Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 15:06, контрольная работа
Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.
Вместе с тем стержневую основу международной политики составляет национальный государственный интерес.
Из философии вам известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что миром правит интерес.
Введение
1 Национальные интересы и национальные приоритеты ....………………….4
1.1 Виды национальных интересов. Пути их реализации. …………………….……….…………………………………………………..7
2 Национальная безопасность …………………………………………………10
2.1 Уровни национальной безопасности. Типы угроз национальной безопасности………………………………………………………………....…………..12
2.2 Заключение. Национальная идея и национальные интересы. ………….. 14
Библиографический список …………………………….……………………..17
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Национальные интересы и национальные приоритеты ....………………….4
1.1 Виды национальных интересов. Пути их
реализации. …………………….……….……………………………………………
2 Национальная безопасность …………………………………………………10
2.2 Заключение. Национальная идея и национальные интересы. ………….. 14
Библиографический список …………………………….……………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.
Вместе с тем стержневую основу международной политики составляет национальный государственный интерес.
Из философии вам известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что миром правит интерес.
Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Национальные интересы это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение "государственного интереса". Национальные интересы – понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определяется прежде всего внешнепoлитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов "реалистами" объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого "общественного интереса", т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.
Содержание национальных интересов в большей степени будет раскрыто в контексте внешнеполитических условий.
По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности.
Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д.
Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.
Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
"Государственные интересы" и
"интересы национальной
Исследуя национальную безопасность, необходимо иметь в виду, что устойчивость безопасности постоянно находится под воздействием дестабилизирующих факторов в виде угроз, которые возникают в различных сферах жизнедеятельности человека. Особо выделяются угрозы в сфере экономики, которые характеризуются как ключевые в системе национальной безопасности.
Принято считать, что сердцевину национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Но безопасность государства - это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный, экологический и иные внутренние и внешние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют важнейшие и неотъемлемые её компоненты.
В национальной безопасности различают три уровня: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. А для демократической страны безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.
Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества (в частности, с действиями со стороны государства).
Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.
Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах: интересы, угрозы, защита.
Её первооснову составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2.2 Национальная идея и национальные интересы. Обеспечение национальных интересов России
Политика России, а также все действия по обеспечению безопасности страны должны основываться на национальной идее (государственной идеологии) и вытекающей из нее системы национальных интересов. Две наиболее приоритетные идеи: величие России (государственная) и величие Нации (национальная, социальная). Эти идеи должны сплотить нацию на основе российской национальной доктрины.
Необходимо на государственном уровне заявить о восстановлении державности. Россия в силу уникального геополитического положения обязана занимать достойное место в сообществе XXI века. Геополитическая уникальность России в том, что она не Европа и не Азия. Россия - Евразия. Именно в силу своего геополитического положения, истории, особенностей духовного развития и многих иных факторов Россия выступает как уникальное явление развития всего человечества.
Державность базируется на государственных, общенациональных интересах, вытекающих из исторических, геополитических, экономических и культурных потребностей и способности отстоять, обеспечить их защиту.
Поскольку у России - Великой Державы есть свои государственные интересы, и они объективно могут противоречить интересам других государств, то возникает жизненная необходимость в их защите, в надежном обеспечении безопасности страны.
Естественное состояние Нации - гордость своей Родиной, ее прошлым, своими предками, своим наследием. Начался процесс восстановления национального самосознания. Нация должна восстановить свое достоинство, ясно увидеть исторические перспективы, ощутить уверенность в завтрашнем дне и собственных силах.
Одной из важнейших составляющих национальной безопасности является состояние духовности народа. Однако на сегодня физическое уничтожение нации сопровождается его растлением. С помощью средств массовой информации из сознания людей последовательно вытравляются такие качества, как патриотизм, честь, братство людей, бережное отношение к истории, старшему поколению. Вместо этого культивируются жестокость, насилие, половая распущенность, безнравственность, героизация преступников и предателей.
Возрождение национального духовного самосознания народа должно основываться на восстановлении исторической преемственности, прерванной в XX веке серией социальных разрушительных потрясений. На фоне событий в жизни страны первое место в духовном возрождении должно принадлежать воспитанию патриотизма в характере и поступках гражданина России, особенно призванного служить делу защиты Отечества.
В последние годы слово "патриот" из ряда весьма уважаемых было превращено в почти ругательное. Нередко некоторые политические деятели, российские и зарубежные средства массовой информации пропагандируют идею, что патриотизм - чувство почти зоологическое, характерное больше для кошки, чем для человека, что оно свойственно негодяям, а не нормальным людям. Особенно ругательным оно стало среди некоторых аристократических слоев общества, утверждающих, что патриотизм не достоин современного интеллигента. Эти идеи разрушительны для всякого государственного строя.
Патриотическая идея, чувство единой Родины - великой России, сплачивали общество, превращали многонациональное население в единый народ, создавали условия для национального согласия, что позволяло России выходить обновленной из тягчайших испытаний, навязанных ей войн, иноземного ига и различных смут
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской
2. «Об утверждении концепции государственной политики РФ в сфере содействия Международному развитию» [Электронный ресурс]: (Указ Президента РФ от 20.04.2014г №259) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
3.. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020года» [Электронный ресурс]: (Указ Президента РФ от 12.04.2009г,ред.от 1.07.2014г.)// СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
4. « О мерах по противодействию терроризма» [Электронный ресурс]: (Указ Президента РФ от 15.02.2006г. №116,в ред.от 27.06.2014г.) //ИПП «Гарант». Версия Проф.
5. Послание Президента РФ В.В Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013г-04.12.2014г.[ Электронный ресурс] : // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
6. «О противодействии терроризму»[Электронный ресурс]: ( Федеральный закон РФ от 6.03.2006г №35-ФЗ,ред.от 28.06.2014г.) // ИПП «Гарант».Версия Проф.
7. « О безопасности»[ Электронный ресурс]: ( Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ )// СПС «Консультан Плюс». Версия Проф.
8. Александров,Р.А Основные угрозы национальной безопасности России [Текст]- /Александров, Р.А//Вестник Московского университета МВД России -2007,-№3.-с.19-20
9.Алехин, Э.В Геополитика: учебное пособие
[Текст]-/Э.В.Алехин-Пенза:ПГУ,
10. Брудников, А.С Современное понимание сущности и содержания национальной безопасности [Текст]/ Брудников, А.С Труды Академии управления МВД России-2007.-№3.-с.8-11
11 Желтов, В.В. Геополитика: история и теория [Текст] : Учебное пособие / В.В. Желтов, М.В. Желтов. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 445 c..