Национальная безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.
Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Содержание

Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 61.63 Кб (Скачать файл)

На современной международной  арене Россия имеет все основания  оставаться одной из полноценных  великих держав, но для этого в  первую очередь необходимо, чтобы  стержнем ее политики были коренные национальные интересы. К ним в первую очередь относятся: обеспечение для страны благоприятных внешних условий; обеспечение политическими и военными средствами безопасности страны во всех сферах, включая суверенитет и территориальную целостность, укрепление периметра границ; защита прав, свобод, достоинства и благополучия граждан; формирование взаимовыгодных отношений со странами СНГ; закрепление за Россией достойной роли в мировом балансе сил. Необходимость проведения такой политики высказывает в своей работе и А.К. Шаваев, говоря о том, что «государство осуществляет свою деятельность главным образом в сфере всеобщих, общенациональных интересов и прежде всего занимается проблемами существования и развития общества как единой целостности. Одной из важнейших функций государства является именно защита интересов своих граждан, социальных групп, обеспечение их безопасного существования и жизнедеятельности. По существу, государство обеспечивает свою безопасность через обеспечение безопасности всех элементов (объектов безопасности) общества. И то государство, которое не способно этого добиться, обречено на гибель, исчезновение»[25].

Развитие нашего государства  в данном направлении подтверждается и действиями Президента РФ, который  в своем Послании Федеральному Собранию 2006 года (далее - Послание) обращал внимание на следующее: «Современной России нужна  армия, имеющая все возможности  адекватно реагировать на современные  же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные  одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Должны - при любых сценариях - гарантировать безопасность и территориальную целостность России. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны ответить на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе - с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет. И нужно прямо сказать: чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн такое давление на нас оказывать, под каким бы предлогом оно ни проводилось»[26]. В Послании 2007 года, опубликованном в «Российской газете» от 27.04.2007, Президент вновь заострил свое внимание на обязанности последовательного укрепления Вооруженных Сил. При этом необходимо соизмерять наши задачи с возможностями национальной экономики (так как решение вопросов военной безопасности требует системного подхода и жесткой увязки с экономическими возможностями страны), а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки.

В настоящее время наша страна старается проводить оптимальную  внешнюю политику, укрепляя стратегический и тактический военный потенциал. Современная российская внешняя  политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права и суверенитета государства. Россия всячески демонстрирует  свое стремление стать одной из главных  сил, стабилизирующих международную  обстановку. На сегодняшний день нашей  страной установлены взаимовыгодные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, европейскими странами, США. Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и  осознавая свои возможности, стремится  к равноправным отношениям со всеми  странами. Президентом взят курс, который  сочетает твердое отстаивание российских национальных интересов со стремлением  избежать конфронтации с другими  странами.

В Послании 2006 года Президент в том числе остановился на отношениях России с ближайшими соседями, со странами СНГ, и обратил внимание на то, что до сих пор идут споры вокруг самой целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества, но что работа над вопросами реформирования СНГ продолжается. Также Президент подчеркнул очевидность того факта, что Содружество помогло без особых потерь пройти период становления партнерских отношений между вновь образованными, молодыми государствами и сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно - на основе совпадающих интересов сторон - развивается союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. Сообща решаются различные проблемы, и многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью. Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии. Не обошел он данной темы и в Послании 2007 года, в связи с чем хотелось бы процитировать его высказывание: «Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане - и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ»[27]. Сегодня немаловажным представляются вопросы сохранения и укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности, развития и совершенствования демократических институтов, достижения политической стабильности, создания эффективной экономики и мирного сосуществования с государствами во всем мире.

В целом, несмотря на то, что  Концепция национальной безопасности является достаточно гибким и реально  действующим нормативным правовым актом, необходимо признать, что она  на сегодняшний день во многом отражает уже бывшую, а не нынешнюю политическую, экономическую, социальную и военную  реальность, и настало время внести ясность, на каком же этапе мы находимся  и каковы наши главные целевые  установки, так как со времени ее принятия произошли значительные изменения как в мире, так и в самой России. Изменились характер и направленность внутренних, внешних и трансграничных угроз, вследствие чего появились новые проблемы, связанные с обеспечением безопасности России и ее национальных интересов. Данные обстоятельства признаются и органами власти, и уже на протяжении нескольких лет ведется работа по подготовке корректив для принятия новой концепции национальной безопасности. Учитывая сегодняшнее направление работы нашего государства во внутренней и внешней сферах, мы можем надеяться на скорое принятие новой концепции, которая четко определит приоритеты и стратегические цели России в сфере обеспечения национальной безопасности на обозримую перспективу, определит сферы национальной безопасности между федеральными органами государственной власти, органами субъектов и органами местного самоуправления, обозначит функции судебной и правоохранительной системы в сфере обеспечения национальной безопасности. Принципиально важным моментом обеспечения безопасности общества является его правовая организация. Однако чтобы обезопасить национальные интересы от внешних и внутренних угроз, правовая система должна быть интенсивно действующей, гарантирующей обеспечение безопасности в любой сфере[28]. К сожалению, современная правовая жизнь Российского государства содержит в себе немало противоречий, стихийных и латентных элементов и других негативных сторон, зачастую замаскированных, потенциально вредных и опасных для общества[29]. Юриспруденция призвана более глубоко изучать происходящие в стране подобные процессы, делать необходимые обобщения и выводы, которые позволили бы давать практические рекомендации, направленные на стабилизацию общественных отношений, минимизацию негативной составляющей правовой жизни, стимулирование проводимых реформ, выявление и преодоление квазиправовых решений[30]. И мы полностью согласны с мнением Фомина А.А., который говорит: «Сегодня очевидна необходимость создания механизма обеспечения единства правового пространства России, который позволил бы оптимизировать взаимодействие системы федерального законодательства с региональными и муниципальными законодательными системами»[31]. Конечно же, все имеющиеся недостатки Концепции могут быть устранены путем внесения корректив указом Президента РФ, но этому должен предшествовать достаточно емкий процесс их создания.

Несмотря на происшедшие  в последние годы значительные изменения  в мировой геополитике, мир не становится более безопасным. В связи  с этим представляется действительно  необходимым проводить активную внешнюю политику, направленную на решение проблем международной  безопасности, и продолжить усилия по укреплению обороноспособности страны. Наше государство должно иметь все  необходимые силы и средства, в  том числе и для вооруженной  защиты своих интересов.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что наша страна вышла  к настоящему времени на иной качественный уровень позиционирования себя на международной  арене и укрепления своего суверенитета и территориальной целостности  в рамках национальной безопасности. В этой связи представляются справедливыми  и оптимистичными следующие слова, высказанные Евгением Примаковым: «Россия  в настоящее время представляет собой страну, которая не намерена идти в фарватере чьей бы то ни было политики, но одновременно направляет свои усилия на борьбу с международным  терроризмом, против расползания оружия массового поражения, не приемлет раздела  мира по цивилизационно-религиозному признаку, стремится задействовать свои уникальные возможности для ликвидации опаснейшего конфликта на Ближнем Востоке»[32]. Но несмотря на оптимистичные прогнозы и проводимую политику, направленную на улучшение позиций России на мировой арене, необходимо приложить немало сил государства и субъектов безопасности (общества), которыми являемся и мы, граждане своей страны, для создания эффективной системы обеспечения национальной безопасности и укрепления территориальной целостности нашего государства.

 
Заключение

В заключение рассматриваемой  темы следует сказать, что национальная безопасность как сложное явление  представляет собой систему взаимосвязанных  элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и  форм, позволяющих не допускать или  адекватно реагировать на возникающие  опасности и угрозы.

- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности  и охране здоровья населения.

Под угрозами национальной безопасности понимают потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим  и иным, в том числе, духовным и  интеллектуальным ценностям Нации  и Государства. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с  национальными интересами страны, в  том числе, и за пределами ее территории.

Видами национальной безопасности являются внешнеполитические угрозы безопасности страны, экономическая безопасность, безопасность внешнеэкономической  деятельности, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая  и демографическая безопасность. Доктрина национальной безопасности —  это исходная концептуальная модель постановки и решения единого  взаимосвязанного комплекса упорядоченных  задач и проблем, связанных с  обеспечением защищенности национальных интересов.

 
Список использованных источников и литературы

1.  Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Международная экономика и международные отношения. 2004. № 4. 38 - с.

2.  Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопр. экономики. - 2004. - № 12. 65 с.

3.  Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007. – 74 с.

4.  Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2008. – 125 с.

5.  Волков В.Я. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2000.- 198 с.

6.  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2008. – 364 с.

7.  Дмитриев Ю.А., Петров С.М., Идрисов Р.Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. № 11. – 75 с.

8.  Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2008. – 156 с.

9.  Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 2007. – 211 с.

10.  Концепция национальной безопасности РФ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

11.  Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения «организационной безопасности» России // Обозреватель - Observer. 2008. № 11. – 83 с.

12.  Ловцов Д.А. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель - Observer. 2009. № 2. – 142 с.

13.  Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения социально-экономической безопасности России // Обозреватель - Observer. 1999. № 5. – 115 с.

14.  Мехед Н.Г. Философия безопасности: безопасность как культурно-историч. феномен // Безопасность. 2002. № 3. – 119 с.

15.  Михайлов А.Е. Правовая жизнь современной России: Теневые стороны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти, 2003. – 153 с.

16.  Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. – 45 с.

17.  Проскурин С.А. Национальная безопасность страны. Сущность, структура, пути укрепления. М., 2001. – 43 с.

18.  Прокудин И.И. Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2003. № 9. – 73 с.

19.  Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // РГ. № 6(4269). 16.01.2007. – 37 с.

Информация о работе Национальная безопасность РФ