раскрытие
минералов и их растворимость
позволяет с достаточной технологической
точностью предсказывать извлечение
меди при гидрометаллургической
переработке руд различных генетических
типов.
4.
Технологический резерв интенсификации
и увеличения полноты извлечения
меди при кучном выщелачивании
отвалов месторождения «Эрдэнэтийн
Овоо» заключается в рудоподготовке
исходного сырья, аэрации отвалов
и биологической активации процессов
окисления сульфидных минералов.
5.
Всесезонный характер кучного
выщелачивания в условиях резко
континентального климата может
быть обеспечен созданием утеплённой
системы подземного выщелачивания
на глубину отсыпки исходного
сырья, что обеспечивает бесперебойную
работу смежных переделов.
6.
Использование хелатообразующих
реагентов позволяет с высокой
селективностью и показателями
реэкстракции извлекать медь
из продукционных растворов в оборотные
сернокислые электролиты производственного
цикла осаждения катодной меди.
7.
Осаждение меди электролизом
с нерастворимыми анодами из
растворов производственного цикла
не приводит к заметному накоплению
примесей ухудшающих технологические
показатели и обеспечивает высокую
чистоту катодной меди, соответствующую
требованиям мировых стандартов.
8.
Применение энергосберегающих решений
при переработке труднообогатимого
медного сырья месторождения
«Эрдэнэтийн Овоо» обеспечивает
высокую рентабельность опытно-промышленного
комплекса, что делает перспективным
его дальнейшее развитие и
вовлечение в сферу переработки
забалансовых руд с низким
содержанием меди.
Список литературы
- Гэзэгт Ш.,
Дамдинжав Ж., Баатархуу Ж. «Выщелачивание
окисленных и забалансовых руд месторождения
Эрдэнэтийн Овоо» // Горный журнал №2. 1998.
Стр. 60-62.
- Даваасамбуу
Д., Лхамсурен Ж.. Дамдинжав Ж. «Добыча,
производство и применение минералов
и элементов» // Монограф. Улан-Батор. 2000.
Стр. 166-222, 441-462.
- Дамдинжав
Ж. «Применение экстрагента «Акорга-М5640»
в условиях резко-континентального климата
Монголии» // Тезисы докладов на научно-практической
конференции потребителей экстрагента
«Акорга». Пекин. 2000. Стр. 49-53.
- Дамдинжав
Ж. «Возможность производства катодной
меди по технологии В-СЭ-ЭЛ в условиях
Монголии» // Тезисы научно-технической
конференции «Настоящее и будущее предприятия
«Эрдэнэт»». Улан-Батор. 2004. Стр. 84-93.
- Даваасамбуу
Д., Дамдинжав Ж., Болор-Эрдэнэ Д. Перспектива
расширения гидрометаллургического производства
меди на базе забалансовых руд, вывозимых
во внешние отвалы карьера «Эрдэнэт» //
В кн. «Новые решения в технике и технологии
добычи и переработке медно-молибденовых
руд». Эрдэнэт. 2000.
- Дамдинжав
Ж.., Андреев Е.Е., Бричкин В.Н., Сизяков В.М.
Увеличение глубины переработки медно-молибденовых
руд месторождения Эрдэнэтийн-Овоо. Обогащение
руд, № 4. 2009. Стр. 15-17.
- Дамдинжав
Ж., Бричкин В.Н., Сизяков В.М., Андреев Е.Е.
Применение методов гидрометаллургии
при переработке труднообогатимых медно-молибденовых
руд месторождения “Эрдэнэтийн-Овоо”//
Цветные металлы Сибири – 2009: Cборник докладов
первого международного конгресса. Красноярск,
2009 Стр. 384 – 388.
- Дамдинжав
Ж., Андреев Е.Е., Бричкин В.Н., Сизяков В.М.,
А.Я. Бодуэн. Практика применения кучного
выщелачивания труднообогатимых руд месторождения
“Эрдэнэтийн Овоо”.Обогащение руд, №
5. 2009. Стр. 3 - 6.
|