Геополитическая характеристика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение геополитической характеристики Италии, ее положение в мировой экономике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить общую характеристику Италии;
- Проанализировать социально-экономическое положение Италии за период 2007-2011 годы;
- Выявить основные направления политики Италии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Италии 5
1.1. Месторасположение и природные ресурсы 5
1.2. История становления Италии 8
1.3. Государственное и политическое устройство 10
Глава 2. Анализ социально-экономического положения Италии 14
2.1.Основные экономические показатели в 2007-2011 годах 14
2.2. Социально-демографическое положение 18
2.3. Вооруженные силы 21
Глава 3. Основные направления политики Италии 23
3.1. Участие Италии в международных организациях 23
3.2. Внешняя политика Италии 25
3.3. Отношения Италии с Российской Федерацией 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Геополитическая характеристика Италии-1.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Согласно Конституции Италии высшим органом законодательной власти в стране является парламент, состоящий из двух палат — палаты депутатов  и сената республики. Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет. Сенат республики насчитывает 323 сенатора (из них несколько человек избраны в сенат пожизненно). Сенатором может стать гражданин, достигший возраста 40 лет. Согласно итальянским законам право избирать в палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в сенат — 25 лет 3.

Парламент избирается сроком на пять лет. В Италии при избрании обеих палат парламента действует пропорциональная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: принимают законы, утверждают государственный бюджет, ратифицируют международные договоры и т. д. Руководящие органы палат — бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет.

Для образования партийных фракций в палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдении партией ряда требований на выборах. В сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

В отношениях с парламентом он осуществляет следующие полномочия: направляет палатам послания; назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания; разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства; промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения; может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата.

В предусмотренных Конституцией случаях президент назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны. В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Президент избирается парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности — результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент может неоднократно переизбираться. Если президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель сената. Если президент умер или ушел в отставку, председатель палаты депутатов назначает выборы нового президента в течение 15 дней.

В настоящее время Президентом Итальянской Республики является Джорджо Наполитано, избранный 10 мая 2006 года.

Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:

- Национальный совет экономики и труда формируется на корпоративной основе из представителей  «групп интересов « (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы.

- Государственный совет — консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

- Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль над исполнением государственного бюджета.

- Конституционный суд учрежден Конституцией Италии включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, а действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям: парламентом на совместном заседании палат, Президентом и высшей магистратурой.

Итальянская Республика разделена на 20 административно-территориальных единиц — областей. Пять областей Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста) обладают автономным статусом и более широкими полномочиями по сравнению с другими областями. Во многом это обусловлено историческими особенностями их развития и присутствием этнических меньшинств на их территории.

Каждая область подразделена на более мелкие территориальные образования — провинции. Всего в настоящее время насчитывается 105 провинций. Высший орган власти провинции — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта 4.

Низшая административно-территориальная единица — община (коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром). В стране насчитывается более 8100 коммун.

 Италия  сегодня страна с высокоразвитой рыночной экономикой и высоким уровнем  жизни населения. Она входит в «восьмерку» ведущих индустриальных держав мира.

 

Глава 2. Анализ социально-экономического положения Италии

2.1.Основные экономические показатели в 2007-2011 годах

По объему ВВП Италия занимает 8 место в мире, по объему номинального ВВП на душу населения – 22 (в Европейском Союзе – 13).

Место ВВВ Италии в мире в 2011 году

Страна

ВВП

США

15060.0

Китай

6989.0

Япония

5855.0

Германия

3629.0

Франция

2808.0

Бразилия

2518.0

Великобритания

2481.0

Италия

2246.0


Благодаря своему географическому положению и развитой логистической системе, Италия является связующим звеном между другими странами Европейского союза и странами Средиземноморского побережья и представляет хорошие возможности для развития деятельности МСП не только внутри самой Италии, но и с другими странами членами ЕС, а также со странами Северной Африки и Среднего Востока.

Структура ВВП Италии

В общем объеме ВВП самую большую долю занимает сфера услуг – более 70%, доля промышленности – 24%, строительства – 6%, сельского хозяйства и рыболовства – 3%.

В 2007 - 2009 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год.

Динамика ВВП за 2005-2010 годы

Год

ВВП, млрд. долл.

ВВП на душу населения, млрд. долларов

Доля в мировом ВВП, %

Рост ВВП, %

1970

109

2044

3.32

-

1980

460

8182

3.87

121.4

1990

1133

19936

5.09

126.6

2000

1097

19250

3.4

91.3

2005

1778

30305

3.89

102.9

2010

2051

33872

3.25

97.2


 

Таким образом, в 70-80-х  годах наблюдается экономический  рост. В 2010 году экономический рост превысил уровень 2005 года лишь на 5,9 %, по отношению к 1980 году экономический рост сократился на 24,2%.

Экономика Италии в 2008—2009 гг. в отличие от других европейских стран практически не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2009 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета).

Уровень безработицы

Период, г.

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень безработицы, %

6,1

6,8

7,8

8,4

8,2


 

Уровень безработицы в 2011 году по отношению к 2007 году увеличилась на 2,1%. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения).

Инфляционные процессы замедлены.

Уровень инфляции

Период, г.

2007

2008

2009

2010

2011

Инфляция,%

2.0

3,50

0,8

1,6

2,3


В 2011 году по отношению  к 2007 году инфляция увеличилась лишь на 0,2%. На протяжении 2009-2010 гг. уровень  инфляции снизился на 1,2% и 0,4 соответственно.

ВВП Италии в 2011 году вырос на 0,4%. Более медленные, чем в 2010 году, темпы роста ВВП были обусловлены слабостью экономического роста и внутреннего потребления. Тем не менее, впервые с 2008 года Италия сообщила о профиците бюджета.

Согласно представленным данным Банка Италии, государственный долг Италии по состоянию на конец 2011 года составил 120,1% от ВВП. В 2010 году после небольшого пересмотра в сторону повышения государственный долг Италии составлял 118,7% от ВВП страны 5.

Размер государственного долга Италии в 2011 году является самым значительным с 1996 года, когда он составлял 120,2% от ВВП.

Государственный долг

Период, г.

2007

2008

2009

2010

2011

Государственный долг, % к ВВП

103,6

106,3

116,1

119,1

120,1


 

К четвертому кварталу 2011 года государственный долг Италии достиг 1,9 трлн. евро и составил 121% по отношению к ВВП против допустимых, согласно Маастрихтским соглашениям, 60% к ВВП.

На настоящий момент долг Италии является четвертым по величине в мире после США, Японии и Германии, а также превышает общий долг таких стран как Греция, Испания, Португалия и Ирландия вместе взятых. Аналитики оценивают характер итальянского госдолга как неустойчивый и в качестве главной меры, которая позволит избежать дефолта, называют общее рефинансирование экономики и реструктуризацию долга.

Экспорт и импорт

Период, г.

1970

1980

1990

2000

2007

2011

Экспорт, млн. долл.

17,3

96,7

217,9

296,9

450,1

508.9

Импорт, млн. долл.

17,0

109,1

215,7

286,6

445,6

541,2


 

 

Таким образом, в 2011 году наблюдается увеличение экспорта и  импорта по отношению к 1970 году на 491,6 и 524,2 соответственно.

Сфера внешней торговли Италии в 2011 г., несмотря на повышение темпов роста, только приблизилась к докризисному уровню. Внешнеторговый оборот страны в 2011 г. составил 1,08 трлн долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. почти на 16% или 147 млрд. долл. Сальдо внешней торговли с середины 2000-х гг. складывается отрицательным, в 2011 г. его величина немного сократилась по сравнению с рекордом предыдущего года и составила 34 млрд. долл. При этом коэффициент покрытия экспортом импорта составил 94% — это второй минимальный результат за последние 20 лет (в 2010 г. — 92%).

Экспорт Италии в 2011 г. достиг 523 млрд. долл. (в 2010 г. — 447 млрд.), оставшись на 3,5% ниже максимума 2008 г. Относительный прирост составил 17% (в 2010 г. — 10%), абсолютное увеличение равнялось 76 млрд. долл. (в 2010 г. — 40 млрд.).

Импорт Италии в 2011 г. достиг 558 млрд. долл. (в 2010 г. — 487 млрд.), что на 0,5% ниже максимума 2008 г. Относительный прирост равнялся 14,5% (в 2010 г. — 17,5%), абсолютное увеличение составило около 71 млрд. долл. (в 2010 г. — 72 млрд.) 6.

Коэффициент Джини в Италии составляет 32,0. Было отмечено увеличение данного коэффициента за год  с 27,3 до 32,0, что говорит росте имущественного расслоения и неравенстве в обществе.

Информация о работе Геополитическая характеристика Италии