Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности положения Республики Армения по отношению к Европейскому и Евразийскому союзам.
Задачи работы – определить место и роль Армении в мировом сообществе, рассмотреть тенденции развития экономики Армении на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Арменией: проблемы и перспективы углубления отношений стран-участников в Евразийском союзе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. ЕС и Армения: Восточное партнерство……………………………….6
1.1. Политическое взаимодействие…………………………………………….6
1.2. Экономическое сотрудничество…………………………………………14
1.3. Упрощение визового режима…………………………………………….20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы вступления Армении в Евразийский Союз..22
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Армения и ЕС_курсовая.docx

— 53.76 Кб (Скачать файл)

Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве - основной документ, который регулирует сотрудничество Армении с ЕС. Соглашение вступило в силу в июле 1999 г. сроком на 10 лет. По положениям соглашения его срок ежегодно автоматически продлевается. [14]

В рамках Восточного партнерства  Армении было предложено заключить  соглашение об Ассоциации. В соглашении об Ассоциации будут отражены направления  сотрудничества в области экономической  интеграции, передвижения людей и  энергетики. Целью соглашения является политическая ассоциация и постепенная  экономическая интеграция стран  партнеров с ЕС. [15]

Соглашение об Ассоциации будет включать в себя положение  о зоне Глубокой и всесторонней свободной  торговле. Соглашение об Ассоциации заменит  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Переговоры между Арменией и ЕС по Соглашению об Ассоциации стартовали 19-го июля 2010 года. В переговорах  по будущему соглашению зафиксирован значительный прогресс. В июне 2012 г. стартовали переговоры по соглашению о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли в рамках соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС.

Парламентское сотрудничество Армении с ЕС проводится в рамках Комитета по парламентскому сотрудничеству. Для установления платформы парламентского сотрудничества между странами ЕС и  Восточными соседями в мае 2011г. была создана парламентская ассамблея  “Восточное соседство-ЕС” – “ЕВРОНЕСТ”. “ЕВРОНЕСТ” сформирован при участии парламентариев из Европейского парламента с одной стороны и из равного числа парламентариев из стран-восточных партнеров с другой. В составе ассамблеи “ЕВРОНЕСТ” входят 60 депутатов Европейского Парламента и по 10 депутатов от каждой страны-участницы инициативы [14].

Хотя правительство фокусируется на прагматических выгодах от интеграции в ЕС, оппозиция и гражданское  общество рассматривают интеграцию в ЕС, как процесс внутренних преобразований на основе демократических ценностей  ЕС. Таким образом, идеалы ЕС, кажется, находят большую поддержку в гражданском обществе, чем в правительстве. Для правительства Армении европейская интеграция является лишь политическим процессом, в то время как для гражданского общества это означает внутреннее восстановление, возрождение нравственных ценностей, изменение менталитета людей, установления верховенства закона и демократизацию.

Как показывают опросы общественного мнения, население Армении ждет европейской интеграции¸ чтобы добиться повышения уровня жизни и упрощения процедуры оформления выезда за рубеж. Кроме того, опросы общественного мнения выявляют общее ожидание того, что ЕС будет более активен в вопросах урегулировании нагорно-карабахского конфликта, экономического развития и укрепления демократических институтов. Несмотря на достаточно плохую осведомленность о ЕС в целом эти ожидания подтверждаются сильной поддержкой интеграции с ЕС (86 % респондентов в Ереване) и высоким доверием к институтам ЕС (в 2,5 раза выше, чем в отношении национальных). [1]

По словам представителей гражданского общества, большинство из достижений «Восточного партнерства» в Армении  носят в основном процедурный  характер. К ним относятся: «Соглашение об ассоциации», переговоры по которому начались в 2010 г., подготовка к переговорам о зоне свободной торговли, соглашение об упрощении визового режима. Между тем, многие отмечают отсутствие внутреннего обсуждение последствий этих соглашений для Армении. Переговоры во главе с узкой группой представителей правительства осуществляются без парламентского или общественного контроля. Это вызывает опасения в обществе, например, опасения относительно роста эмиграции с момента упрощения процедуры получения виз, даже в том случае, если будущее соглашение будет просто уменьшит бюрократическое бремя процесса получения визы и снизит  консульский сбор.

Европейская комиссия и Всемирный  банк сообщают, что Армения улучшила таможенное администрирование, повысила прозрачность судебной системы и  улучшила условия для ведения  бизнеса. [5]

Тем не менее, все еще остаются значительные вопросы во внутренних реформах Армении. В 2010 году, согласно «Transparency International»  уровень коррупции в Армении возрос, судебная система, полиция и государственная служба рассматривается как наиболее коррумпированные институты.

Большая часть гражданского общества поддерживают западное  давление на Армению по вопросу амнистии для политических заключенных в мае 2011 года. Западные финансовые средства также способствовали позитивным изменениям, таким как создание национального института омбудсмена, изменения в законодательстве о СМИ, а также способствовали диалогу между властью и оппозицией. Тем не менее, по мнению «Freedom House», Армения не улучшила свои демократические «показатели», поскольку политический кризис 2008 года, в ходе которого погибли десять человек, был обусловлен акциями протеста против выборов. Таким образом, выборы остаются неудачной проверкой для Армении и будут ключевым показателем успеха или неудачи в европейской интеграции.

Многосторонняя платформа «Восточного  партнерства» имеет очень ограниченную эффективность в Армении из-за неразрешенного конфликта в Нагорном Карабахе. Таким образом, региональное сотрудничество на Южном Кавказе имеет двустороннюю форму. Например, на Южном Кавказе комплексная программа управления границами, начатая в 2010 году, была  направлена на сотрудничество между Грузией и Арменией и Грузией и Азербайджаном. 

Несмотря на очевидную необходимость  демократических реформ, развитие демократии не было в повестке дня ЕС по Армении. В отличие от Украины и Молдовы, ЕС начал переговоры с Арменией, а также с другими странами Южного Кавказа без предпосылок в виде свободных и справедливых выборов.

В отличие от других постсоветских  конфликтов, ЕС не принимает активного  участия в разрешении армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В период 2003-2011, специальным представителем ЕС (СПЕС) было поручено внести свой вклад в урегулирование конфликта через другие субъекты, а именно через Минскую группу ОБСЕ. Однако последний спецпредставитель ЕС (Питер Семнеби) даже не посетил регион конфликта. В феврале 2011 мандат СПЕС был прекращен и в связи с этим возникают сомнения по поводу важности этого региона для ЕС. Однако в конце августа 2011 Брюссель назначил нового специального представителя ЕС на Южном Кавказе и по вопросам кризиса в Грузии, который будет также заниматься нагорно-карабахским вопросом. С прошлого года ЕС осторожно проводит усилия на уровне гражданского общества путем финансирования европейских проектов в регионе.

Армения не пригласила ЕС принять  участие в выработке механизму  урегулирования Минской группой. Тем не менее, долгосрочное участие ЕС в урегулировании конфликта, как правило с энтузиазмом поддерживается в Армении. Долгосрочное урегулирование конфликта, как ожидается, основывается на мягкой силе ЕС, помощи по вопросам окружающей среды, поддержки гражданского общества, а также непрерывном углублении регионального сотрудничества. В краткосрочной перспективе Армения предусматривает участие ЕС в осуществлении мер по предотвращению конфликтов. Новые СПЕС должны обладать большей политической поддержкой и ресурсами для выполнения этой роли. Пока дела обстоят  как раз наоборот: бюджет новых СПЕС составляет около половины от того, что было доступно для двух бывших специальных представителей в регионе.

 

    1. Экономическое сотрудничество

 

Создавая «Восточное партнерство», Европейская комиссия предложила создать  пять так называемых флагманских  инициатив, которые должны стать  приоритетными областями сотрудничества на многостороннем уровне в рамках ВП. Следует отметить, что успех  сотрудничества во всех областях во многом зависит от участия правительств отдельных государств, а также  от финансовой поддержки со стороны  ЕС. На «флагманские инициативы» ЕК выделила отдельное финансирование из средств, предназначенных для  ВП.[5]

Среди  «флагманских инициатив» можно перечислить следующие:

  • интегрированная программа управления границами (IBM) 
    бюджет 44.5 млн. EUR; начата 15.09.2009 в рамках выше указанной флагманской инициативы утвержден к реализации ряд учебных и экспериментальных проектов, среди которых, кроме всего прочего: оборудование пограничных переходов Бавра и Баграташен (между Грузией и Арменией).
  • поддержка малого и среднего бизнеса (SME Facility) 
    бюджет 57 млн. EUR, инициатива основывается на трех правилах:
    • программа East-Invest – улучшение инвестиционного климата в государствах ВП, а также создание сети связей между малым и средним бизнесом государств ЕС и ВП (7 млн. EUR)
    • инструмент финансовой поддержки SME Facility – поддержка развития кредитных рынков для малого и среднего бизнеса в странах ВП при помощи займов и гарантий Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития; бюджет 30 млн. EUR.
    • программа менеджерской поддержки и  бизнес-консалтинга (20 млн. EUR)
  • региональные рынки электроэнергии, возобновляемых источников энергии и энергоэффективности бюджет 41 млн. EUR; инициатива состоит из четырех элементов:
    • техническая помощь
    • исследование выполняемости
    • поддержка разработки и реализации «планов действий в области устойчивой энергетики»
    • содействие участию государств ВП в «Intelligent Energy Europe Programme»

В рамках данной инициативы реализовывается проект в области  энергоэффективности и охраны окружающей среды – инициатива Швеции в адрес Украины, а позже остальных государств ВП.

  • экологический менеджмент (Environmental Governance) 
    бюджет 12 млн. EUR
  • содействие охране окружающей среды, укрепление процесса экологического менеджмента – повышение доступности достоверной информации, касающейся охраны окружающей среды, повышение уровня информированности. Инициатива охватывает мероприятия в двух областях:
    • создание информационной системы об окружающей среде в государствах ВП
    • доступ к информации на тему окружающей среды
  • система борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами, вызванными человеком, бюджет 12 млн. EUR; реализация в двух фазах:
    • обзор правовой базы в отношении стихийных бедствий и механизмов защиты населения (6 млн. EUR)
    • развитие сотрудничества между государствами ЕС и ВП, среди прочего стажировки, обучающие программы, приобретение оборудования (6 млн. EUR)

Реализация программы  «Восточное партнерство» должна привести к реальному сближению стран-партнеров  с Европейским союзом. Данная цель заключается в создании структуры  для многостороннего сотрудничества со странами-партнерами на основе так  называемых четырех тематических платформ:

  • по делам демократии, эффективного управления и стабильности – охватывает вопросы, связанные с избирательными стандартами, свободой СМИ, борьбой с коррупцией, реформой государственной службы, сотрудничеством в области правосудия и полиции, мерами укрепления доверия, вопросами безопасности и т.д.
  • по делам экономической интеграции и сближения с политиками ЕС – касается унифицирования рыночных и торговых решений, социально-экономического развития, борьбы с бедностью и т.н. социальной изоляцией, равенства шансов, а также вопросов, связанных со здоровьем, окружающей средой и климатическими изменениями.
  • по вопросам энергетической безопасности – охватывает вопросы, связанные с унификацией энергетической политики и правовых решений в государствах Партнерства с практикой/правом Европейского союза, восстановление (строительство) основных объектов энергетической инфраструктуры, а также с поддержкой т.н. южного энергетического коридора (продление нефтепровода Одесса-Броды и др.)
  • Отношения между людьми – касается вопросов, связанных с культурным сотрудничеством, поддержкой неправительственных организаций и гражданского общества, студенческими и школьными обменами, а также присоединением стран-партнеров к Рамочной научно-исследовательской программе и совместным медиальным проектам.

Финансирование мероприятий  в рамках программы «Восточное партнерство» осуществляется их нескольких источников. Самое большое количество средств  поступает из Европейского инструмента  соседства и партнерства (ENPI), адресованного также всем остальным странам, расположенным по соседству с Европейским союзом. Почти 4 млрд. евро от общего бюджета ENPI (12 млрд. евро) было выделено на развитие сотрудничества с восточными соседями Союза в период с 2007 по 2013 годы (из которых 1,9 млрд. евро в 2010-2013 годах).

В дополнение к вышеуказанным  средствам, при создании Восточного партнерства Европейский союз выделил  непосредственно на программу дополнительные 600 млн. евро. Эта сумма состоит из около 250 млн. евро, еще раньше выделенных на развитие регионального сотрудничества с восточными соседями Союза на 2010-2013 годы в рамках Европейской политики соседства, а также 350 млн. евро вливаний новых средств (которые также будут выделены из средств ENPI). Финансовая ответственность за средства ВП возлагается на Европейскую комиссию. В зависимости от характера определенных проектов, финансируемых в рамках ВП, средства будут ассигноваться трем бенефициариям:

  • Комплексное институциональное развитие (Comprehensive Institutional Building – CIB) – предназначен для улучшения административных возможностей государств, охваченных программой, а также их совместимости с союзным учреждениям. Эти цели будут реализованы посредством программ Twinning и TAIEX [5; 10], а также обмена, практик и профессиональных стажировок, командирования персонала из стран-партнеров в ближайшие учреждения в странах-участницах ЕС, а также стипендий на профессиональное обучение. Адресатом этого фонда будут государственные администрации стран-партнеров, стран-участниц ЕС и учреждения ЕС, участвующие в обучении и других программах институционального реформирования. Программы Комплексного институционального развития будут запущены в 2011 году. На реализацию этой программы в период с 2011 по 2013 год планируется выделить около 32,81 млн. евро в Армении, 19,20 млн. евро в Азербайджане, 30,86 млн. евро в Грузии, 41,16 млн. евро в Молдове и 43,37 млн. евро в Украине. Для Беларуси, для которой предусмотрен отдельный механизм – Joint Interim Plan – на 2011-2013 годы выделена квота 5,88 млн. евро. Общий бюджет CIB составляет 175 млн. евро.
  • Программы регионального развития (Pilot Regional Development Programmes) – программа, подготовленная на базе опыта политики сплочения ЕС, теперь готовится в отношении государств, охваченных программой «Восточное партнерство». Целью программы будут ликвидация отличий между отдельными регионами с учетом потребностей и территориальной специфики каждого из государств ВП. Это будет реализовано посредством поддержки в развитии местной инфраструктуры, человеческого капитала, а также малых и средних предприятий в наименее  развитых регионах стран-партнеров. В данный момент Европейская комиссия готовиться начать переговоры со странами-партнерами на тему условий реализации программы. Запуск программы планируется в 2012 год. Выделение средств на реализацию программы на 2012-2013 годы выглядит следующим образом: Армения – 7,12 млн. евро, Азербайджан – 9,29 млн. евро, Беларусь – 10,38 млн. евро, Грузия – 7,43 млн. евро, Молдова – 6,98 млн. евро, Украина – 30,79 млн. евро. Общий бюджет проекта составляет 75 млн. евро.
  • Многосторонний формат – включает дополнительные 350 млн. евро, предназначенные для программы «Восточное партнерство», из которых около 160 млн. евро будет направлено на так называемые шесть флагманских инициатив ВП. Небольшая часть этих средств будет финансировать также мероприятия в рамках так называемых тематических областей, а также организацию Civic Society Forum.

Информация о работе Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским