Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является 1)рассмотрение и анализ геополитики развивающихся стран в современном мире. 2)Рассмотрение проблемы неоколониализма.
Задачи: 1)изучение Африки и Латинской Америки в новой геополитической системе.
2)изучение проблемы неоколониализма.
С середины прошлого века регион становиться одной из арен противоборства двух сверхдержав - США и Советского Союза, причем в самом центре глобального противостояния оказалась Куба. Исчезновение СССР ослабило «левую»часть латиноамериканского политического спектра, по континенту прокатилась волна демократизации, которую использовали силы неоконсервативного и неолиберального толка. Запущенные ими реформы обеспечили на первом этапе макроэкономическую стабилизацию и определенный экономический рост. Но во второй половине 1990-х гг. неолиберальная волна начала «захлебываться».7
Сегодня европейские политики с тревогой отмечают, что в Латинской Америке к власти пришло новое поколение политиков, которое уже не имеет ничего общего с ценностями, ментальностью и политической щепетильностью Европы. В частности, план мирного урегулирования в Колумбии был выработан латиноамериканцами с помощью США без каких-либо консультаций с Европой, и это серьезно задело самолюбие европейцев.8
Дело в том, что последние годы США стали достаточно высоко оценивать позитивные отношения с Латинской Америкой как в экономическом, так и в политическом плане. Если в первой половине 20 века преобладали откровенно политическое давление и даже военные интервенции США в регионе( в Мексике, на Гаити, в Доминиканской Республике),то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов.
В Латинской Америке традиционно
армия и военные играют значительную
роль в политической жизни. Даже в
прошлом веке политические партии и
их лидеры редко получали власть, достаточную
для противостояния активному вмешательству
военных в осуществление
Международные наблюдатели отмечают,
что демократизация политической жизни
в начале 21 столетия в странах
Латинской Америки имеет
§3 Кризис либерализма и победное шествие революций на континенте.
Политика интеграции в мировую экономику, которую проводили в последние годы некоторые латиноамериканские страны под эгидой США, только на первый взгляд принесла определенные выгоды: на первых порах быстро рос торговый оборот, экспорт увеличивался в три раза, импорт – в четыре раза, приток иностранного капитала составил почти 330 млрд. долл. США.9 Однако в действительности использование монетаристских рецептов модернизации , связанных с сокращением государственного регулирования и социальных программ, широкой приватизацией и переходом к «свободному рынку», усилило социальную нестабильность, привело к волне кризисов в регионе, что способствовало приходу к власти левых партий.
В конце прошлого века , когда появилось понятие «новые индустриальные страны», большинство международных экспортеров называли в качестве наиболее заметных примеров новых региональных лидеров Мексику и Бразилию. Однако уже в 21 столетии все заговорили о возвышении Юго-Восточной Азии и волне кризисов в Латинской Америке. Основная причина падения темпов роста латиноамериканских стран- монетаристский курс либерализации экономики по рецептам МВФ, тогда как страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и защиты национальной экономики.10
Темпы роста ВВП в Латинской
Америке в начале нынешнего века
снизились в два раза и сегодня
составляют 2,7% в год (против 5,4% в
1979-х годах). Резкое увеличение импорта
привело к банкротству
§4 Новые геополитические векторы Латинской Америки.
Среди новых геополитических
Отношения между Россией и
США (ведущий партнер – Бразилия: почти
4 млрд.долл.),при сохранении существующих
тенденций российские эксперты прогнозируют
к 2017 г. уровень 20-25 млрд.долл.11
Особенно активно в последние годы развиваются отношения с Венесуэлой, причем не только в экономической, но и в военно-политической области. Летом 2009 г.российский президент совершил турне по Латинской Америке. Д.А. Медведев встретился с Уго Чавесом в Каракасе, где было заключено несколько соглашений об энергетическом, экономическом и военном сотрудничестве, в том числе о помощи Москвы в развитии атомной энергетики в Венесуэле. Д.А. Медведев побывал также в Перу, Бразилии и на Кубе, были заключены важные соглашения о развитии сотрудничества с этими странами. Проведенные в 2009г. Венесуэлой совместно с ВМС РФ военные учения наглядно свидетельствуют о расширении контактов между двумя странами в военной области. Известно, что в составе российской эскадры, прибывшей в Венесуэлу, был атомный крейсер. Британская газета «The Guardian» расценила это событие как «первую демонстрацию военно-морской мощи Москвы в регионе со времен “холодной войны”».
Россия может экспортировать в
Латинскую Америку высокие
Активно развиваются сегодня контакты стран Латинской Америки с Китаем. Лидер Венесуэлы Уго Чавес в 2009 г. побывал в Пекине и договорился о поставке 24 военных самолетов К-8. В ходе этого визита Венесуэла и Китай достигли согласия относительно расширения сотрудничества в энергетической сфере. Сегодня Венесуэла поставляет Пекину по 500 тыс. баррелей нефти в сутки, и ожидается, что к 2012 г. эта цифра возрастет до 1 млн. баррелей. На саммите стран АТЭС глава КНР Ху Цзиньтао завил: «Китай и Южная Америка уже стали чрезвычайно близкими друзьями и партнерами». Он так же нанес визит на Кубу, где подписал ряд экономических соглашений, встретился с Раулем и Фиделем Кастро, делал заявления о дружбе между кубинским и китайским народами. Сегодня Китай является вторым по значению(после Венесуэлы) торговым партнером Кубы, а его общий товарооборот со странами Латинской Америки с 2000-2007 г. вырос с 10 до 103 млрд. долл. США.
Помимо этого в Венесуэле усиливается рост влияния Ирана. Чавес называет эту страну «стратегическим партнером», что вызывает особое недовольство у США. В 2009 г. венесуэльский государственный телеканал заявил, что Тегеран и Каракас начинают разворачивать в венесуэльском Боливарианском университете совместную программу для обучения студентов основам «социализма 21 века» (как Чавес именует свою политическую платформу).
В последние годы весьма активно развиваются контакты группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). При этом интересам не только Бразилии, но и других латиноамериканских стран вполне отвечает превращение структуры БРИК в альтернативу «большой восьмерки», которая могла бы стать весомым не западным центром многополярного мира. Сейчас успехи группы БРИК очевидны: за период с 2000 по2008 г. суммарная доля стран БРИК в мировом ВВП увеличилась с 8 до 12%.12 По оценкам международных экспертов, Россия, Бразилия, Китай и Индия входят в число наиболее динамично развивающихся стран мира.13
Все больший интерес у
В ноябре 2008 г. состоялся очередной саммит АТЭС в Лиме (Перу). Лидеры стран-членов форума приняли итоговую декларацию саммита, отметив приоритетные направления деятельности АТЭС: стимулирование региональной экономической интеграции, структурные изменения роли государств в инвестициях и торговле, обеспечение продовольственной безопасности и защита от высоких колебаний цен на продукты питания, повышение социальной ответственности корпораций, борьба с коррупцией, терроризмом, а также совместное противостояние природным катаклизмам, глобальному потеплению и мировому экономическому кризису.15
Таким образом, страны Латинской Америки сегодня пытаются выстроить новые экономические и политические отношения с Китаем, Россией, Индией, странами АТЭС, пытаясь тем самым найти противовес давлению США в регионе.
§5Геополитические центры современной Африки
Пестрый Африканский континент лишь условно может быть назван единым геополитическим ареалом. Большинство геополитиков не признают существования единой африканской цивилизации, за исключением С. Хантингтона, но и сам он все время оговаривается и перед категорией «африканская цивилизация» в скобках добавляет: возможно»16. Дело в том, что север и восток Африканского континента относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. Таким образом, здесь постепенно формируется два крупных геополитических ареала: субсахарская Африка (ниже Сахары) с возможным центром в ЮАР и северо-восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к тому, что исламские группировки фундаменталистской ориентации в 1990-е гг. откровенно встали на путь экстримизма, объявив «священную войну» против светских государств региона – Алжира, Египта, Судана.
Однако конфликтогенность африканской геополитики отнюдь не исчерпывается обозначенным расколом: гораздо опаснее сложные межэтнические отношения на континенте. В Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. Весьма приблизительные данные ООН свидетельствуют о том, что общая численность беженцев на континенте в конце ХХ в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн. человек17. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.18
В политическом плане в современной Африке развиваются преимущественно авторитарные режимы, они господствуют в 38 из 45 государств Тропической Африки. Причины выбора авторитарного пути развития в основном состоят в племенной культуре (диктаторы – это, как правило, вожди племен), низком уровне экономической жизни, отсутствии элементов гражданского общества, в сильных межэтнических противоречиях, обуздание которых требует «сильной руки».
§6Африка самый конфликтогенный регион планеты
Информация о работе Геополитика развивающихся стран в современном мире. Проблема неоколониализма