Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:32, курсовая работа
Цель работы: на основе геополитического подхода проанализировать складывающуюся геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сформулировать приоритеты и возможные сценарии развития геополитических отношений между странами АТР в будущем.
Введение
3
1. Геополитическая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона
7
1.1. Общая характеристика АТР
7
1.2. Проблемы границ АТР
8
1.3. Новые центры экономической мощи
10
1.4. Проблемы региональной безопасности АТР
12
2. Сущность геополитических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
14
2.1. Факторы, определяющие конфликтный потенциал геополитических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
14
2.2. Тенденции развития геополитических отношений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
16
2.3. Структура коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
18
2.4. Экономическое сотрудничество, как главный фактор развития региона
20
3. Азиатско-Тихоокеанский регион – новый геополитический центр мира
23
3.1. Геополитические сценарии развития ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе
23
3.2. Состояние и направление дальнейшего развития геополитических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
25
Заключение
31
Список использованной литературы
На втором уровне, собственно азиатско-тихоокеанском региональном уровне, формируются или могли бы быть сформированы свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии». В экономической, экологической и социальной сферах главным направлением развития азиатского регионализма представляется институциализация АТЭС и превращение этого форума, со временем, в реального координатора экономической политики стран АТР.
На третьем уровне азиатской безопасности могло бы найтись место для существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум» с участием Китая, России, Казахстана, Киргизии, а также Таджикистана, сотрудничающего с ним Узбекистана, причем эта организация является открытой для участия любой заинтересованной страны региона) и будущих (японо-южнокорейский общий рынок, организация экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии и т.д.) субрегиональных группировок и возможного их расширения.
Четвертый уровень двусторонние отношения, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения.
Региональный форум АСЕАН (АРФ), в который входят 27 государств, включая Российскую Федерацию, выступает в качестве главного механизма общерегионального политического диалога по вопросам обеспечения мира и стабильности, противодействия новым вызовам современности, многостороннего сотрудничества в сфере безопасности и формирования мер доверия. Растущую роль играют форматы АСЕАН+1 с ведущими партнерами организации. Однако формат с участием России далеко не так важен для стран Юго-Восточной Азии, как диалоговые форматы с Соединенными Штатами, Китаем или Японией. Набирает обороты сотрудничество в формате АСЕАН+3 — Китай, Япония и Южная Корея. На очереди — создание зоны свободной торговли АСЕАН с Китаем и Японией. Вместе с тем пока не имели особого успеха многолетние усилия в рамках АТР по продвижению «превентивной дипломатии», призванной урегулировать назревающие конфликты — из-за опасений стран региона, что это чревато вмешательством крупных держав, прежде всего США, во внутренние дела более слабых и «не отвечающих стандартам» стран.7
Конфигурация АСЕАН+6, или механизм Восточноазиатских саммитов (образована в декабре 2005 года с дополнительным участием Австралии, Новой Зеландии, Индии), пока далека от совершенства. Она оказалась лишенной экономической основы, и интеграционные процессы в этой части мира продолжают развиваться скорее в рамках механизма АСЕАН+3. А без участия США и России этот механизм не смог создать сбалансированную инклюзивную региональную архитектуру.
____________________________
7. Волков Я.В. Геополитика и безопасность в современном мире. -М.: ВУ, 2000. 196 с.
Вместе с тем развитие альтернативных диалоговых структур — в частности, встреч министров обороны в формате АСЕАН+8, Декларация о создании которой была принята в мае 2010 года на встрече в Ханое, может привести к реконфигурации архитектуры безопасности. Возможно, именно оптимизация этого формата станет стержневым направлением развития регионального сотрудничества в сфере безопасности, отодвигая на второй план АРФ.
2.4. Экономическое сотрудничество, как главный фактор развития региона
Одним из важнейших факторов сохранения стабильности в регионе является быстрое экономическое развитие большинства стран АТР и установление между ними отношений неизбежной экономической зависимости друг от друга. В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира.
Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии, стали придавать все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.
Быстро развивающиеся экономики стран АСЕАН, Тайваня, Южной Кореи, Китая создали значительный экономический потенциал и колоссальный по своему объему рынок, зависимость которого от торговли со странами вне региона имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Более 10 лет назад на долю стран Восточной Азии приходилось уже 25,6% мирового экспорта и 25% мирового импорта.
Экономический рост в АТР определяется активным взаимодействием по созданию множества объединений.
В области экономики руководители азиатских государств делали все возможное для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортных отраслей.
Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и стало надежной основой для создания в 1989 г. АТЭС — межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР.
В ноябре 1989 г. в него вошли шесть стран — участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада.8
Задачи АТЭС:
- поддержка режима свободной открытой торговли;
- обсуждение проблем регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли;
- региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться путем переговоров на равноправной основе.
________________________
8Лукин А.Л. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и формирование институциональной структуры тихоокеанского регионализма. Дис. . канд. полит, наук. Влад-к, 2002. - 243 с.
Не исключено, что глобальный экономический кризис 2008—2009 годов, продемонстрировавший силу государств АТР, окажется очередным этапом в развитии региона. Он был порожден в Соединенных Штатах, а выход из кризиса обеспечили в основном азиатские страны АТР, прежде всего Китай и Индия. Не случайно «Большая восьмерка» продемонстрировала если не свою несостоятельность, то недостаточность, уступив место основного антикризисного механизма «Большой двадцатке».
Кризис способствовал интенсификации взаимодействия стран АТР в финансовой сфере. Материализуется давно вызревавшая в регионе идея учреждения Азиатского валютного фонда, обсуждается регулирование финансовых рынков, создание системы раннего предупреждения финансово-экономических кризисов, выпуск азиатских облигаций, расширение спектра резервных валют и т. д.
Один из парадоксов, характерных для АТР, заключается в том, что в регионе, где находится огромное количество великих держав, ядром и движущей силой экономических процессов традиционно выступали государства второго порядка.
К этому следует добавить, что экономическая интеграция в АТР материализуется в форме преференциальных торговых соглашений — их на сегодня подписано более 50. Быстрыми темпами формируются зоны свободной торговли, которые в ближайшие годы могут охватить все страны региона.
Формирование двусторонних и многосторонних зон свободной торговли, с одной стороны, способствует сближению входящих в них стран. С другой стороны, одновременно возводятся дополнительные барьеры для торгово-экономического сотрудничества между теми, кто находится внутри закрытых торговых блоков, и теми, кто в них не входит. На фоне глобального финансово-экономического кризиса усилился протекционизм. Свободному передвижению товаров, капиталов и услуг мешают недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, коммуникаций, несовершенство национального законодательства.
Главная интрига интеграции в АТР — соотношение ролей США и Китая и возможность сопряжения их интересов.
3. Азиатско-Тихоокеанский регион – новый геополитический центр мира |
3.1. Геополитические сценарии развития ситуации в АТР |
В настоящее время можно прогнозировать два наиболее вероятных геополитических сценария развития событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сценарий первый — Китай и США против России и Индии. Этот «американский» сценарий, который прогнозирует 3. Бжезинский.
Он считает, что Пекин может воспользоваться все возрастающей изоляцией США в регионе, усилением американо-японских противоречий и боязнью американцами японского милитаризма. Это даст Китаю возможность натравить США и Японию друг на друга, как он уже это делал раньше, столкнув США и СССР. В духе мудростей древнего китайского стратега Сунь Цзы (Sun Tsu) Бжезинский сформулировал главную линию китайской геостратегии следующим образом: «размыть американскую власть в регионе до такой степени, чтобы ослабленная Америка почувствовала необходимость сделать пользующийся региональным влиянием Китай своим союзником, а со временем иметь Китай, ставший влиятельной мировой державой, своим партнером. К этой цели нужно стремиться и ее нужно добиваться таким образом, чтобы не подстегнуть ни расширения оборонительных масштабов американо-японского альянса, ни замены американского влияния в регионе японским»
Действительно, процесс объединения Китая развивается быстрыми темпами и в случае благоприятного завершения может привести к тому, что США и Япония не смогут ему противостоять, и им останется только стремиться держать его под контролем через стратегическое сближение с Китаем. Все это необычайно усилит региональную роль объединенного Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что неминуемо приведет к развитию противоречий. США будут провоцировать Китай на расширение его геополитической экспансии за счет давления на Россию и Индию в зонах пересечения геополитических интересов. В свою очередь, такой расклад сил приведет Индию и Россию к более тесному военно-политическому сотрудничеству. Противодействием этому сценарию может стать сотрудничество России, Индии и Китая по линии РИК и БРИК.
Сценарий второй — «морская сила» против «континентального блока» (США, Япония и Объединенная Корея против Китая, России и Индии). Этот сценарий предполагает укрепление существующего союза США и Японии, что приведет к объединению двух Корей под эгидой американского влияния. В результате обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР: между Китаем, Японией и США. В итоге геополитические интересы России и Китая значительно сблизятся: они будут вынуждены пойти на более тесный военно-политический союз для защиты от американского давления в регионе.9
При развитии этого сценария в АТР могут образоваться две сферы влияния — американо-японско-корейская (западная) и китайско-индийско-российская (восточная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым.
_________________________
9Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Социально-политический журнал. - 2008. - № 2. – С. 27-39.
Скорее всего, такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование более обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженности в данном регионе.
Япония уже получила особый экономический статус — она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в политическом плане, но и экономически выгодно. США рассматривают вопрос о заключении американо-японского соглашения о свободной торговле, создавая таким образом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами, обеспечил бы геополитическую опору как для длительного присутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для соответствующих американским интересам глобальных обязательств Японии.
Сложившееся неустойчивое двустороннее геополитическое противостояние будет достаточно динамичным и, в конечном счете, может привести к развязыванию серьезных конфликтов в регионе.
3.2. Состояние и направление дальнейшего развития геополитических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Многие аналитики характеризуют нынешнюю ситуацию в АТР как наименее взрывоопасную за последние полстолетия. Между тем сохранение этой стабильности отнюдь не гарантировано. Присущие данной части мира черты и тенденции развития, высокая динамика событий, концентрация интересов и противоречий резко усложняют отношения между странами и группировками государств в АТР.
К сегодняшнему дню в состоянии геополитических отношений в АТР можно выделить следующие определяющие моменты:
- Сосуществование в АТР нескольких крупных центров силы глобального и регионального уровня, представленных в основном группировками государств при незначительном числе "рядовых", а также не вовлеченных в зоны влияния стран. К последним, пожалуй, пока относится и Россия.
- Сочетание в одном регионе нескольких типов культур, социально-политических систем (если допустить, что в КНДР сохраняется социализм, а в Китае, Вьетнаме, Лаосе и Монголии — его еще весьма существенные элементы), а также различных экономических моделей в рамках одной и той же социально-политической системы. Несмотря на нынешнюю пассивность в АТР, Россия в будущем, по-видимому, будет втягиваться в систему сначала "экономико-модельных", а затем и политических противоречий.
- Многие страны данного региона, мощные экономически и технологически, но униженные долгим пребыванием на вторых и третьих ролях в мировой политике, сегодня стоят перед трудным, геополитическим по сути, выбором между объективной необходимостью своей интеграции в региональные и глобальные хозяйственные механизмы (это означает определенные уступки в том, что касается национального суверенитета), и политической, психологической и экономической потребностью отстаивать национальные интересы и культурную самобытность. Сбалансировать обе задачи весьма сложно, так что неизбежны перекосы как в одну, так и в другую сторону. При этом сосредоточение на собственном своеобразии было бы мощным импульсом для межгосударственного соперничества в регионе.10
Информация о работе Азиатско-Тихоокеанский регион – новый геополитический центр мира