Геополитическое положение Узбекистана на постсоветском пространстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:36, реферат
Краткое описание
Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. По меркам истории слишком мало прошло времени с момента фактического разрушения СССР. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися, а ее геополитическое положение еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР очень зыбки.
Содержание
Введение 1. Геополитика постсоветского пространства. Последствия распада Советского Союза 2. Проблемы и перспективы развития СНГ 3. Проблемы взаимоотношений и перспективы развития сотрудничества России и Узбекистана Заключение Список литературы
В октябре 2001 г. Вашингтон обнародовал
соглашение с Узбекистаном, по которому
Ташкент предоставляет Соединенным Штатам
военные базы на своей территории в обмен
на обещание обеспечить безопасность
Узбекистана. Между двумя странами, как
было записано в коммюнике, устанавливаются
качественно новые отношения. В условиях
пользования американцами узбекскими
военными базами есть указания, что американские
вооруженные силы могут «более широко
использовать территорию Узбекистана»,
т.е. в этой стране американцы хотели обосноваться
надолго. И одной из задач, которую усиленно
решает Вашингтон, — это вытеснение России
с территорией от Центральной Азии до
Кавказа[4, с. 45].
Узбекские и западные специалисты
не только занимались модернизацией аэродромов,
но тщательно изучали возможности использования
обходных шоссейных и железнодорожных
маршрутов, выводящих к иностранным морским
портам, минуя территорию России, а также
транспортировки экспортных, импортных
и транзитных грузов. Интерес к возрождению
древнейшего караванного маршрута — Великого
шелкового пути — проявляют не только
страны Западной Европы и США, но и Япония.
В те годы Ташкент не только охотно разрешил,
но и присоединился к программе, которая
получила название ТРАСЕК. Финансируется
она Европейским союзом и поддерживается
США. Основная цель, сформулированная
в этой программе, состоит в том, чтобы
вывести Узбекистан и другие страны (прежде
всего Центральной Азии) из сферы влияния
Москвы.
Но достичь этой цели американцы
не смогли. Узбекистан и другие страны
СНГ все еще используют транспортные и
иные ресурсы России. Российская Федерация,
как и в советские времена, является основным
экспортером в Узбекистан жизненно необходимой
продукции. Кроме того, экономическое
положение республики тяжелое. У Ташкента
мало промышленных предприятий с законченным
циклом производства, промышленность
и сельское хозяйство растут медленными
темпами. Для развития сельского хозяйства
и нормального функционирования предприятий
не хватает воды, оборудования и техники.
В геостратегическом отношении
Ташкент не располагает большим военным
потенциалом. Он, безусловно, имеет большие
мобилизационные ресурсы. Однако соединения
бывшего Туркестанского военного округа,
дислоцированные на территории Узбекистана,
уничтожены и развалены. С помощью НАТО
и прежде всего США, руководители республики
мечтали создать новые боеспособные части.
Они необходимы по многим причинам: из-за
территориальных споров с соседями, из-за
боязни военных действий исламских фундаменталистов,
для борьбы с афганскими наркокурьерами,
для самоутверждения в спорах с Россией,
Киргизией, Казахстаном из-за воды, сырьевых
ресурсов и т.п.
Но реализовать задумки по созданию
боеспособной армии трудно из-за нехватки
старших офицеров и генералов, имеющих
опыт командно-штабной работы. Не лучшее
положение со средним и младшим командным
составом. Нет у Ташкента и современных
вооружений и боевой техники. Из узбекской
армии ушли русские офицеры, а национальные
кадры в силу ряда причин не могут на нужном
уровне выполнять их функции. По команде
из Ташкента расформированы органы оперативной
агентурной разведки, ликвидирована учебно-материальная
база. А разведка, как известно, — глаза
и уши армии. Отсутствие разведданных
в штабах узбекской армии позволило террористическим
и диверсионным группам Исламского движения
Узбекистана в 2005 г. внезапно вторгнуться
в республику на отдельных участках границы
с Таджикистаном и Киргизией, организовать
кровопролитный путч в Андижане, попытаться
свергнуть президента Каримова [1, с. 56]
После «успешной работы» по
реформированию армии в 1992— 1996 г. противовоздушная
оборона оказалась парализованной и до
2000 г. не могла воспрепятствовать нарушениям
воздушного пространства страны. В июне
2000 г. Ташкент присоединился к единой системе
ПВО стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия и Россия). В рамках данной системы
было заключено межправительственное
соглашение между Россией и Узбекистаном
о порядке представления РФ российских
военных полигонов для проведения учебных
стрельб силами и средствами противовоздушной
обороны». Сейчас вместе с названными
странами силы узбекской ПВО ведут совместную
охрану воздушного пространства над территорией
бывшего СССР.
В последнее время правительство
Узбекистана значительно увеличило расходы
на оборону. Они возросли почти до 1 млрд.
долл. Ташкент после андижанских событий
вступил в Шанхайскую организацию, старается
усилить связи с Москвой. Он проявляет
готовность и впредь закупать у России
стрелковое оружие, средства связи, бронетехнику,
вертолеты, авиационные неуправляемые
ракеты, запчасти для авиационной техники,
оперативно-тактические ракеты и системы
ПВО. Часть стоимости импортируемых из
России вооружений возмещается товарными
поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной
продукции (цены составляют около 60% мировых
рыночных). В высших военных учебных заведениях
России с осени 2000 г. обучается более 100
военнослужащих из Узбекистана. После
андижанских событий и присоединения
к Шанхайской организации сотрудничества
Ташкент отказал Вашингтону в аренде своих
аэродромов.
Отношения России и Узбекистана
существенно изменились после терактов
в США 11 сентября 2001 г. Преследуя разные
цели, Москва и Ташкент поддержали Вашингтон
в борьбе против мирового терроризма.
В августе 2003 г. Москва и Ташкент подписали
соглашение о долгосрочном сотрудничестве
в газовой промышленности и увеличения
поставок узбекского газа в Россию. К 2005
г. его поставки возросли с 2 до 10 млрд.
м3. Но для увеличения
объемов нужна модернизация транспортных
сетей. Газопровод Средняя Азия—Центр
готов модернизировать «Газпром», и Ташкент
объективно заинтересован в том, чтобы
российский концерн пришел в регион в
качестве инвестора и оператора.
Формально никаких ограничений
на участие российского капитала в узбекской
энергетики нет. Но переговоры с политиками
и специалистами республики затягиваются
так, что потенциальные российские инвесторы
уезжают ни с чем. К тому же ради поддержания
своего золотовалютного резерва Ташкент
ввел строгие ограничения на конвертацию
любых валют. Эти ограничения распространяются
и на частных лиц.
Кроме того, напряженность в
Центральной Азии не снижается: есть все
предпосылки для возникновения новых
очагов напряженности между Узбекистаном,
Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном.
И в эти конфликты всегда готовы вмешаться
военные силы США, которые из-за якобы
нестабильности в Афганистане находятся
в сердце Центральной Азии — Киргизии
[9, с. 81].
Что касается экономического
развития, то в условиях независимости
Узбекистан избрал особый путь. К объявленной
стратегической цели — создание рыночной
экономики — Узбекистан продвигается
путем умеренных и осторожных преобразований.
Экономический спад здесь был самым незначительным
из всех постсоветских государств, и сегодня
эта страна по общему объему ВВП занимает
пятое место в Содружестве Независимых
Государств. Основные особенности экономического
курса следующие:
достижение самодостаточности
в отдельных сферах экономики,
привлечение иностранных инвестиций
как в добывающую, так и в перерабатывающую
промышленность,
использование природных и
трудовых ресурсов,
переход через импортозаменение
к экспортно-ориентированной экономике.
Как известно, экономика советского
Узбекистана имела монокультурный характер,
была сориентирована на выращивание и
первичную переработку хлопка, причем
такая ориентация наносила ущерб другим
отраслям сельского хозяйства и вела к
неблагоприятным экологическим последствиям.
В 1990-е гг. посевы хлопчатника сократились,
а производство пшеницы и других продовольственных
культур возросло. В результате Узбекистан
пришел к самообеспечению продовольствием,
одновременно произошла структурная перестройка
сельского хозяйства на рыночной основе[11,
с. 25-26].
В советские времена Узбекистан
был поставщиком природного газa, но сколько-нибудь
значительных объемов нефтедобычи в республике
не было. В 1990-е гг. в этой сфере произошли
существенные изменения. Были разведаны
большие запасы нефти, и началась промышленная
эксплуатация ряда месторождений, что
позволило не только обеспечить внутренние
потребности Узбекистана, но и приступить
к экспорту этого энергоресурса. В результате
произошли существенные структурные сдвиги
в узбекской экономике: доля топливной
отрасли, куда входила и нефтедобыча, значительно
возросла. Но, пожалуй, самое главное то,
что Узбекистан, обеспечивая себя продовольствием,
обрел наряду с продовольственной и энергетическую
безопасность. Повысился уровень самостоятельности
всей экономики страны. Хотя 50% узбекского
экспорта идет через российскую территорию,
но степень зависимости его народнохозяйственного
комплекса от российского — одна из наименьших
на всем постсоветском пространстве.
Наращивание экспорта требует
не только производственных мощностей,
привлечения новых финансовых, трудовых
и природных ресурсов, но и развития системы
транспортных коммуникаций. Для Узбекистана
последнее обстоятельство особенно важно,
поскольку его выходы во внешний мир весьма
ограничены. Узбекистан не имеет непосредственного
выхода в Россию, а его выход в «дальнее
зарубежье» идет через территорию Афганистана,
внутриполитическая ситуация в котором
не способствует строительству надежных
транспортных коммуникаций. В то же время
развитие таких коммуникаций, в том числе
в обход России, является одним из внешнеэкономических
и внешнеполитических приоритетов Узбекистана.
Как только хотя бы часть из них появится,
степень геоэкономической независимости
Узбекистана от России усилится, что может
найти отражение и в политической форме
— в дальнейшем обособлении Узбекистана
в рамках СНГ.
Во внутриполитическом плане
нынешний правящий режим Узбекистана
обладает многими признаками авторитарности,
но это не мешает Западу видеть в нем вполне
возможного партнера. Это свидетельствует
о наличии «двойных стандартов» и о том,
что ценности «свободы и демократии» не
так уж и важны в реальной политике. Между
тем наблюдавшееся в 1990-е гг. постепенное
дистанцирование Узбекистана от России
имеет под собой не только геоэкономическую
основу, но и политические причины. В период
перестройки процессы, происходившие
на территории России, способствовали
определенной либерализации политической
ситуации в Узбекистане. После развала
СССР подобное либеральное влияние стало
рассматриваться узбекской элитой, имевшей
советско-партийное прошлое, как вредное
для сохранения их собственной власти.
От такого влияния следовало избавиться,
в том числе и при помощи удаления от его
источника.
Вместе с тем следует отметить,
что у России и Узбекистана есть много
общих интересов в области обеспечения
безопасности. Обе страны сталкиваются
с угрозой исламского терроризма, борьба
с которым требует объединения усилий.
Не случайно после серии террористических
актов на территории Узбекистана его руководство
продемонстрировало готовность к более
тесному военно-техническому сотрудничеству
с Россией. Узбекистан присоединился к
Шанхайской организации сотрудничества,
включающей в свой состав Россию, Китай,
Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Россия и Узбекистан поддерживают
регулярные политические контакты на
высшем и высоком уровнях. Важным этапом
для укрепления двусторонних отношений
стало состоявшееся в Ташкенте 16 июня
2004 г. подписание В.В. Путиным и И.А. Каримовым
Договора о стратегическом партнерстве
между Российской Федерации и Республикой
Узбекистан. Ярким свидетельством стремления
двух государств развивать партнерские
связи на качественно более высоком уровне
является заключение 14 ноября 2005 года
Договора о союзнических отношениях между
Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан. Выход на подписание этого
документа стало показателем совпадения
интересов наших государств, принявших
на себя обязательства по дальнейшему
строительству новых отношений на доверительном
уровне.
19 июля 2006 года в Министерстве
иностранных дел Республики Узбекистан
состоялась церемония обмена
ратификационными грамотами Договора
о союзнических отношениях между
Россией и Узбекистаном. Обмен
ратификационными грамотами, подписанными
президентами двух стран, и оформление
соответствующего протокола Министром
иностранных дел Узбекистана
В. Норовым и Чрезвычайным и
Полномочным Послом России в
Узбекистане Ф. Мухаметшиным означало
вступление в силу и тем
самым международно-правовое закрепление
принципов союзничества в качестве
основы российско-узбекских отношений[6,
с. 12].
Тесная координация поддерживается
по линии внешнеполитических ведомств
двух государств. На ежегодной основе
составляются программы межмидовского
сотрудничества России и Узбекистана.
В них всегда подчеркивается взаимная
заинтересованность в развитии разносторонних
партнерских, стратегических, союзнических
связей, имеющих под собой прочную экономическую
основу, в укреплении безопасности в регионе.
По итогам переговоров был достигнут ряд
договоренностей, в частности, подписано
Соглашение о создании СП «УзРосАвиа»
по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на базе
узбекского Чирчикского авиационного
ремонтно-механического завода. Председатель
российского правительства был принят
Президентом Республики Узбекистан И.А.
Каримовым.
Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС
и восстановление его членства в ОДКБ
открыло дополнительные возможности для
дальнейшего углубления двусторонних
связей, взаимодействия в региональных
и международных делах.
Заключение
Наращивая двусторонние отношения,
Россия и Узбекистан отдают приоритет
развитию экономического сотрудничества.
В начале марта 2007 года в Москве прошло
девятое заседание российско-узбекской
Межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству. Стороны проанализировали
состояние и перспективы торгово-экономического
взаимодействия двух стран, нацелили его
на всемерное расширение, повышение качественного
уровня. Был достигнут широкий спектр
договоренностей, с которыми продолжится
работа по совершенствованию нормативной
базы хозяйственных связей, будет активизировано
инвестиционное взаимодействие. Поставлены
задачи полнее раскрывать его потенциал
в сферах ТЭК, транспорта, информационных
технологий, мирного использования атома,
медицины, биотехнологий, туризма, наращивать
хозяйственные контакты по межрегиональной
линии.
Узбекистан является одним
из основных торговых партнеров России
среди стран Центрально-Азиатского региона.
По объему взаимной торговли с Россией
Узбекистан находится на 4-м месте среди
стран Содружества.