Исландия: политико-географическое положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа призвана сочетать анализ долгосрочных тенденций развития страны с оперативным освещением новых событий и явлений в средствах массовой информации. Основные формы и методы работы:
• изучение специальной справочной литературы
• изучение первоисточников
• сбор и анализ информации.
Тема основана на региональном и страновом принципах. В первой и во второй главе - содержится географическая характеристика и обзор общих закономерностей политического развития Исландии.

Содержание

1.ВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………….Стр. 3-6

2. ГЛАВА 1. Географическая характеристика Исландии………………………Стр. 7-12
1.1 особенности географического расположения Исландии
1.2 физико-географический обзор

3. ГЛАВА 2. Политическое устройство…..………………………………..……Стр. 13-23
2.1 основные этапы истории
2.2 президент и правительство
2.3 парламент
2.4 политические партии
2.5 местное управление и судебная власть
2.6 рабочее и корпоративное движения
2.7 вооруженные силы.
2.8 структура общества и социальные гарантии
2.9 религия
2.10 средства массовой информации
2.11 герб и флаг Исландии

4. ГЛАВА 3. Положение Исландии в системе международных
отношений…………………………………………………………………….Стр. 24-30

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….Стр. 31-33

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...……………………………….….Стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Копия cyrsovaia.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Исландия является членом НАТО, Северного совета, Организации  экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Всемирного банка, ООН и её специализированных организаций, а также Совета Европы и Европейской ассоциации свободной торговли. Исландия не является членом Европейского союза. Главная причина — существование квот на рыболовство, основную отрасль экономики страны. Но при этом страна является членом Шенгенского соглашения. С 2009 года Исландия меняет внешнеполитический курс по отношению к вступлению в ЕС. Заявка от Исландии была подана летом 2009 года. Крупнейшими экономическими партнерами для Исландии являются Великобритания, США и Германия.

Рассматривая внешнеполитическую деятельность  Исландии, разделим её на три следующих уровня: 

Макроуровень.

Уровень взаимоотношений  между государствами в планетарном  масштабе.

На этом уровне страны Исландия принимает участие в  международных отношениях по большей  части не самостоятельно, а посредством  различных международных организаций и сообществ, в которых она состоит. Исландия  входит в состав ООН. Исландия была в рядах государств, вступивших в Североатлантический союз еще в 1949г. Членство в НАТО является для Исландии одной из жизненных необходимостей, т.к. у нее нет собственной армии и ее заменяют войска североатлантического альянса. Кроме того, являясь Европейской страной,  Исландия до сих пор не решила вопрос о вхождении в ЕС в связи с противоречиями по поводу рыбной промышленности.

Мезоуровень.

Уровень взаимоотношений государства в регионе и с соседними странами. Наиболее активным участником международных отношений Исландия  проявляет себя как раз на этом уровне.

Не входящая в ЕС Исландия является значимым поставщиком сельскохозяйственной продукции. Ее главным конкурентным преимуществом является то, что в силу имеющихся соглашений с ЕС страна имеет доступ на огромный общеевропейский рынок. Конкурентоспособность исландской экономики эксперты объясняют правильным выбором стратегии развития структурообразующей отрасли - рыболовства и рыбопереработки. После присоединения в 1970 г. к Европейской ассоциации свободной торговли, а в 1994 г. - к соглашению о Европейском экономическом пространстве, рыбная продукция Исландии получила доступ к огромному общему рынку стран ЕС. При этом, поскольку страна не входит в ЕС, рыболовная отрасль Исландии не попадает под ограничения, исходящие из Общей политики ЕС по рыболовству, которая налагает серьезные ограничения и фактически ставит районы промысла рыбы под контроль Брюсселя. Это обстоятельство делает рыболовную продукцию Исландии более конкурентоспособной по сравнению с рыбной продукцией стран, входящих в ЕС. Важное направление внешнеполитических усилий Финляндии - укрепление стабильности и сотрудничества на европейском Севере. Входит в Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет государств Баренцева Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет, выступила инициатором “Северного измерения” ЕС.

Микроуровень.

Уровень, на котором происходят взаимоотношения между регионами  и субъектами государств.

Важное направление  внешнеполитических усилий стран Северной Европы и Исландии в том числе - укрепление стабильности и сотрудничества на европейском Севере:

- Совет государств Балтийского моря (СГБМ),

- Совет государств Баренцева Евро-арктического региона (СБЕР),

-Арктический совет “Северного измерения” ЕС. Северное измерение охватывает следующую географическую территорию: от Исландии на восток, включая северо-запад России, от Норвегии, Баренцева и Карского морей на севере к южному побережью Балтийского моря. Страны, не являющиеся членами ЕС и входящие в Северное измерение, это - Российская Федерация, Норвегия и Исландия. Северное измерение нацелено на решение особых задач регионального развития Северной Европы. Сюда входят суровые климатические условия, большие расстояния, большие различия в уровне жизни, экологические задачи, включая управление ядерными отходами и водными ресурсами, а также недостаточный транспорт и пограничные службы. У Северной Европы большой потенциал, она богата природными ресурсами. Цель Северного измерения состоит в углублении приграничного сотрудничества между ЕС и его соседними странами и регионами в Северной Европе. Оно направлено на создание безопасности и стабильности в регионе, а также безопасной, чистой и доступной окружающей среды для всех людей, живущих на севере. Северное измерение также ставит перед собой задачу разрешения проблем, связанных с неравномерным региональным развитием, и избежать появления новых разделительных линий при вступлении в Союз новых стран. Северное измерение работает через существующие финансовые механизмы ЕС, стремясь достигнуть наилучших результатов для них. Основными инструментами являются программы Тасис, Фаре и Интеррег. С начала 2000 года программы Сапард и Испа также предоставили финансирование для экологических проектов и проектов по развитию сельскохозяйственных областей в странах-кандидатах ЕС, расположенных на территории Северного измерения. Региональные организации, международные финансовые учреждения (МФУ) и частный сектор также должны играть важную роль в реализации Северного измерения.

История вопроса. Окончание  холодной войны значительно изменило геополитическую карту Северной Европы. Балтийские государства вернули  себе независимость в 1991. Финляндия  и Швеция присоединились к ЕС в 1995. Эти события сделали ЕС более северным по своей природе и привели к появлению новой общей границы между ЕС и Россией протяженностью в 1300 км. Стало важно решать новые задачи на этой границе и укреплять сотрудничество с новыми соседями ЕС.  
План действий.  Европейский Совет в Хельсинки в декабре 1999 предложил Комиссии подготовить План действий по Северному измерению в сотрудничестве с Советом и проводя консультации со странами-партнерами. Европейский Совет в Фейре в июне 2000 принял План действий в области внешней и приграничной политики Европейского Союза. План действий определяет перспективы и цели в направлениях, где сотрудничество может дать наибольший эффект. Это следующие направления:

- атмосферное загрязнение  и другие проблемы, представляющие угрозу для окружающей арктической среды.

- Повышение уровня  ядерной безопасности и управление  ядерными отходами в регионе,  где хранятся и сброшены в  море (например, на Кольском полуострове)  тысячи элементов отработанного  ядерного топлива и работают несколько АЭС.

- Содействие сотрудничеству  в области энергетики. Север богат  газом и нефтью, а энергетические  потребности ЕС после расширения, вероятно, возрастут. 

- Развитие эффективной  транспортной и пограничной инфраструктуры, что облегчит приграничные связи и минимизирует негативное воздействие границ на торговлю, культурные и личные контакты через границы.

- Укрепление приграничного  сотрудничества в вопросах юстиции  и внутренних дел для обеспечения  законности приграничной деятельности  в регионе, где существуют большие различия в уровне жизни.

- Поддержка приграничного  делового сотрудничества и инвестиций  с целью развития всего потенциала  экономики стран региона. 

- Поддержка программ  здравоохранения и социального  управления для решения проблем бедности, безработицы и здравоохранения, в том числе проблемы заразных заболеваний в странах-партнерах. Некоторые эти болезни могут иметь трансграничное воздействие, если их не решать.

- Улучшение доступа  к телекоммуникациям и информационным  технологиям, что может содействовать приграничному сотрудничеству, создать новые виды занятости и способствовать развитию новых видов экономической деятельности.

- Усиление развития  людских ресурсов путем создания  международных сетей между исследовательскими  институтами и обмена студентами и научными сотрудниками.

- Сохранение традиционного  уклада жизни малочисленных народов  Арктики в северных странах  и на северо-западе России.

- Решение проблем,  которые встанут перед Калининградом,  когда он станет российским  анклавом после расширения Союза.

       Северное измерение является общей инициативой Европейских Сообществ и стран-членов ЕС вместе со странами-партнерами. Исландия принимает активное участие в реализации Плана действий.

У Исландии сейчас функционирует 11 посольств за границей: в Бельгии, Дании, Германии, Франции, Норвегии, России, Швеции, Великобритании, США, Китае и Финляндии. Одиннадцать послов, аккредитованных в этих странах одновременно аккредитованы в других странах, имеющих дипломатические отношения с Исландией. Также есть четыре постоянных делегации в Брюсселе, Женеве, Нью-Йорке и Страсбурге.

Со дня своего основания  Исландия вела самостоятельную независимую  внешнюю политику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Не  смотря на небольшие  размеры и определённую удалённость, умело используя своё географическое положение, Исландия сохраняет и укрепляет политическое устройство страны, развивает экономику и социальную политику, активно играет на международной политической арене.

Исландия была заселена в 9-10 вв. и с тех пор её населяли преимущественно потомки первых поселенцев; позднейшая иммиграция на остров была ограничена. До середины 20 в. большинство населения обитало на изолированных фермах. В истории страны неоднократно происходили резкие сокращения числа жителей из-за эпидемий, извержений вулканов, землетрясений и голода. В 20 в. наблюдались постоянный прирост населения (на 1,5% в год) и миграция сельских жителей в города. В настоящее время 95% жителей обитают в городах и посёлках. В северной части страны поселения сосредоточены вдоль побережья и в долинах рек. 20% территории не заселено.

Исландия выбрала  республиканский путь развития. Но какой бы путь не выбрало государство  международная и общественная жизнь индустриальных и постиндустриальных стран требует: законности, принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную ветви властей, соблюдение прав и свобод граждан, неприкосновенности частной собственности и защиты государством экономической независимости всех и каждого. Неукоснительное соблюдение законности главный стимул развития Исландии.

Исландия обладает высшим законодательным органом - однопалатным парламентом. Избирается гражданами страны на 4 года. Решения парламента являются неукоснительными для соблюдения исполнительной ветвью власти, и считается изменой государству любые силовые действия по отношению к законодательной ветви власти. Альтинг Исландии может вынести вотум недоверия правительству. Президент Исландии выбирается на 4 года, им же назначается глава правительства.

В целом устоявшемуся укладу политической жизни Исландии характерна ответственность правительства перед парламентом. Политическая жизнь представлена широким аспектом и наличием многообразного количества партий и объединений что делает политический фон весьма разнообразным и дает право гражданам через своих представителей заявить о своих правах, интересах и проблемах требующих решения верховной властью. И как свидетельствует экономические данные, что чаяния широких слоев населения власть предержащая оправдывает, ведь без политических свобод и гарантий невозможна победа над коррупцией и последующий рост и развитие страны. Изменился и принцип административного устройства и функции подобного деления, если раньше это носило важность в сфере налогообложения, то сейчас подобные институты власти как местное управление обрастает социальными функциями больше, чем административными, как это наблюдалось ранее. Что говорит о гуманности власти и политики для народа, подчиненной его интересам и благосостоянию.

Неприкосновенность частной  собственности, широкий охват политическими партиями сторон жизни населения и его интересов, верховенство закона, независимость судебной власти от административного вмешательства и руководствуясь только законами собственной страны и международным правом - все эти факторы, а также наличие природных ресурсов в купе с единой экономической политикой верховных властей привели к небывалому экономическому росту и грамотной социальной политики распределения богатств нации нуждающимся социальным категориям лиц, подчеркивало человеческий гуманный характер власти, что также положительно сказывалось на экономических показателях. Ведь деньги, вложенные в собственный народ, гораздо эффективнее крутились в экономике чем, например, в военную сферу. В 2007 году ООН признала Исландию лучшей страной для жизни в мире.

Исландия  представляет собой наиболее яркий пример политического  и экономического развития. Страна стабильно входит в список  первых стран в рейтинге конкурентоспособности  экономик мира, составляемом Всемирным  экономическим форумом. Выдающимися результатами Исландия  опровергает распространенное мнение о том, что страны с высокими налогами и чрезвычайно развитой системой социального обеспечения (с высокой социальной нагрузкой на бюджет) не отвечают новым вызовам и не могут обладать конкурентоспособными экономиками.  Уникальными условиями страны являются исторические традиции, наличие в обществе политического компромисса по основным вопросам развития страны, высокий уровень социального сплочения и коллективизма, широкие права профсоюзов.

Анализ географической характеристики Исландии, её политического устройства и положения в системе международной политики показывает, что конкурентоспособность Исландии основывается на трех основных компонентах:

1. высокий уровень политической культуры, обусловленный наличием компромисса в обществе по основным вопросам развития, практически полное отсутствие коррупции и свободная пресса;

2. широкая и эффективная программа социальной защиты населения, которая направлена на стимулирование производительных сил общества и в силу своей общедоступности, не вызывает иждивенческих настроений;

3. значительное внимание инновационной деятельности, науке и образованию, позволят стране создать мощный инновационный базис, основанный на высоких технологиях и эффективном внедрении инноваций в реальный сектор.

Таким образом, широкая  и разветвленная система социальной защиты, включающая возможность пожизненного бесплатного обучения и широкое  финансирование научных исследований, способствует реализации любых инновационных идей и повышению конкурентоспособности экономики, укреплению политической системы и дальнейшему развитию социальной сферы.

Информация о работе Исландия: политико-географическое положение