Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:00, контрольная работа
За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств привели к изменению целой международной системы, которая в течении предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США. Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое лицо.
Два месяца назад мир стал свидетелем войны в Ираке, в которой приняли участие вооруженные силы США и Великобритании. Бытуют многие мнения о политической целесообразности этой военной акции, к некоторым из которых присоединяется и автор данной работы. Но, эта военная акция имела две главные негативные стороны:
Военная акция союзной коалиции в Ираке уже привела к некоторым негативным эффектам, которые мы перечислим:
Все вышеперечисленные факторы представляют собой реальную угрозу дальнейшему эффективному существованию и развитию международного права. При схожем развитии ситуации в мире может сложиться крайне неприятная ситуация, при которой чрезмерные амбиции одной, пусть даже самой сильной страны, приведут к очередному расколу мира на два или более блока противостояния. В данной ситуации под угрозой находятся все надежды мирового сообщества на демократичность и бесполярность новой международной системы.
Исследователи международных отношений 1990-х годов встали на путь поиска новых концепций безопасности, что было связано с изменившимися условиями мировой политики после окончания Холодной войны и развала социалистического блока. Таким образом, были сформулированы три новые концепции безопасности, которые будут по отдельности рассмотрены в этом разделе нашей работы. Возможно, применение хороших сторон всех этих концепций, может помочь в совершенствовании международно-правовой системы безопасности современного периода.
Данная концепция делится на два основных направления, которые называются «гроцианской» и «кантианской» концепциями. Гроцианская концепция больше апеллирует к международным институтам и правовым нормам, в то время как «кантианская» настаивает на универсальности моральных норм и соблюдении прав личности как основном критерии безопасности. Различия между этими концепциями настолько велики, что их можно расценить как две независимые концепции.
Гроцианская концепция кооперативной безопасности
Данная концепция была разработана в конце 1980-х гг. учеными Брукингского университета США.
Согласно основателям концепции «кооперативная безопасность – это механизм сдерживания агрессии через создание встречных угроз и нанесение поражения тому, от кого она исходит», Приведем основные элементы содержания кооперативной безопасности, отстаиваемой сторонниками гроциановской модели:
По мнению сторонников гроцианской кооперативной безопасности совокупность мер, предлагаемых этой концепцией, может вылиться в подлинную систему международной безопасности, для чего необходимо усовершенствовать действующую систему безопасности, которая может привести мир к очередному разделению на блоки.
Кантианская концепция кооперативной безопасности
Кантианская концепция кооперативной безопасности, основные положения которого отражены Ричардом Коеном, отличается от гроцианской тем, что сторонники этой концепции придерживаются мнения о неэффективности ООН и убеждены в том, что в условиях изменившейся среды безопасности необходимо действовать не на основе действующих международно-правовых норм и принципов, а исходя из защиты гуманитарных ценностей и идеалов. Сторонники концепции обосновывают право стран - участников системы кооперативной безопасности на «гуманитарное вмешательство», т.е. на применение силы за пределами этой системы. Главным инструментом достижения безопасности приверженики кантианской модели считают НАТО.
Таким образом, кантианская концепция кооперативной безопасности представляет собой систему безопасности для определенного круга государств, объединяемых общей идеологией, которые ради сохранения своих общих интересов не должны останавливаться перед применением силы по отношению к странам, не являющимися членами этой системы.
Концепция человеческой безопасности, разработанная во второй половине 90-х годов прошедшего столетия, очень близка по своей сути кантианской концепции кооперативной безопасности. По мнению одного из основоположников этой концепции, министра иностранных дел Канады Ллойда Эскуорти, безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к снижению, особенно по причине растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение терроризма и наркотиков, а также деградация окружающей среды требуют разработку качественно новых стратегий в области безопасности.
Главной идеей концепции человеческой безопасности является опровержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государств. Л. Эскуорти предлагается шесть компонентов концепции:
Все эти моменты являются отличительными свойствами концепции человеческой безопасности, которая основывается на противопоставлении безопасности индивида и государства.
Теория демократического мира основана на предположении, что моногенные международные системы с однородными по своей идеологии, социально-экономическим условиям и уровню демократии участниками, менее склонны к конфронтациям, нежели гетерогенные. Эта теория в определенной степени близка социалистической концепции безопасности, согласно которой войны между социалистическими странами невозможны. Как и социалистическая концепция, теория демократического мира придерживается мнения о том, что, конфликты имеющие место в между демократическими государствами связаны с тем, что эти государства недостаточно демократичны.
Сторонники теории демократического мира, возникшей в США, придерживаются следующих принципов достижения желаемой системы международной безопасности:
Как видно эта теория основывается на концепции обеспечения международной безопасности посредством повсеместного насаждения определенной модели демократии. Слабой стороной этой концепции является то, что она не учитывает препятствия, обусловленные естественноисторическими и национальными условиями, с которыми может столкнуться процесс насаждения демократии в отдельных странах.
За последние 10 лет сформировалось несколько новых теоретических подходов к вопросу обеспечения международной безопасности. Многие положения описанных концепций спорны, но некоторые их моменты могут быть эффективно
использованы при преодолении проблем, с которыми сталкивается международное право на стыке тысячелетий.
Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос будущего всего человечества, без разделения его на какие-либо военно-политические блоки. Это находит свое отражение как в заявлениях высокопоставленных лиц международных организаций, так и в речах многих политиков, представляющих интересы отдельных государств.
Новые реалии в совокупности с преградами, стоящими на пути обеспечения международной безопасности, являются своеобразным экзаменом для устоявшейся международно-правовой системы, и от того, как современное международное право справится со своими новыми задачами, зависит, будет ли эта правовая система успешно применяться и пользоваться авторитетом в следующем наступившем тысячелетии.
1
Информация о работе Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения