Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 09:32, реферат
Шарошечное бурение — способ бурения скважин с использованием шарошечного долота — важного элемента бурового оборудования. Принцип шарошечного бурения заключается в следующем - от станка через буровой став шарошечному долоту передаются крутящий момент и осевое усилие.
Шарошечное бурение скважин на подземных горных работах. Условия применения. Буровой инструмент. Достоинства и недостатки.
Шарошечное бурение — способ бурения скважин с использованием шарошечного долота — важного элемента бурового оборудования. Принцип шарошечного бурения заключается в следующем - от станка через буровой став шарошечному долоту передаются крутящий момент и осевое усилие. При вращении шарошки (конусы или цилиндры с зубками), свободно сидящие на осях цапф долота, перекатываются по забою, при этом зубки внедряются в породу, и разрушают её. Удаление продуктов разрушения с забоя скважины производится водой или сжатым воздухом, поступающими к забою через буровой став. Впервые было применено в США в 20-х годах 20-го века. В России этот способ бурения применяется с 30-х гг. 20 в. для бурения нефтяных и газовых скважин.
Бурение взрывных скважин на карьерах осуществляется в основном (1970) шарошечным способом (около 70% метража скважин), распространено шнековое бурение (около 20%), 10% метража скважин приходится на остальные способы бурения (пневмоударное, термическое, ударно-канатное и др.). Значительно возросли скорости бурения: сменная производительность шарошечного станка при проходке скважины диаметром 250 мм в крепких породах (известняк, доломит и т.п.) составляет 40–60 м. При подземной разработке угольных месторождений наибольшее распространение имеет бурение бурильными молотками и электросвёрлами, рудных месторождений – бурильными молотками, погружными пневмоударниками, шарошечными станками.
В настоящее время наметилось два направления в создании станков шарошечного бурения для подземных горных работ.
Первое направление - отделение от станка максимального числа узлов: маслостанции, оборудования промывки скважин, крана-укосины и т.п. Сам станок при этом осуществляет только вращение и подачу бурового инструмента;
Второе направление - создание самоходных станков на которых установлен весь комплекс основного и вспомогательного оборудования для бурения. Это направление оправдано только для условий, когда станок длительное время будет работать на одном горизонте, или наличии на руднике слепого ствола для транспортирования с одного горизонта на другой крупногабаритного тяжелого оборудования.
Анализ использования станков шарошечного бурения показывает, что в современных конструкциях следует в первую очередь обратить внимание на максимальную механизацию вспомогательных операций, уменьшение продолжительности их выполнения, а также на повышение надежности отдельных узлов станка. Это одновременно позволит снизить число обслуживающего персонала. Большие резервы в этом отношении имеются в создании специальных средств защиты от возникающих вибраций, что позволит применять форсированные режимы бурения.
Буровой инструмент (а. drilling tool; н. Воhrwerkzeug, Воhrgerate; ф. outil de forage; и. herramientas de sondeo) — общее название механизмов и приспособлений, применяемых при бурении шпуров, скважин и ликвидации аварий, возникающих в скважинах. По назначению выделяют буровой инструмент технологический, вспомогательный, аварийный и специальный. В зависимости от области применения (бурение взрывных, геологоразведочных, нефтяных или газовых скважин), способа и диаметра бурения номенклатура и конструктивные особенности бурового инструмента в каждой группе имеют специфические особенности.
Технология. Буровой инструмент применяют для производства работ, связанных непосредственно с процессом бурения скважин. В него входит породоразрушающий буровой инструмент — резцы, буровые коронки, буровые долота и др., которые предназначены для механического (контактного) разрушения горных пород на забое с целью образования шпура, скважины или выбуривания и отбора керна, а также расширители, калибраторы и др. для разрушения стенок скважины с целью придания ей требуемого диаметра и поперечного сечения. Кроме того, породоразрушающий буровой инструмент применяют для проведения специальных работ в скважинах, например, разбуривания цементных мостов, металлических башмаков, остатков труб и т.д. К технологическим буровым инструментам относится также инструмент, предназначенный для механической и гидравлической связи породоразрушающего инструмента с наземным буровым оборудованием, спуско-подъёмных операций, замены породоразрушающего инструмента и обеспечения его работы на забое. При бурении скважин на нефть и газ это — ведущие, утяжелённые бурильные трубы, центраторы и другие элементы бурильной колонны, геологоразведочных скважин — также колонковые трубы для размещения керна и устройства отрыва керна от забоя, при бурении взрывных шпуров или скважин — буровой став, состоящий из одной или нескольких буровых штанг. В геологоразведочном бурении набор технологических инструментов, соединённых в определённой последовательности, называют буровым снарядом.
Железобетонная крепь горизонтальных горных выработок. Конструкция крепи. Миномизация возведения. Поясняющая схема.
Полезная модель относится к горному делу, а именно к креплению горных выработок с большим сроком службы, и может быть использована при креплении горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок преимущественно круглого сечения. Техническим результатом полезной модели является обеспечение несущей способности за счет плотного контакта крепи со стенками выработки. Предложена железобетонная крепь для горных выработок, пройденных в сложных горно-геологических условиях, содержащая металлическую арматуру в виде секций крепи и бетон заданной толщины, вмещающий указанную арматуру. Сущность полезной модели заключается в том, что в качестве арматуры используют секции винтовой металлической крепи, предварительно установленные в выработке и обжатые относительно ее. Используемые секции винтовой крепи выполнены с углом подъема винта 2-10° и длиной, равной шагу винта. Вслед за проведением в выработке 1 устанавливают секции 3 винтовой крепи и производят обжатие их с помощью металлических клиньев 6, а затем возводят опалубку и производят бетонирование. Основными преимуществами предлагаемой крепи являются: возможность восприятия нагрузок непосредственно после возведения крепи; снижение нагрузок на крепь; уменьшение расхода бетона на 40-60%.
Полезная модель относится к горному делу, а именно к крепям горных выработок с большим сроком службы, и может быть использована при креплении горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок преимущественно круглого сечения.
Известна крепь для горизонтальных горных выработок, включающая бесконечный шланг из ткани, снабженный клапанами для заполнения его строительным раствором (бетоном) и резервный барабан. Шланг сматывают с резервного барабана, заполняют его строительным раствором под давлением и спиралеобразно укладывают к стенкам горной выработки. Такую крепь можно укладывать в один или несколько слоев. К недостаткам известной крепи следует отнести низкую надежность крепления, особенно в начальный период, когда раствор еще не затвердел и возможно отслоение шланга с раствором от стенок выработки.
фиг.1 показано возведение железобетонной крепи в выработке, на фиг.2 - секция винтовой крепи, используемая в качестве арматуры.
Выемку породы при проведении горной выработки 1 осуществляют механизированным проходческим щитом 2. Установку секций 3 винтовой металлической крепи осуществляют непосредственно за щитом без крепления затяжками. Каждая секция винтовой крепи состоит из трех звеньев 4 одинаковой длины, жестко соединенных между собой с помощью болтов 5. Каждая секция крепи имеет длину, равную шагу винта с углом подъема его 2-10°. После установки производят обжатие секций с помощью металлических клиньев 6, вводимых между звеньями крепи и стенками выработки. В соответствии с винтовой формой секции крепи для ее обжатия используют, например, пять клиньев.
Предварительно обжатая клиньями винтовая секция служит временной крепью, обеспечивает плотный контакт с окружающими породами и создает реактивный отпор на массив сразу после установки. Необходимая жесткость и реактивный отпор обеспечиваются углом подъема образующей винтовой линии секции в пределах 2-10°.
Возведение постоянной железобетонной крепи производят на некотором расстоянии от щита (15-20 м). Для этого возводят очередную секцию опалубки 7, перемещая ее по мосту 8, и подают в пространство между стенками выработки и опалубкой по бетоноводу 9 бетонную смесь. Таким образом, секции винтовой крепи замоналичиваются в бетон и являются предварительно напряженной арматурой монолитной железобетонной крепи 10.
Операции проведения выработки, установки секции временной крепи в виде изогнутого по винтовой линии стержня и возведения постоянной железобетонной крепи могут быть совмещены во времени и осуществляться независимо друг от друга.
Схема проведения камер околоствольного двора. Условия их применения. Организация работ.
В околоствольном
дворе кроме транспортных выработок располагается
также большое число камер различного
назначения.
Все камеры околоствольного двора по своему
назначению можно разделить на камеры
производственного и вспомогательного
назначения. К камерам производственного
назначения можно отнести камеру сопряжения
клетевого ствола с околоствольным двором
и комплексы камер: загрузочного устройства
скипового подъема, главного водоотлива,
электровозного депо, склада взрывчатых
материалов и центральной электроподстанции.
К
камерам вспомогательного назначения
(к камерам обслуживания) можно отнести
камеры: медицинского пункта, ожидания,
противопожарного поезда, стоянки пассажирского
состава, санузла и др.
Камеры
с транспортными выработками соединяются
с помощью ходков.
Условия размещения камер в околоствольном
дворе определяются их назначением.
Околоствольным
двором (рис. 1) называют комплекс капитальных
горных выработок, расположенных непосредственно
у ствола, связывающих ствол с главными
выработками транспортного горизонта
и предназначенных для обслуживания горных
работ в соответствие с назначением ствола.
Околоствольный двор состоит из служебных
камер, транспортных ветвей и вспомогательных
выработок Если по ветви подают уголь
или породу, то такую ветвь называют грузовой,
если производят откатку порожних вагонеток
— порожняковой. Ветвь, служащую для объезда
ствола, называют обгонной. Расстояние
между транспортными ветвями в околоствольном
дворе при вертикальных стволах принимают
равным 35—60 м, между камерами и вспомогательными
выработками — 20-30м.
Рис. 1. Схема околоствольного
двора:
1 — склад ВМ; 2 — сбойка для
проветривания склада ВМ, 3 — зарядная
камера; 4 — ремонтная мастерская; 5 — камера
стоянки электровозов; 6, 8 — преобразовательные
подстанции.; 7 — главный скиповый ствол;
9 — угольная разгрузочная яма; 10 — породная
разгрузочная яма; 11— медпункт; 12 — вспомогательный
клетевой ствол; 13 — санузел; 14 — камера
ожидания; 15 — водотрубный ходок; 16 — место
посадки людей в пассажирские составы;
17 — насосная камера,; 18 — центральная
электроподстанцня; 19 — водосборники;
20 — осветляющий резервуар
В
зависимости от того, к какому стволу примыкает
ветвь, она носит название скиповой или
клетевой. Ветвь, по которой производят
транспортировку угля, его разгрузку и
откатку порожних вагонеток, называют
главной ветвью околоствольного двора.
Она делится на грузовую и порожняковую
части. При полной конвейеризации порожняковая
часть главной ветви отсутствует.
По
направлению примыкания главной ветви
околоствольного двора к главной выработке
транспортного горизонта различают параллельные,
перпендикулярные и косонаправленные
около-ствольные дворы (рис. 2). В последних
грузовые ветви расположены под углом
45 или 60° к главной выработке.
По
характеру движения груженых и порожних
вагонеток околоствольный двор может
быть круговым и Челноковым. Для кругового
двора (см рис. 2 б, в) характерно поточное
движение вагонеток, при котором они заходят
во двор и выходят из него одним и тем же
торцом (т. е. не меняют своей ориентировки
относительно направления движения). Такую
схему обычно используют в перпендикулярных
и косонаправленных дворах. Разновидность
кругового двора — петлевой двор (см рис.
2 в), в котором главная ветвь является
продолжением главной выработки транспортного
горизонта (обычно откаточного квершлага).
Рис. 2. Схема параллельного
(а), перпендикулярного (б) и косонаправленного
(в) околоствольных дворов:
1 — магистральная выработка транспортного
горизонта; 2 — грузовые ветви; 3 — порожняковые
ветви; 4, 5, 6 — направление движения вагонеток
соответственно груженых углем, углем
и породой и порожних
В
челноковом дворе вагонетки после разгрузки
меняют свое положение относительно направления
движения (см. рис. 2 а). Груженые вагоны
заходят во двор и выходят порожними из
двора противоположными торцами. Такую
схему часто применяют в параллельных
дворах и, в частности — в тупиковых, отличительной
особенностью которых является прием
груженых вагонеток и выдача порожних
происходит с одной стороны от главного
ствола. К тупиковому двору главная выработка
горизонта примыкает с одной стороны.
Поэтому тупиковый двор является односторонним.
Тупиковую ветвь в челноковом дворе располагают
с противоположной от главной выработки
горизонта стороны, где и производят изменение
направления движения вагонеток. При наличии
подходов грузов к околоствольному двору
с двух сторон двор является двусторонним.
Схемы
околоствольных дворов шахт с конвейерным
транспортом угля приведены на рис. 3. Штрихпунктирными
линиями показаны рельсовые пути для локомотивной
или монорельсовой доставки вспомогательных
материалов, оборудования и людей. Такие
дворы имеют упрощенную компоновку, более
экономичны и производительны, чем околоствольные
дворы с рельсовым транспортом угля.
Важным
элементом подобного двора является механизированный
бункер-накопитель, который служит резервной
емкостью. Вместимость таких бункеров
составляет 500 м3 и более.
Околоствольные
дворы наклонных стволов имеют угольные
бункеры над загрузочными площадками
скипового или конвейерного стволов, камеры
с опрокидывателями при локомотивной
транспортировке груза, а также криволинейные
наклонные заезды из вспомогательного
ствола на одну из ветвей околоствольного
двора для спуска-подъема вагонеток с
оборудованием и материалами. Посадочные
площадки для людей при нескольких доставочных
горизонтах устраивают непосредственно
во вспомогательном стволе, при одном
горизонте — в стволе или в околоствольном
дворе. Остальные камеры аналогичны камерам
в околоствольных дворах при вертикальных
стволах.
В
гидрошахтах околоствольные дворы имеют
существенные особенности. Так как уголь
к околоствольному двору транспортируют
водой, в состав околоствольного двора
входят пульпо-сборник, камера гидроподъема
с необходимым оборудованием и пульповодный
ходок. Другая особенность околоствольного
двора гидрошахты — камера перегрузки
оборудования и материалов с рельсового
транспорта на монорельсовый.
В зависимости от числа обслуживаемых
пластов, взаимного расположения главного
и вспомогательного стволов, выбранной
схемы вскрытия шахтного поля, горно-геологических
и других условий околоствольные дворы
могут иметь различную привязку к главной
транспортной выработке. При разработке
одиночного пологого пласта применяют
параллельный круговой или челноковый
дворы, используя в качестве транспортной
выработки главный откаточный штрек. Такой
двор наиболее экономичен. При расположении
стволов в лежачем боку свиты пластов
используют петлевые и тупиковые околоствольные
дворы. При разработке свиты пластов со
значительным расстоянием между ними
применяют круговой параллельный двор,
выработки которого размещают между пластами
в устойчивых породах, а при небольшом
расстоянии между пластами в свите предпочтение
отдают круговому перпендикулярному двору.
Информация о работе Шарошечное бурение скважин на подземных горных работах