Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:35, реферат
Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.
Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.
Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.
Таким образом, национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.
национальный безопасность планетарный целостность
1.2 Основные
составляющие национальной
Сложность проблемы обеспечения
указанных национальных интересов
обусловливает необходимость
Весь комплекс задач, с которыми сталкивается Россия как на международной арене, так и во внутренней жизни, создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В настоящее время, при
сохранении высокого уровня внутренних
угроз появилась тенденция
В практической работе основное
внимание уделяется следующим
- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- конституционной безопасности;
- экономической безопасности;
- оборонно-промышленной
- общественной безопасности,
борьбе с преступностью и
- пограничной безопасности;
- информационной безопасности;
- международной безопасности;
- экологической безопасности и охране здоровья населения.
В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения экономической безопасности выходит на первый план.
В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:
- способность нашей экономики
функционировать в режиме
- уровень жизни населения;
- устойчивость финансовой системы;
- структура внешней торговли;
- научный потенциал;
- сохранение единого
- криминализация экономики;
- инвестиции в производство;
- доля импорта в потреблении населения;
- объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.
Продолжается распад производственного
и научно-технического потенциала.
Нарушен процесс
Сохраняется опасность прогрессирующего экономического отставания.
Перед Россией в перспективе
может возникнуть реальная угроза потери
экономической независимости. Декларируемая
на всех уровнях забота о безопасности
не находит в последние годы должного
отражения в экономической
Глава II Национальная
безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.
Состояние отечественной
экономики, несовершенство системы
организации государственной
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости[14].
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в
экономике лежат в основе сепаратистских
устремлений ряда субъектов Российской
Федерации. Это ведет к усилению
политической нестабильности, ослаблению
единого экономического пространства
России и его важнейших составляющих
- производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и
организованной преступности возрастают
вследствие зачастую сопровождающегося
конфликтами изменения форм собственности,
обострения борьбы за власть на основе
групповых и
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы[15].
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого
социального кризиса являются резкое
сокращение рождаемости и средней
продолжительности жизни в
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
- стремление отдельных
государств и
- опасность ослабления
политического, экономического
- укрепление военно-
- возможность появления
в непосредственной близости
от российских границ
- распространение оружия
массового уничтожения и
- ослабление интеграционных
процессов в Содружестве
- возникновение и эскалация
конфликтов вблизи
- притязания на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический
отрыв ряда ведущих держав и наращивание
их возможностей по созданию вооружений
и военной техники нового поколения
создают предпосылки
Активизируется деятельность
на территории Российской Федерации
иностранных специальных служб
и используемых ими организаций.
Усилению негативных тенденций в
военной сфере способствуют затянувшийся
процесс реформирования военной
организации и оборонного промышленного
комплекса Российской Федерации, недостаточное
финансирование национальной обороны
и несовершенство нормативной правовой
базы. На современном этапе это
проявляется в критически низком
уровне оперативной и боевой подготовки
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов, в недопустимом снижении укомплектованности
войск (сил) современным вооружением,
военной и специальной
Угрозы национальной безопасности
и интересам Российской Федерации
в пограничной сфере
- экономической,
- активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.