Исландия: политико-географическое положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа призвана сочетать анализ долгосрочных тенденций развития страны с оперативным освещением новых событий и явлений в средствах массовой информации. Основные формы и методы работы:
• изучение специальной справочной литературы
• изучение первоисточников
• сбор и анализ информации.
Тема основана на региональном и страновом принципах. В первой и во второй главе - содержится географическая характеристика и обзор общих закономерностей политического развития Исландии.

Содержание

1.ВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………….Стр. 3-6

2. ГЛАВА 1. Географическая характеристика Исландии………………………Стр. 7-12
1.1 особенности географического расположения Исландии
1.2 физико-географический обзор

3. ГЛАВА 2. Политическое устройство…..………………………………..……Стр. 13-23
2.1 основные этапы истории
2.2 президент и правительство
2.3 парламент
2.4 политические партии
2.5 местное управление и судебная власть
2.6 рабочее и корпоративное движения
2.7 вооруженные силы.
2.8 структура общества и социальные гарантии
2.9 религия
2.10 средства массовой информации
2.11 герб и флаг Исландии

4. ГЛАВА 3. Положение Исландии в системе международных
отношений…………………………………………………………………….Стр. 24-30

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….Стр. 31-33

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...……………………………….….Стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Копия cyrsovaia.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

С вулканической деятельностью  связаны разбросанные по всей Исландии термальные источники (более 250).

Поля сернистых сольфатаров (выбросы сернистого и сероводородного  газов с высокой температурой, выделяющиеся из трещин земной коры) располагаются только в областях молодого вулканизма.

Наиболее известный  фонтанирующий источник — Вели́кий Ге́йсир (именно его название стало нарицательным для всех гейзеров).

Энергия горячих источников широко используется в Исландии для обогрева домов (в таких домах живёт более 85 % населения страны), подачи тёплой воды в плавательные бассейны и теплицы.

Географические знания  о рельефе, недрах Исландии, климате и водах, почвах и взаимодействии  между этими компонентами природы необходимы для их разумного использования в хозяйственной деятельности. Важно знать и общие закономерности развития природы всей Земли как единого целого, составные части которого тесно связаны друг с другом, непрерывно изменяются и развиваются.

Республика Исландия имеет очень выгодное географическое положение, которое характеризуется  следующими факторами:

1. Исландия находится  посередине морских и воздушных  торговых путей между Северной  Америкой и Европой – двумя  сильнейшими экономиками мира (использование перевалочных торговых портов и транзитных воздушных путей).

2. Выгодное военно-политическое  положение Исландии – контроль  над воздушным и водным пространством   северной половины Атлантического  океана (на острове находятся  военные базы НАТО).

З. Находится в зоне тёплого течения Гольфстрим, что  позволяет иметь не замерзающие  порты  и круглый год использовать водные ресурсы в шельфовой зоне.   По запасам рыбных ресурсов Исландия занимает одно из первых мест в мире. В ВВП рыбная ловля занимает твёрдое первое место (36%). Кроме того Исландия зарабатывает на квотах выдаваемых другим государствам на вылов рыбы.

4. Тёплые воздушные  массы океана позволяют продолжительное  время пасти скот на сочных  лугах. Скотоводство является  второй по значению отраслью экономики, которая совсем недавно занимала первое место.

5. Исландия находится  в активной титанической зоне. На острове находится множество  гейзеров, которые активно используются  в народном хозяйстве - энергетика, отопление, тепличное хозяйство  (выращивают даже ананасы, бананы и виноград).

6. Уникальное географическое  положение и рельеф местности  привлекают в последнее время  всё больше и больше туристов, в связи с чем доля рынка  услуг выходит на лидирующие  позиции в экономике страны.

7. Относительная отдалённость страны от внешнего мира позволила сохранить самобытность народа, культуры и языка, который не менялся со времён древних

 викингов.

 

 

ГЛАВА 2.

Политическое  устройство Исландии.

Данные по истории  заселения с упоминанием примерно 400 поселенцев, их предков в Норвегии и потомков в Исландии сведены в замечательном генеалогическом и географическом произведении Книга заимки земель, созданном в 12 в. В нем сообщается, что многие переселенцы из Норвегии бежали от произвола короля Харальда Хорфагера (прозванного Прекрасноволосым) в 860-872. В Исландии влиятельные вожди сплотились, чтобы не допустить подобную диктатуру на новой родине. Они ограничили число родовых кланов до 36 (впоследствии 39) и договорились регулярно в середине лета проводить двухнедельное собрание для принятия законов и разрешения конфликтов. Такое собрание получило название альтинг. Оно устраивалось в живописном вулканическом районе Тингведлир, расположенном примерно в 48 км к востоку от Рейкьявика и имеющем удобный доступ со многих сторон. Теоретически во власти вождей находились не территории, а подданные, которые, впрочем, могли сами переходить от одного господина к другому. Подданные селились поблизости от своих вождей, которые не только обеспечивали защиту, но и были жрецами главных храмов в данной местности. На альтинге, учрежденном в 930, законодательная и судебная функции четко разделялись и находились под контролем вождей. При этом, однако, не исключалось участие подданных: в законодательном органе у каждого вождя было два представителя подданных в качестве советников. Поскольку вожди не хотели допускать никакого верховенства, исполнительная ветвь власти отсутствовала. Однако имелось лицо, ведущее заседания альтинга, т.е. спикер, избиравшийся на трехлетний срок. Одной из его главных обязанностей было усвоение всего кодекса законов и контроль за их соблюдением, он осуществлял также трактовку законов в каждом трудном случае. Виновность подозреваемого устанавливалась судом, но меру наказания (например, изгнание на больший или меньший срок) определял спикер. Эта судебная система была усовершенствована в 1005, когда был введен институт верховного суда. Несмотря на сложность и запутанность применявшихся процедур, эти демократические институты права просуществовали в Исландии более трех столетий.  
      Первое столетие в истории страны ознаменовалось героическими свершениями и значительными достижениями. Язычники-исландцы не только расшатали родовые узы феодальной зависимости, приняв героический кодекс чести, получивший бессмертное отражение в сагах 13 в., но и создали уникальную демократическую конституцию.

    • 1262-1264гг. – находилась под властью Норвегии.
    • 1397г. – вместе с Норвегией перешла под власть Дании.
    • 1918г. – В результате более ста лет мирной борьбы за независимость 1

               декабря Исландия была объявлена независимым государством

               в личной унии с Данией

    • 1944г. – Исландия стала независимым государством.

.На заседании альтинга в Тингведлире 17 июня 1944г. Исландия была провозглашена республикой.  Действующая конституция Исландии была принята с установлением статуса независимого государства (в 1920 г.), и в течение этого почти 90-летнего периода она так и не была заменена на новую. Зато в нее неоднократно вносились поправки (1944, 1991 - реформы, расширяющие полномочия альтинга и представительство в нем), и в этом смысле исландская конституция больше напоминает американскую. Исландия входит в скандинавскую систему права. Гражданско-правовая система основана на датском законодательстве. Это, во многом, объясняется тем, что Исландия долгое время пребывала в зависимом от Дании состоянии, и по обретении независимости, как и многие другие государства, освободившиеся от иностранного доминирования, ступила на республиканский путь правления. Этим же, кстати, объясняется и наличие в Исландии конституции как символа обретения независимости. Исландия  является  парламентской республикой. Соответственно, высшей законодательной властью в стране обладает Парламент.

Глава государства и  парламент избираются всеобщим голосованием, причем правом голоса обладают все граждане страны, мужчины и женщины старше 18 лет, проживающие в Исландии не менее 5 лет до выборов. Быть избранным в Исландии могут граждане старше 35 лет.

Президент и правительство.

Глава государства – президент, избираемый на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием. Когда на пост президента выставляется только один кандидат, голосование не проводится и кандидат автоматически становится президентом. Президент Исландии является главой высшей исполнительной власти, но в действительности его полномочия ограничены и имеют во многом формальный характер. С 1 августа 1996 президент Исландии – Олафур Рагнар Гримссон. Родился в 1943, изучал экономику и политические науки в Манчестере (Великобритания), в 1973–1991 работал профессором политических наук в Исландии. В 1978 был впервые избран депутатом парламента от Народного союза, в 1987–1995 был председателем этой партии. В 1988–1991 занимал пост министра финансов; занимая эту должность, сумел добиться значительного сокращения инфляции и считается «отцом экономической стабилизации». В 1996 выиграл президентские выборы, получив более 41% голосов. В 2000 из-за отсутствия других кандидатов парламент Исландии объявил его президентом страны на новый срок. 26 июня 2004 г. избран на третий срок, и в 2008 г. автоматически остался на четвёртый срок опять же в связи с отсутствием других кандидатов. С согласия парламента, президент поручает лидеру парламентского большинства сформировать правительство и утверждает его состав. Он председательствует в Государственном совете.

Реальная исполнительная власть в  Исландии также сосредоточена в  руках премьер-министра. Им, по поручению  президента и с согласия парламента, становится лидер партии, получившей в альтинге большинство. Сегодня премьер-министр Исландии - Йохана Сигурдардоттир. Премьер-министр формирует правительство. Обычно в состав правительства входят представители двух или более партий. Министры ответственны перед парламентом.

Парламент.

Исландия управляется  альтингом, который восходит еще к древнеисландскому законосовещательному органу. Альтинг считается «прадедушкой» парламентов - самым древним из существующих. Парламент Великобритании, правда, пытается оспорить это право альтинга на старшинство, однако британский аналог был создан в XI веке, в то время как альтинг существовал уже в X столетии. Исландский парламент когда-то тоже был двухпалатным, как и британский, однако с 1991 г. он является однопалатным. В парламенте Исландии нет членов, занимающих одновременно церковные должности, равно как нет и пожизненных членов. Все члены исландского парламента выборные. Альтинг состоит из 63 депутатов. Выборы проводятся каждые 4 года на основе пропорционально представительства в 8 округах, от которых выбираются от 5 до 12 депутатов. Еще 11 мест распределяются также на основе пропорционального представительства на национальном уровне. 12 депутатов путем пропорционального представительства избираются от столицы - Рейкьявика. Альтинг обладает широким кругом полномочий: утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, изменяет и дополняет конституцию, дает согласие президенту на заключение договоров и соглашений с другими государствами, контролирует финансовую деятельность исполнительных властей. Парламент может вынести вотум недоверия правительству, оказывает большое влияние на внешнюю и торгово-экономическую политику.

Политические партии.

Партия независимости (ПН) – крупнейшая политическая партия страны. Основана в мае 1929 в результате объединения  партий консерваторов и либералов. ПН доминирует в политической жизни Исландии и принимала участие в большинстве исландских правительств. В области экономики ПН всегда выступала за ограничение роли государства в вопросах хозяйства и льготы предпринимателям. По ее мнению, главная функция государства в экономике – не прямое вмешательство, а создание благоприятных условий для хозяйственной активности, развития исследований и т.д. Согласно предвыборному манифесту 2003, ПН добивается сокращения налогов и государственного долга, усиления предпринимательской активности, укрепления конкурентоспособности и диверсификации исландской экономики. Она намерена «упростить» систему социального страхования и сохранить эффективность пенсионной системы. Заявляет о намерении увеличить пособия на детей, пенсии и помощь инвалидам.

Призывает к усилению конкуренции  в сфере образования и к  развитию частной медицины.В области  обеспечения безопасности делает упор на укрепление полиции. Во внешней политике партия отстаивала вступление в НАТО и сохранение американских войск на исландской территории. В настоящее время она выступает за упрочение сотрудничества с НАТО и США, которые она признает «ведущей державой» блока. Считает необходимым развивать отношения с ЕС, но высказывается против вступления в него. На парламентских выборах 2003 собрала 33,7% голосов и завоевала 22 из 63 мест в альтинге. Лидер партии Давид Оддсон с 1991 является премьер-министром. Прогрессивная партия (ПП) – центристская, основана в 1916 руководителями кооперативного движения и пользуется наибольшим влиянием среди фермеров страны. Выступала за развитие национальной экономики, контролируемое привлечение иностранных капиталовложений и субсидии фермерам. Поддерживает членство страны в НАТО, хотя в ее рядах существовали силы, добивавшиеся большей внешнеполитической независимости. До 1995 чаще всего выступала оппонентом ПН на политической арене страны. Однако с 1995 она входит в коалиционное правительство на правах младшего партнера ПН. На выборах 2003 партия собрала 17,7% голосов и получила 12 мест в альтинге. Лидер ПП – Халльдор Асгримссон.

Социал-демократический альянс (СДА) образован в 2001 в результате объединения  Социал-демократической партии Исландии (основана в 1916), Народного союза (создан в 1968 на базе коммунистической Единой социалистической партии) и Женского списка. Заявляет о своей приверженности целям и методам социал-демократического движения, принципам свободы и демократии, освобождения женщин, равноправия и социальной ответственности. Согласно манифесту 2001, альянс выступает за «общество, которое дает каждому индивиду возможность пользоваться всем разнообразием жизненных возможностей и в то же время учиться предоставлять такие же возможности другим». Добивается расширения демократии и участия населения в управлении государством. Социал-демократы призывают к «равенству через взаимопомощь», к обеспечению для всех членов общества права на здравоохранение, образование и иные социальные услуги, на достойную жизнь, независимо от их финансового положения. Во внешнеполитической области СДА – за превращение Исландии в «окно, открытое в мир», за развитие международного сотрудничества и помощь менее развитым странам.

На выборах 2003 СДА собрал 31% голосов. Имеет 20 мест в альтинге и возглавляет  оппозицию правительству. Лидер альянса – Оссур Скарфединссон.

Лево-зеленый альянс (ЛЗА) – объединение  независимых левых, активистов профсоюзов общественных служб, учителей, студентов, бывших членов троцкистских и маоистских групп, участников экологического движения, различных неправительственных организаций и гражданских инициатив. Создан в конце 1990-х. Выступает против неолиберальной политики правительства, против приватизации и коммерциализации социальных услуг, в защиту окружающей среды и прав человека, за справедливость, равенство и социальную защищенность. На выборах 2003 получил 8,8% голосов и завоевал 5 мест в альтинге. Находится в оппозиции. Лидер – Стейнгримур Сигфуссон.

Информация о работе Исландия: политико-географическое положение