Геополитическое положение современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Геополитические процессы, происходящие на 1/6 части территории планеты Земля, со всей остротой поставили вопрос о месте России в новом мировом порядке. На этот вопрос по-разному отвечают на Западе и на Востоке. Все западные политологи обращают внимание на постоянную нестабильность, характеризующую взаимоотношения России и Европы, России и Запада.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Геополитические последствия распада СССР для России. 5
Раздел 2. Официальная государственная концепция внешней политики Российской Федерации. 10
Раздел 3. Россия в современном мировом пространстве. 14
Заключение 18
Список источников и литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика контроль.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ГЕОПОЛИТИКА

 

 

Тема: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Раздел 1. Геополитические последствия распада СССР для России. 5

Раздел 2. Официальная государственная концепция внешней политики Российской Федерации. 10

Раздел 3. Россия в современном мировом пространстве. 14

Заключение 18

Список источников и литературы 19

 

 

 

Введение

 

Геополитические процессы, происходящие на 1/6 части территории планеты Земля, со всей остротой поставили вопрос о месте России в новом мировом  порядке. На этот вопрос по-разному  отвечают на Западе и на Востоке.

Все западные политологи обращают внимание на постоянную нестабильность, характеризующую взаимоотношения России и Европы, России и Запада. И объясняют они эту нестабильность четырьмя структурными геополитическими тенденциями:

во-первых: по размерам территории, численности населения и природным ресурсам Россия превосходит любое европейское государство: ее основной проблемой всегда было эффективное использование этих огромных запасов;

во-вторых: на протяжении всей истории Россия не имела четко определенных границ, как на западе, так и на востоке, что подталкивало ее к постоянной экспансии с целью стабилизировать периферийные регионы, однако эта политика не решала проблемы, а, напротив, углубляла ее, так как создавалась новая периферия;

в-третьих: между Россией и великими европейскими державами всегда находились небольшие политически слабые государства, что также усиливало экспансионистские настроения в России, стремление утвердиться западнее;

в-четвертых: географически, а также в политическом и культурном плане Россия находится между Европой и Азией, в результате чего она никогда не ощущала полной принадлежности ни к одной, ни к другой.

Кроме этого, значительную роль играла российская культурная традиция. Осознание факта постоянного технологического отставания от Запада приводило к серьезным противоречиям. Из признания этого факта делался вывод о необходимости использования его достижений для модернизации российской экономики, но одновременно в России всегда опасались негативного влияния западных ценностей на общество и культуру, что ограничивало возможности технологического сотрудничества.

Объектом исследования в данной работе будут являться внешнеполитические отношения России с другими государствами, ее место в системе международных отношений. Целью исследования будет выявление закономерностей в развитии этих отношений и их функционировании, а так же построение возможных схем дальнейшей международной политики России.

Для достижения цели исследования предполагается рассмотреть не только современную  ситуацию, но ее историческое развитие. Для этого необходимо уяснить, перед какими проблемами и сложностями стояло российское государство после падения СССР, поскольку современное положение России невозможно проанализировать, исключив этот переломный исторический момент. Соответственно, в работе будут использованы методы анализа и прогнозирования.

Также в работе будут затронуты  современные государственные реформы, в частности военная и реформа образования. В связи с отсутствием информации и статистических данных о последних реформах в учебных материалах, для этого предполагается использовать материалы средств массовой информации, а так же официальные документы и заявления представителей власти.

Для составления общей картины  о целях российского правительства  на внешнеполитической арене будут  использованы материалы с официальных  сайтов Правительства РФ, а так  же президента РФ. Для составления прогнозов дальнейшего развития будут использованы материалы о проблемах государства на современном этапе в контексте их значимости для будущего России на мировой арене.

 

 

Раздел 1. Геополитические последствия распада СССР для России.

 

Политика любого государства во многом определяется не только его  текущим положением, но и его историей и традицией. Современная российская действительность так же опирается на события совсем недавнего в историческом смысле прошлого. Распад Советского Союза и появление 15 суверенных государств являются состоявшимися в политическом и правовом смыслах. Связующим звеном для этих государств остаются сложившиеся ранее экономические связи, а так же близкое национальное родство населения этих теперь уже независимых государств. Крах советского союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. Значение этого события определяется несколькими факторами. В этой главе рассмотрим экономические, политические, социальные и культурные последствия распада СССР и их влияние на международный имидж России, на ее отношения с другими государствами:

- во-первых, значительно сместилась  граница государства. Было утрачено 5 млн. км2 территории (СССР). Границы других республик с Россией стали теми, какими они были с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией – в середине 1800-х и с Западом – приблизительно в 1600 г., сразу после царствования Ивана Грозного. Потеря Кавказа способствовала появлению опасений в отношении Турции, потеря Средней Азии обернулась утратой многих энергетических ресурсов, а независимость Украины нанесла значительный идеологический урон государству, чьи славянские корни оказались «перенесены» за границу. Нельзя забывать, что Россия получила просто необустроенные границы, которые нужно было оснащать заново. Эта проблема актуальна и сейчас – огромная территория страны требует особого отношения к своим границам;

- распад СССР отрицательно сказался  и в социальной сфере общества  – более 20 миллионов человек,  говорящих по-русски и считающих  себя русскими, оказались на территории теперь уже иностранных государств. На территории этих новообразовавшихся государств часто проводится политика утверждения этой новой национальной самобытности. В частности, это хорошо демонстрирует политика Украины. Уже несколько лет проводится в жизнь реформа государственного образования, согласно которой преподавание должно вестись исключительно на украинском языке. Что в этом случае делать тем гражданам, чей родной язык – русский, непонятно. Все бывшие советские республики и сейчас связаны – эти коммуникации проходят в социальной, демографической, культурной и даже психологической сферах. Крайне трудно разобщить между собой тех, кто долгое время находился в одном территориальном и культурном пространстве. Крайне важно сохранить это единое социальное пространство – это должно стать залогом сотрудничества. Очень прискорбно наблюдать, как раздувается конфронтация между бывшими республиками, как пытаются «столкнуть лбами» наши народы. Особенно ясно это можно наблюдать в сфере торговли энергетическими ресурсами. Уже несколько лет тянется конфликт с Украиной по поводу невыплат за газ, и вокруг этого спора все больше и больше растет непонимание и отторжение между государствами;

- важно отметить политическое  замешательство после распада  СССР. Слабыми и незащищенными  оказались не только республики, отколовшиеся от государства,  но и сама «новая» Россия, которая  сразу же встала перед рядом новых проблем внутреннего характера: неразбериха во власти и в том, каким же образом управлять государством при новой системе экономических и политических взаимоотношений, длительное время мешали наладить в стране стабильные отношения и связи. Отголосок этой неразберихи и сейчас чувствуется: скажем, законодательная база и сейчас «пестрит» неточностями и противоречиями, в то время как закон должен быть точен, понятен и совершенно однозначен. А ведь прошло уже почти 20 лет;

- авторитет государства на международной  арене оказался существенно подорван. Более серьезный удар для имиджа  государства тяжело себе представить. Держава, еще совсем недавно соревнующаяся с США за сферы влияния в мире, теперь причисляется многими специалистами к числу региональных держав «третьего мира», хотя и по-прежнему обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом;

- особо стоит отметить потерю  Украины. Это было огромной  ошибкой российского государства.  Это означало потерю полезной  с сельскохозяйственной точки зрения территории, а так же 52 миллионов человек, которые этнически и даже религиозно стоят к русским ближе других народов. Независимость Украины также лишила Россию ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами Средиземноморья и всего мира в целом;

- после распада СССР соседями  России стали слабые государства  с теми же социальными и политическими проблемами, что были и в нашей стране. На международном рынке эти государства оказались совершенно недееспособны, а их товары в свою очередь совершенно неконкурентоспособны. Для России на сегодняшний день остался удел государства-поставщика ресурсов. По большому счету России больше нечего мировому рынку, кроме разве что вооружения. В связи с экономической составляющей распада СССР нужно отметить и то, что Россия оказалась отрезана от значительной части коммуникаций. Автомобильные, железнодорожные, авиационные, трубопроводные коммуникации оказались за границей. Многие направления движения транспорта из междугородних стали международными. И даже если рассматривать энергетический вопрос, то несложно посчитать ущерб от транспортировки, например, газа в Европу. Если бы граница современной России проходила по Украине и Белоруссии, то наше государство имело бы возможность торговать напрямую, соответственно, не приходилось бы платить огромные средства за трансферт ресурсов через территории соседних государств;

- к последствиям распада СССР  нужно отнести и усиливающиеся  региональные контрасты. Разница в доходах населения страны колоссальна. Это вызвано рядом причин. Во-первых, в первые годы независимой России значительно вырос вывоз сырья из ресурсных районов страны. В «перестроечные» годы было заложено благосостояние руководителей топливно-энергетических комплексов, а также руководителей финансовых структур.

В Москве и Санкт-Петербурге оборачивается  около 80% финансов России. К этому можно добавить и тот факт, что это единственные города в стране, куда люди стремятся в поисках работы. Большинство регионов страны после перестройки оказались просто бездействующими и неспособными обеспечить население рабочими местами и заработной платой.

Если говорить о централизации власти в Советском Союзе, то после распада Дальний Восток оказался в сложном положении. Некая «растянутость» коммуникаций в Сибири и на Дальнем Востоке определила нынешнюю опасность отделения этих территорий от нашей страны. Оказалось, что привозить товары и продукты гораздо дешевле и проще из Японии и Китая, нежели из центра России. Прибавим к этому демографический кризис и крайне низкую заселенность территории – и мы получим регион, который больше заинтересован в сотрудничестве с иностранным государством, нежели с собственным. Таким образом, Дальний Восток определенно становится сферой интересов соседних государств. Занимаясь вопросами распространения протестантизма на территории России, совершенно ясно какое влияние, оказывают иностранные государства на эту территорию. На Дальнем Востоке гораздо чаще встречается не европейский протестантизм, который мы знаем, но его «упрощенная» американизированная версия, либо его корейский вариант. Интересно, что очень часто такие религиозные организации занимаются мошенничеством: дальневосточная граница крайне незащищена от разного рода махинаций со стороны иностранных благотворительных и религиозных организаций.

Наконец, нельзя не отметить моральные последствия распада СССР. Ведется много разговоров о том, что наша страна потеряла во время информационной «блокады» СССР. С падением «железного занавеса» Россия с головой ушла в новые возможности – наконец-то появились те самые запретные блага цивилизации, ранее недоступные советскому гражданину. С перестройкой большинство СМИ, словно соревнуясь друг с другом, начали всячески очернять всю советскую историю, нападать без разбора на все, что предпринималось советским правительством. Всему «советскому» до сих пор навешивают ярлык неправильного, несправедливого, ущемляющего права и свободу. Подобная однозначная оценка прошлого настораживает и возмущает: ведь «перестроечное» правительство по большому счету не внесло ничего позитивного ни в экономику, ни тем более в культуру. Единственный способ как-то оправдать свою несостоятельность как политических лидеров – заставить население поверить, что до них страна не жила, а находилась под гнетом тоталитаризма.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что для Российского государства  распад СССР стал настоящей исторической вехой, определившей его дальнейшее развитие и его отношения с другими государствами. И эти отношения выстраиваются для России не самым лучшим образом в связи с существенными территориальными (а значит и стратегическими), демографическими и культурными потерями, в связи с существенно осложнившейся экономической ситуацией.

Таким образом, Россия должна действовать  таким образом, чтобы снова завоевать позицию «сверхдержавы» или по крайней мере суметь отстоять свои внутренние национальные интересы в сфере международной политики.

 

 

Раздел 2. Официальная государственная концепция внешней политики Российской Федерации.

 

Анализ современных геополитических  процессов и тенденций мирового развития показывает необходимость для России разработки и, соответственно, последовательной реализации геостратегии, нацеленной на защиту национальных интересов страны.

Так же в этой главе будут рассмотрены концепция внешней политики, утвержденная В. В. Путиным в 2000 г., а так же концепция Д. А. Медведева (2008 г.) и возможные варианты построения стратегии внешней политики на современном этапе.

Безусловно, официальная концепция, кратко изложенная на нескольких страницах, не может во всем соответствовать реальным действиям правительства, и, безусловно, не содержит «пошаговой» стратегии внешней политики в постоянно меняющихся условиях. Однако она отражает приоритеты, которые правительство готово обозначить для широкой общественности, и за реализацию которых в конечном итоге должна будет отвечать перед этой самой общественностью.

Информация о работе Геополитическое положение современной России