Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:25, доклад
В последние годы в отношениях Российской Федерации с государствами Латинской Америки произошли знаковые сдвиги. Эти изменения затронули политическую составляющую российско-латиноамериканских связей и ощутимо проявились в экономической области: торговый оборот в 2006–2008 гг. вырос с 7 млрд до 16 млрд долларов . Количественные накопления постепенно меняют качественные характеристики взаимодействия России с Латинской Америкой, поднимают его на более высокий уровень (в том числе – на уровень стратегического партнерства), и это позволяет говорить о наступлении нового этапа в наших отношениях.
Шагом вперед в международной информационной деятельности российского высокотехнологичного бизнеса явилось создание Аргентино-российского центра научного и технологического сотрудничества(СЕНТАР), в задачу которого входит продвижение отечественных достижений на рынок этой южноамериканской страны. Именно СЕНТАР стал в мае 2006 г. организатором первого семинара-выставки российских высокотехнологичных компаний в Буэнос-Айресе.
Интенсификация информационной работы компаний не только способствует их закреплению на новых перспективных рынках, но и помогает в решении стратегической задачи увеличения числа признанных в международной коммерции российских брендов. Именно брендинг– целенаправленная деятельность по созданию образа и репутации «фирменных» товаров и услуг – становится все более действенным орудием конкуренции на мировых рынках. Брендинг может сделать отечественные продукты престижными и легко узнаваемыми для латиноамериканских потребителей. Коммерческий успех обеспечивается не только качеством товара, но и активной рекламно-информационной деятельностью, эффективностью маркетинга, репутацией фирмы-производителя.
Прокладывая путь
в географически удаленный
Важнейшим каналом продвижения в страны Латинской Америки информации о коммерческих предложениях и инвестиционных проектах ведущих российских производителей товаров и услуг (включая высокотехнологичные и наукоемкие) остаются официальные государственные визиты в регион высших руководителей Российской Федерации. Стало традицией, что в визитах такого уровня принимают участие наиболее авторитетные и уже известные в зарубежном деловом мире представители российского бизнес-сообщества. Так было, например, во время визитов президента России В.В. Путина в 2004 г. в Мексику, Бразилию и Чили. Информационный повод – визит президента – служил основанием для многочисленных публикаций в российской и, что особенно важно, латиноамериканской прессе, разнообразных сюжетов для теле- и радиопередач. В частности, поездка В.В. Путина в Бразилию и подписанные там соглашения привлекли внимание СМИ не только этой страны, но и других латиноамериканских государств, например Аргентины. Такого рода материалы стимулируют интерес местных деловых кругов к контактам с российскими предприятиями.
Встречи на высшем
уровне стали мощным двигателем российско-латиноамериканских
отношений. Российско-бразильский
В ноябре 2008 г. в
Латинской Америке побывал
Выезды в латиноамериканский
регион первых лиц государства дополняются
регулярными поездками
Задача МИД
видится в том, чтобы не только
закрепить достигнутые
В феврале 2010 г. состоялась поездка С.В. Лаврова по ряду стран Карибского бассейна, Центральной Америки и в Мексику. Этот субрегион, где особенно сильно влияние США, в советские времена был полем противостояния (вплоть до вооруженного) двух сверхдержав. Времена изменились, но присутствие в этом районе мира отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам России – тем более что большинство карибских и центральноамериканских стран демонстрируют свою заинтересованность в сближении с Москвой.
Состоявшиеся в последние годы официальные визиты, политические консультации, личные контакты лидеров России и государств Латинской Америки послужили продвижению не только нового имиджа Российской Федерации как все более влиятельной и ответственной мировой державы, имеющей глобальные интересы и обладающей соответствующими материальными возможностями, но и конкретных интересов отечественного бизнес-сообщества.
«Катюша» в ритме танго
22 октября 2010 г. исполняется 125 лет российско-аргентинским дипломатическим отношениям. Поэтому визит Д.А. Медведева в Аргентину 14–15 апреля 2010 г. - первая в истории поездка высшего российского руководителя в эту страну - имел символическое значение, что и было отмечено в Совместном заявлении по итогам переговоров [16]. Но главным, разумеется, было «материальное наполнение» визита. Переговоры с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер и подписанные в Буэнос-Айресе документы зафиксировали широкий диапазон сложившихся двусторонних связей и определили наиболее перспективные направления сотрудничества на ближайшее будущее. Пакет соглашений, в частности, предусматривает [17]:
· взаимодействие
в области мирного
· достижение взаимопонимания между Федеральным космическим агентством («Роскосмос») и Национальной комиссией по космической деятельности (КОНАЕ) Аргентины по вопросу сотрудничества в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
· совместные действия ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» и правительства провинции Буэнос-Айрес по модернизации энергетического объекта «ГРЭС им. 9 июля»;
· сотрудничество в области железнодорожного транспорта: планируется участие ОАО «Российские железные дороги» в модернизации сети аргентинских железных дорог;
· участие ОАО
«Всероссийский научно-исследовательский
институт геологии зарубежных стран»
в геологических исследованиях
месторождений углеводов и
· намерение осуществлять сотрудничество в области лесного хозяйства;
· развитие взаимодействия в сфере культуры, образования и спорта.
Кроме того, был подписан меморандум о сотрудничестве между предпринимательскими организациями двух стран, а Д.А. Медведев принял участие в деловой встрече представителей ряда ведущих российских и аргентинских компаний и банков, где выступил с программной речью. «Мы, – подчеркнул президент, – вплотную подошли к практической реализации перспективных проектов в высокотехнологичных областях – таких как мирный атом, космос, энергетическая и транспортная инфраструктура. Здесь с нашей стороны присутствуют руководители крупных российских компаний – и государственных, и частных. Мы уже имеем успешные примеры сотрудничества в области энергетики. Сегодня четверть электроэнергии Аргентины вырабатывается на российских турбинах» [18].
В международных дипломатических кругах обратили внимание на слова Д.А. Медведева о том, что «Россия вернулась в Южную Америку», сделала это «достаточно энергично» и теперь активно развивает отношения с латиноамериканскими партнерами. «Это свидетельство того, – заявил президент, – что российская позиция по отношению к Латинской Америке изменилась. Мы считаем, что здесь живут наши друзья, близкие нам люди, мы хотели бы развивать с ними самое тесное сотрудничество» [19].
Россия предложила Аргентине свои технологии не только в энергетике, где уже имеется опыт сотрудничества, но и в таких сферах, как железнодорожный транспорт (в стране половина железных дорог практически разрушена), в исследовании Антарктиды, где необходимы российские ледоколы и вертолеты, в освоении космоса, в мирном использовании атомной энергии. Как отметил Д.А. Медведев, приход на рынок Аргентины компании «Росатом» повлечет за собой несколько миллиардов долларов инвестиций, которые должны быть вложены в создание соответствующих энергоблоков, а также в развитие инфраструктуры. Такого рода проекты создают так называемый мультипликационный эффект, то есть позволяют развивать смежные отрасти, создавать новые производства и рабочие места. Так что речь идет о возможной реализации масштабных бизнес-проектов в ключевых секторах экономики.
Финальный аккорд официальной программы визита Д.А. Медведева оказался неожиданно трогательным и теплым. К. Фернадес де Киршнер приготовила московскому гостю сюрприз: президентский оркестр исполнил русскую мелодию в аргентинской обработке – песню «Катюша» в ритме танго.
Россия – Венесуэла: загадочные отношения
«Россия – Венесуэла: загадочные отношения» - под таким заголовком мексиканская газета «Универсаль» поместила обстоятельную статью, посвященную взрывной (и для очень многих неожиданной) активизации российско-венесуэльского сотрудничества [20]. Это было в начале 2004 г. С тех пор отношения между двумя странами продолжают стремительно развиваться.
В чем их главная особенность, отличие от связей России с подавляющим большинством других латиноамериканских государств? Пожалуй, в том, что они развиваются на фоне глубоко идеологизированного «Боливарианского проекта» построения «в одной отдельно взятой стране» социализма XXI века, который реализует Уго Чавес. Отсюда – стремление венесуэльской стороны привнести в контекст сотрудничества с Москвой выраженный антиамериканский дискурс, что порой ставит российскую власть в сложное положение и на практике создает (хочет того Россия или нет) новую геополитическую ситуацию в бассейне Карибского моря.
Первый официальный визит У. Чавеса в РФ состоялся в мае 2001 г. Приветствуя венесуэльского лидера, В.В. Путин подчеркнул: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношений России с Латинской Америкой» [21]. Уже тогда начал складываться политический диалог двух стран и определились главные области российско-венесуэльского экономического взаимодействия: нефтегазовая промышленность, химия и нефтехимия, совместная разработка природных ресурсов, военно-техническое сотрудничество. На всех перечисленных направлениях за прошедшие годы стороны добились ощутимых результатов, что превратило Венесуэлу в привилегированного партнера России в латиноамериканском регионе.
Характерная черта российско-венесуэльского сотрудничества – участие в нем «грандов» отечественного бизнеса, крупнейших государственных и частных корпораций: «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза», ТНК-BP и ряда других. Российские нефтяные гиганты и венесуэльская государственная компания «Петролеос де Венесуэла» (ПДВСА) в начале 2010 г. подписали соглашение о создании совместного предприятия по освоению месторождения Хунин-6, расположенного в нефтеносном поясе реки Ориноко (его ресурсы оцениваются в 53 млрд баррелей). Освоение этого богатейшего месторождения займет 40 лет, а общий объем инвестиций составит 20 млрд долларов [22].