Погода демографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – изучение естественного воспроизводства населения; сохранение направленности и объемов миграции населения.

Целью данной работы является - изучение общих вопросов демографической политики: понятие, сущность, социальные и социологические аспекты.

Задачи:

-выявить направление демографической политики в России, предусмотренный концепцией демографического развития России до 2025 года.

-определить перспективы дальнейшего развития демографической политики в России.

-определить меры демографической политики по сокращению смертности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Демография ремонт1.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)


ФГБО ОУ ВПО

«Московский государственный университет путей сообщения»

(МИИТ)

 

 

 

Гуманитарный институт

Кафедра: «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Демография»

на тему: «Демографическая политика - понятие, сущность, социальные и социологические аспекты»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ГГУ-312

Масьяне К.И.

Проверила:

старший преподаватель

Мурадова И.В.

 

 

 

Москва - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ââåäåíèå

Актуальность темы - оáñóæäåíèå âîïðîñîâ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè êàê ýëåìåíòà ñîöèàëüíîé ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâà èíòåðåñíî è àêòóàëüíî ïî íåñêîëüêèì ïðè÷èíàì. Âî-ïåðâûõ, ñëîæíîñòü äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â Ðîññèè î÷åâèäíà äëÿ áîëüøèíñòâà íàñåëåíèÿ ñòðàíû. Ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ïåðèîäè÷åñêè ïîäíèìàÿ ýòó òåìó, èíôîðìèðóþò ëþäåé, ïðèâîäÿ ñòðàøíûå öèôðû ñòàòèñòèêè. Ìû ÿâëÿåìñÿ íàáëþäàòåëÿìè «ñòàðåíèÿ íàöèè».
Âî-âòîðûõ, äåìîãðàôè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ÷åðåç äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó òåñíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíîé ïîëèòèêîé ãîñóäàðñòâà.
Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ è èíûõ ñîöèàëüíûõ èíñòèòóòîâ â ñôåðå ðåãóëèðîâàíèÿ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ïðèçâàííàÿ ñîõðàíèòü èëè èçìåíèòü òåíäåíöèè äèíàìèêè åãî ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû. Èíûìè ñëîâàìè, ýòî ïîëèòèêà, âîçäåéñòâóþùàÿ íà ïðîöåññû ðîæäàåìîñòè, áðà÷íîñòè, ðàçâîäèìîñòè,  ñìåðòíîñòè,  íà âîçðàñòíóþ ñòðóêòóðó íàñåëåíèÿ.
 øèðîêîì ñìûñëå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî ïîëèòèêà â îáëàñòè íàðîäîíàñåëåíèÿ.

Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ – население.

Предмет исследования –  изучение естественного воспроизводства населения; сохранение направленности и объемов миграции населения.

Целью данной работы является - изучение общих вопросов  демографической политики: понятие, сущность, социальные и социологические аспекты.

Задачи:

-выявить направление демографической политики в России, предусмотренный концепцией демографического развития России до 2025 года.

-определить перспективы дальнейшего развития демографической политики в России.

-определить меры демографической политики по сокращению смертности.

Глава 1. Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçðàáîòêè è ðåàëèçàöèè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè

1.1 Ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè

Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà - ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ è èíûõ ñîöèàëüíûõ èíñòèòóòîâ â ñôåðå ðåãóëèðîâàíèÿ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ïðèçâàííàÿ ñîõðàíèòü èëè èçìåíèòü òåíäåíöèè äèíàìèêè åãî ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû. Èíûìè ñëîâàìè, ýòî ïîëèòèêà, âîçäåéñòâóþùàÿ íà ïðîöåññû ðîæäàåìîñòè, ñìåðòíîñòè, áðà÷íîñòè, ðàçâîäèìîñòè, íà âîçðàñòíóþ ñòðóêòóðó íàñåëåíèÿ.  øèðîêîì ñìûñëå äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó èíîãäà îòîæäåñòâëÿþò ñ ïîëèòèêîé â îáëàñòè íàðîäîíàñåëåíèÿ, à â óçêîì ðàññìàòðèâàþò êàê îäíó èç åå ñîñòàâëÿþùèõ. Îíà òåñíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíîé è ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêîé, íî èìååò ñâîè îñîáåííîñòè.  êà÷åñòâå åå îáúåêòà ìîãóò âûñòóïàòü ñòðàíû, îòäåëüíûå ðàéîíû, à òàêæå îòäåëüíûå ãðóïïû íàñåëåíèÿ.

Èñòîðèÿ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè âîñõîäèò ê âðåìåíàì ãëóáîêîé äðåâíîñòè. Îíà íàøëà îòðàæåíèå âî ìíîãèõ ïðàâîâûõ è çàêîíîäàòåëüíûõ àêòàõ äðåâíîñòè, îñîáåííî â ñëó÷àÿõ ïåðåíàñåëåíèÿ ñòðàí èëè, íàïðîòèâ, áîëüøèõ ëþäñêèõ ïîòåðü.  ñðåäíèå âåêà, â óñëîâèÿõ ïîâûøåííîé ñìåðòíîñòè èç-çà âîéí è ýïèäåìèé, íåêîòîðûå äåìîãðàôè÷åñêèå ìåðû, áîëüøåé ÷àñòüþ ñòèõèéíûå, áûëè íàïðàâëåíû íà ñîõðàíåíèå âûñîêîãî óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè.  íîâîå âðåìÿ ïåðâîé ñòðàíîé, ãäå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà, ñòèìóëèðîâàâøàÿ ðîæäàåìîñòü, ïîëó÷èëà âïîëíå îò÷åòëèâîå îôîðìëåíèå, áûëà Ôðàíöèÿ. Çàòåì òàêóþ ïîëèòèêó ñòàëè ïðîâîäèòü íåêîòîðûå äðóãèå ñòðàíû Åâðîïû.  ïîñëåäóþùåì åå îò÷àñòè ñìåíèëà ïîëèòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñäåðæèâàíèå òåìïîâ ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ. Òàêàÿ æå ñìåíà ïðèîðèòåòîâ - â çàâèñèìîñòè îò ôàçû äåìîãðàôè÷åñêîãî ïåðåõîäà - õàðàêòåðíà è äëÿ íîâåéøåãî âðåìåíè.Íàèáîëüøåå ðàçâèòèå è ðàñïðîñòðàíåíèå äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà ïîëó÷èëà âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ â. Ìíîãèå ïîëèòèêè è ó÷åíûå óâèäåëè â íåé åäâà ëè íå ãëàâíîå ñðåäñòâî ñäåðæèâàíèÿ èëè óñêîðåíèÿ ðîñòà íàñåëåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè â ñòðàíå.

 

1.2 Öåëè è çàäà÷è, ìåòîäû ðåàëèçàöèè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè

Öåëè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àþòñÿ â ôîðìèðîâàíèè æåëàòåëüíîãî ðåæèìà âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ, ñîõðàíåíèè èëè èçìåíåíèè òåíäåíöèé â îáëàñòè äèíàìèêè ÷èñëåííîñòè è ñòðóêòóðû íàñåëåíèÿ, òåìïîâ èõ èçìåíåíèé, äèíàìèêè ðîæäàåìîñòè, ñìåðòíîñòè, ñåìåéíîãî ñîñòàâà, ðàññåëåíèÿ, âíóòðåííåé è âíåøíåé ìèãðàöèè, êà÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê íàñåëåíèÿ.

 ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàíàõ, åùå íàõîäÿùèõñÿ íà ñòàäèè äåìîãðàôè÷åñêîãî âçðûâà, îñíîâíàÿ öåëü äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â ñíèæåíèè óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà íàñåëåíèÿ. Ðîæäàåìîñòü óìåíüøàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ, êîíñóëüòèðîâàíèÿ ïî âîïðîñàì ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè, ïðîïàãàíäû ïðåèìóùåñòâ ìàëîäåòíîé ñåìüè, ïîïóëÿðèçàöèè è ðàñïðîñòðàíåíèÿ êîíòðàöåïòèâîâ, à òàêæå ñòèìóëèðîâàíèÿ ìàëîäåòíîñòè ïðè ïîìîùè ðàçíîãî ðîäà ýêîíîìè÷åñêèõ è àäìèíèñòðàòèâíûõ ìåð. Íåêîòîðûå ñòðàíû â êà÷åñòâå îäíîé èç òàêèõ ìåð íå òîëüêî äîïóñêàþò, íî è âñÿ÷åñêè ïðèâåòñòâóþò äîáðîâîëüíóþ ñòåðèëèçàöèþ ìóæ÷èí è æåíùèí.

Íàèáîëåå ÿðêèé ïðèìåð îñóùåñòâëåíèÿ äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè ÿâëÿþò ñîáîé ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû Àçèè. Òàì îíà îõâàòûâàåò ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî æèòåëåé.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî îòíîñèòñÿ ê ñòðàíàì ñ ñàìîé áîëüøîé ÷èñëåííîñòüþ íàñåëåíèÿ - Êèòàþ, Èíäèè, à òàêæå ê Èíäîíåçèè, Ïàêèñòàíó, Áàíãëàäåø, Ìàëàéçèè, Òàèëàíäó, Ôèëèïïèíàì. Îäíàêî â îñòàëüíûõ ÷àñòÿõ ðàçâèâàþùåãîñÿ ìèðà, â îñîáåííîñòè â ìóñóëüìàíñêèõ ñòðàíàõ, îíà ïîêà åùå ïîëó÷èëà íåçíà÷èòåëüíîå ðàñïðîñòðàíåíèå.

 áîëüøèíñòâå ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòûõ ñòðàí, âñòóïèâøèõ â ïîëîñó äåìîãðàôè÷åñêîãî êðèçèñà, îñóùåñòâëÿþò äåìîãðàôè÷åñêóþ ïîëèòèêó, ïðåñëåäóþùóþ öåëü ïîâûøåíèÿ êîýôôèöèåíòîâ ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî îòíîñèòñÿ ê ñòðàíàì Åâðîïû.

 Ðîññèè, êîãäà îíà áûëà â ñîñòàâå Ñîâåòñêîãî Ñîþçà, äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà ñâîäèëàñü â îñíîâíîì ê ïîîùðåíèþ ìíîãîäåòíîñòè è îñóùåñòâëåíèþ êîìïëåêñà ìåð, îáåñïå÷èâàâøèõ ìàòåðèàëüíîå è ìîðàëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ñåìüè.  êîíöå 80-õ ãîäîâ, êîãäà íà÷àëîñü ïàäåíèå ðîæäàåìîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðèðîñòà, ýòè ìåðû áûëè óñèëåíû è äîïîëíåíû ðÿäîì íîâûõ ìåð ïî çàùèòå ñåìåé ñ äåòüìè â ñâÿçè ñ òðóäíîñòÿìè ïåðåõîäà ê ðûíêó.  íîâîé, íåçàâèñèìîé, Ðîññèè ðàçðàçèëñÿ íàñòîÿùèé äåìîãðàôè÷åñêèé êðèçèñ è íà÷àëàñü äîâîëüíî áûñòðàÿ óáûëü íàñåëåíèÿ. Îäíîé èç ïðè÷èí è îäíîâðåìåííî îäíèì èç ñëåäñòâèé ýòîãî êðèçèñà ñòàëî óâåëè÷åíèå ÷èñëà àáîðòîâ, ïî îáùåìó êîëè÷åñòâó êîòîðûõ (3,5-4 ìëí. â ãîä â ïåðâîé ïîëîâèíå, 2,5 ìëí. âî âòîðîé ïîëîâèíå 90-õ ãîäîâ) Ðîññèÿ çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî â ìèðå. Ðîññèè íåîáõîäèìà ïîñëåäîâàòåëüíàÿ, ÷åòêàÿ è íàó÷íî îáîñíîâàííàÿ äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà, êîòîðàÿ ïîçâîëèëà áû åé õîòÿ áû âîçâðàòèòüñÿ ê ïðîñòîìó âîñïðîèçâîäñòâó íàñåëåíèÿ. Èìåííî òàêàÿ Êîíöåïöèÿ ïðîãðàììû äåéñòâèé ïî âûâîäó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èç äåìîãðàôè÷åñêîãî êðèçèñà áûëà ïîäãîòîâëåíà â êîíöå 90-õ ãîäîâ. Ýòà êîíöåïöèÿ ðàññ÷èòàíà íà ñðîê äî 2015 ã Â.Ï.Ìàêñàêîâñêèé ñòàòüÿ «Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà».

Îñíîâíûå çàäà÷è äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àþòñÿ â ñëåäóþùåì:

· ïîâûøåíèå èëè ïîíèæåíèå óðîâíÿ ðîæäàåìîñòè (â çàâèñèìîñòè îò äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå)

· ñíèæåíèå óðîâíÿ ñìåðòíîñòè

· óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè

· óêðåïëåíèå ñåìüè

· îïòèìèçàöèÿ ìèãðàöèîííûõ ïðîöåññîâ

Äåìîãðàôè÷åñêàÿ ïîëèòèêà îñíîâûâàåòñÿ íà êîìïëåêñå ðàçëè÷íûõ ìåð:

1. ýêîíîìè÷åñêèå:

· îïëà÷èâàåìûå îòïóñêà; ðàçëè÷íûå ïîñîáèÿ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà, ÷àñòî â çàâèñèìîñòè îò èõ êîëè÷åñòâà

· âîçðàñò è ñîñòîÿíèå ñåìüè îöåíèâàþòñÿ ïî ïðîãðåññèâíîé øêàëå

· ññóäû, êðåäèòû, íàëîãîâûå è æèëèùíûå ëüãîòû - äëÿ ïîâûøåíèÿ ðîæäàåìîñòè

· ïðåèìóùåñòâà äëÿ ìàëîäåòíûõ ñåìåé - äëÿ ïîíèæåíèÿ ðîæäàåìîñòè

2. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå:

· çàêîíîäàòåëüíûå àêòû, ðåãóëèðóþùèå âîçðàñò âñòóïëåíèÿ â áðàê, ðàçâîäèìîñòü, îòíîøåíèå ê àáîðòàì è êîíòðàöåïöèè, èìóùåñòâåííîå ïîëîæåíèå ìàòåðè è äåòåé ïðè ðàñïàäå áðàêà, ðåæèì òðóäà ðàáîòàþùèõ æåíùèí

3. âîñïèòàòåëüíûå, ïðîïàãàíäèñòñêèå:

· ôîðìèðîâàíèå îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ, íîðì è ñòàíäàðòîâ äåìîãðàôè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ

· îïðåäåëåíèå îòíîøåíèÿ ê ðåëèãèîçíûì íîðìàì, òðàäèöèÿì è îáû÷àÿì

· ïîëèòèêà ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè

· ïîëîâîå îáðàçîâàíèå ìîëîä¸æè

· ãëàñíîñòü ïî âîïðîñàì ïîëîâûõ îòíîøåíèé

Îñîáåííîñòü äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â âîçäåéñòâèè íà äèíàìèêó äåìîãðàôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íå ïðÿìî, à ÷åðåç ÷åëîâå÷åñêîå ïîâåäåíèå, ïðèíÿòèå ðåøåíèé â ñôåðå áðàêà, ñåìüè, ðîæäåíèÿ äåòåé, âûáîðà ïðîôåññèè, ñôåðû çàíÿòîñòè, ìåñòà æèòåëüñòâà. Öåëè è ñèñòåìû ìåð ïî ðåãóëèðîâàíèþ âîñïðîèçâîäñòâà íàñåëåíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ ãîñïîäñòâóþùèìè èäåîëîãè÷åñêèìè êîíöåïöèÿìè, òèïîì ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ, óðîâíåì ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ðåñóðñíûìè âîçìîæíîñòÿìè, êà÷åñòâîì æèçíè, êóëüòóðíûìè è ðåëèãèîçíûìè íîðìàìè è òðàäèöèÿìè.

Ìåðû äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè âîçäåéñòâóþò êàê íà ôîðìèðîâàíèå äåìîãðàôè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé, îáóñëîâëèâàþùèõ ñïåöèôèêó äåìîãðàôè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ, òàê è íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ èõ ðåàëèçàöèè.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Àíàëèç ðåàëèçàöèè äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè â ÐÔ

2.1 Îñíîâíûå òåíäåíöèè â ñôåðå äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè

Âòîðàÿ ïîëîâèíà ïåðâîãî äåñÿòèëåòèÿ ÕÕI âåêà îçíàìåíîâàëàñü çàìåòíûì óëó÷øåíèåì äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â Ðîññèè ïî îñíîâíûì äåìîãðàôè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì. Çà ïîñëåäíèå ãîäû ïðîèçîøëî óâåëè÷åíèå ðîæäàåìîñòè, ñíèæåíèå ñìåðòíîñòè âî âñåõ âîçðàñòàõ, ðîñò ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè.

Òåìïû ñîêðàùåíèÿ ðîæäàåìîñòè è óâåëè÷åíèÿ ñìåðòíîñòè çíà÷èòåëüíî ñíèçèëèñü, ñèòóàöèÿ, èçâåñòíàÿ êàê «ðóññêèé êðåñò», ïîñòåïåííî ìåíÿåòñÿ â ñòîðîíó óëó÷øåíèÿ, ÷òî ãîâîðèò îá óëó÷øåíèè è ñòàáèëèçàöèè îáùåé ýêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè â ñòðàíå, îá ýôôåêòèâíîñòè ïðîâîäèìîé äåìîãðàôè÷åñêîé ïîëèòèêè, î ïîñòåïåííîì óëó÷øåíèè óðîâíÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ.

Òåì íå ìåíåå, ÷èñëåííîñòü íàñåëåíèÿ Ðîññèè âñå åùå ïðîäîëæàåò ñíèæàòüñÿ, èìååò ìåñòî åñòåñòâåííàÿ óáûëü íàñåëåíèÿ, à ïðèðîñò ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò óâåëè÷èâàþùåãîñÿ ñ êàæäûì ãîäîì ïðèòîêà ìèãðàíòîâ. Áîëüøèíñòâî ñåìåé â íàøåé ñòðàíå èìåþò 2-õ äåòåé, è íàìå÷àåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ñîêðàùåíèþ ñðåäíåãî ÷èñëà äåòåé äî 1 â ñåìüå, ÷òî íå ìîæåò îáåñïå÷èòü åñòåñòâåííûé ïðèðîñò íàñåëåíèÿ, äîñòàòî÷íûé äëÿ ïðîñòîãî âîñïðîèçâîäñòâà.

 Ðîññèè ðåàëèçóþòñÿ ðàçëè÷íûå ñîöèàëüíûå ïðîãðàììû, íàïðàâëåííûå íà ïîääåðæêó íàñåëåíèÿ, íà óâåëè÷åíèå ðîæäàåìîñòè, ñîêðàùåíèå ñìåðòíîñòè è óëó÷øåíèå çäîðîâüÿ íàöèè, â òîì ÷èñëå: ïðîãðàììà «Îáåñïå÷åíèå æèëüåì ìîëîäûõ ñåìåé», ôåäåðàëüíûé çàêîí «Î ïîâûøåíèè ïåíñèé è äåòñêèõ ïîñîáèé», ôåäåðàëüíûé çàêîí «Î äîïîëíèòåëüíûõ ìåðàõ ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè ñåìåé, èìåþùèõ äåòåé» è ò.ä.

 

2.2 Àíàëèç îñíîâíûõ äåìîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé: (численность населения; рождаемость; смертность и продолжительность жизни)

Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции, и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность демографической политики. Демографические показатели характеризуют состояние и качественный состав населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, механический прирост населения, половозрастную структуру.

Òàáëèöà 1 - Îñíîâíûå äåìîãðàôè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ÐÔ

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения-всего, млн. человек; в том числе

145,0

144,2

143,5

142,8

142,2

142,0

141,9

городское

106,3

105,8

104,7

104,1

103,8

103,8

103,7

сельское

38,6

38,4

38,8

38,6

38,4

38,2

38,2

Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек:

моложе трудоспособного

26115,0

25014,0

24095,0

23317,0

22718,0

15470,0

15537,0

трудоспособном

89206,0

89896,0

90218,0

90328,0

90152,0

66733,0

66257,0

старше трудоспособного

29643,0

29258,0

29161,0

29109,0

29351,0

21570,0

21896,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:

все население

64,9

65,3

65,3

66,6

67,5

67,9

 

мужчины

58,6

58,9

58,9

60,4

61,4

61,8

 

женщины

71,8

72,3

72,4

73,2

73,9

74,2

 

На 1000 человек населения

Родившихся

10,2

10,4

10,2

10,4

11,3

12,1

 

Умерших - всего

16,4

16,0

16,1

15,2

14,6

14,6

 

в том числе детей в возрасте до 1 года

12,4

11,6

11,0

10,2

9,4

8,5

 

Естественный прирост, убыль населения

-6,2

-5,6

-5,9

-4,8

-3,3

-2,5

 

Число браков

7,6

6,8

7,5

7,8

8,9

8,3

 

Число разводов

5,5

4,4

4,2

4,5

4,8

5,0

 

Информация о работе Погода демографии