Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 23:45, контрольная работа
Российская Федерация - многонациональное государство. В стране живут и работают множество народов и наций. Так как все мы живем в одном обществе, нам приходится сотрудничать, взаимодействовать. Но, как и в любом контакте, могут возникать проблемы в отношениях.
К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации.
Введение
1. Национальный Состав Населения Рф
1.1.Национальная Численность Населения Рф
1.2.Расселение Народов По Территории Рф
1.3 Языковые Семьи И Группы
2. Межнациональные Отношения В Рф
2.1. Зарождение Проблем В Межнациональных Отношениях
2.2.Националистические Движения В России. Скинхеды - Субкультура Националистического Толка. История Движения, Особенности Организации
2.3. Межнациональные Конфликты В Рф
Заключение
Библиографический Список
1. Национальный Состав Населения Рф
1.1.Национальная Численность Населения Рф
1.2.Расселение Народов По Территории Рф
1.3 Языковые Семьи И Группы
2. Межнациональные Отношения В Рф
2.1. Зарождение Проблем В Межнациональных Отношениях
2.2.Националистические Движения В России. Скинхеды - Субкультура Националистического Толка. История Движения, Особенности Организации
2.3. Межнациональные Конфликты В Рф
Заключение
Библиографический Список
ВВЕДЕНИЕ.
Российская Федерация - многонациональное государство. В стране живут и работают множество народов и наций. Так как все мы живем в одном обществе, нам приходится сотрудничать, взаимодействовать. Но, как и в любом контакте, могут возникать проблемы в отношениях.
К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов. Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики
С распадом Союза у России в области национальных отношений определилось много болевых, потенциально опасных зон:
. стремление к созданию этнических государств;
. политические амбиции национальных элит;
. этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов;
. территориальные претензии;
. отсутствие ясных приемлемых формул взаимодействия центра и регионов.
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РФ.
1.1 Национальная численность населения РФ.
К началу XX века территория Российской империи достигла 22,4 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 128,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3%.
В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 из них численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два этноса, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны.
Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 130 наций и народностей. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.
По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.
1.2 Расселение народов по территории РФ.
Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая - этносы, большая часть которых живет в России, а за ее пределами составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, якуты, буряты, калмыки и другие). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы в составе Российской Федерации.
Вторая группа - это те народы стран ближнего зарубежья (то есть республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, и другие).
И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве случаев живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и другие).
Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории РФ, остальные - представители второй и третьей групп - преимущественно в странах ближнего зарубежья или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.
Россия - многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.
В состав РФ на 1 января 2015 года входят 86 субъектов, из них 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов.
Общая площадь 29 национальных образований (республик, автономных округов, автономной области) составляет 53% территории страны. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек (среди них почти 12 млн русских).
Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля основной или «титульной» нации в ряде случаев сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в шести основные народы составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская Республика). В полиэтническом Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. В девяти республиках на народы «титульной» нации приходится менее одной трети населения (в том числе в Карелии и Калмыкии).
Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и других), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В итоге «титульные» народы в большинстве автономных округов и в единственной автономной области составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6 %, Чукотском - около 9%. Подробную национальную структуру населения автономий России можно проследить по данным таблицы 1.1 в приложении работы.
1.3 Языковые семьи и группы.
Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковые семьи:
- иранская группа, включающая таджиков, осетин, курдов.
- романская группа, в которую входят молдаване, цыгане, румыны.
- германская группа. К ней относят немцев, евреев.
- монгольская группа, состоящая из бурят, калмыков.
- тунгусо-маньчжурская группа. К данной группе относят - эвенов, эвенков, нанайцев, удэгейцев и других.
- палеоазиатская группа, состоящая из чукчей, коряков.
- самодийская группа, включающая ненцев, селькупов, нганасанов.
- юкагирская группа (юкагиры).
- картвельская группа · грузины.
- адыго-абхазская группа, включающая адыгейцев, абхазцев, черкесов, кабардинцев.
Кроме выше указанных семей, в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и другие).
2. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
2.1 Зарождение проблем в межнациональных отношениях.
В последнее время российская политическая элита и общественность были вынуждены обратить внимание на межнациональные и межрелигиозные конфликты, возникающие с опасной частотой практически на всей территории страны.
Десятилетия тоталитарного режима и политическая эйфория, охватившая российское общество после развала СССР, способствовали забвению многих исторических реалий. В годы советской власти говорилось много парадных слов о вечной дружбе и братстве народов, населяющих страну. Идеологи единственной правящей партии подчеркивали, что все народы равны, проблем в их взаимоотношениях нет и не может быть. Этот тезис укоренился в сознании большинства населения России, хотя государственная идеология очень часто выдавала желаемое за действительное. Но из памяти поколений невозможно вытравить историю предков. Из поколения в поколение еврейский народ хранит память об изгнании с родной земли и трагедии холокоста. Армянам никогда не забыть турецкий геноцид. В истории Российской империи и сталинской диктатуры тоже есть немало примеров репрессий по национальному признаку. Люди старшего возраста помнят времена, когда власть решала межнациональные проблемы с позиции силы, а не права. Еще не стерлись воспоминания о депортации целых народов - крымских татар, чеченцев, ингушей и т.д., когда целые нации объявлялись врагами народа. Эти трагедии не могли не повлиять на формирование общественного сознания представителей народов, подвергшихся гонениям.
Советский режим просто на время законсервировал болезнь национализма, и как только появились условия, «заморозка» отошла. Перестройка и неподготовленный переход от плановой экономики к рыночной принесли большинству населения в основном невзгоды и проблемы. В регионах начались первые народные волнения. Чтобы заглушить их, политики, получившие власть в России в начале 90-х годов, предложили самый популистский способ. Регионам, особенно тем, где компактно проживали представители национальных меньшинств и уже появились столкновения на национальной почве, было предложено «брать суверенитета сколько угодно».
Региональные элиты приветствовали этот дар: они получили возможность увеличить свою власть и благосостояние. Нувориши увидели реальную возможность обезопасить себя лично и свой капитал от возможных преследований со стороны федеральных правоохранительных органов. Большинство населения первоначально тоже восприняло такое предложение с восторгом, поверив лозунгам и посчитав, что жизнь станет лучше, так как теперь не нужно будет платить «дань» центру.
Но «полный суверенитет» не привел к повышению жизненного уровня большинства населения этих регионов. Для местных властей сложилась взрывоопасная обстановка. И в этот трудный для себя час местные элиты в ряде бывших автономных республик, чтобы обезопасить себя от справедливого народного недовольства, обратились к проблемам прошлого, подняв знамя национализма.
В отдельных регионах с этнически смешанным населением, власти стали «напоминать» представителям так называемых титульных национальностей, что все беды и несчастья в их жизни - результат «векового гнета» русских и несправедливости российских и советских властей по отношению к национальным окраинам. В подтверждение приводилась масса негативных фактов из истории Российской империи и СССР.
В итоге в этих регионах началось притеснение, а затем и изгнание «чужаков», которыми в первую очередь оказались русские, а потом и представители других национальностей. Они потеряли кров и работу, а заодно и возможность терпимого отношения к своим бывшим соседям, которые подвергли их насильственной депортации «в отместку за ошибки предков».
Последовавший кризис региональных экономик способствовал ликвидации целых отраслей, возникновению массовой безработицы, развалу социальной системы и резкому обнищанию большей части местного населения. И оно ринулось на заработки в центральные районы России, в те края, где уровень жизни был выше, а условия проживания цивилизованнее.
В первую волну мигрантов из отдаленных регионов попала наиболее высококультурная часть населения, которая смогла успешно адаптироваться к обычаям и культуре на новом месте жительства. Но следом за ними свою традиционную среду обитания покидали и другие: безработные, люди, не имеющие специального образования, представители беднейших и наименее защищенных слоев. Им оказалось гораздо труднее воспринять новую для них культуру, новые формы общественных взаимоотношений, новые порядки общежития и правила поведения. Именно эти люди привнесли в места нового проживания определенные проблемы, на которые местные власти вначале не обратили серьезного внимания. А негативные последствия оказались очень серьезными.