Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:01, доклад
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии. Подвергался репрессиям в 1930-50-е г.г.
2) господствующими в данной фазе
типом пассионариев
3) единым для данной фазы общественным императивом поведения;
4) степенью внутренней сложности
этноса, т.е. количества и направлений
изменения составляющих его
5) направлением изменения и
6) особыми, присущими только ей отличительными признаками.
существуют уровни пассионарности. И есть 2 квалификации – базовая и расширенная, по Л.Н. Гумилеву.
Базовая классификация.
1
- Пассионарность выше нормы («
2
- Пассионарность на уровне
3
- Пассионарность ниже нормы (
Классификация Л.Н. Гумилева.
1 - Высший — шестой уровень, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский.
2 - Несколько ниже лежит пятый уровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Петр I.
3 - То же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А.С. Грибоедов, С.Ю. Витте.
4 - Четвёртый уровень — переходный.
5 - Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л.Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д – третий уровень.
6
- Для выхода из фазы надлома
характерен второй уровень —
поиск удачи с риском для
жизни. Это искатель счастья,
ловец фортуны, колониальный
7 - Со снижением пассионарности на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни. Большинство современных западных и российских миллиардеров относятся к этому типу – первый уровень.
8 - Ещё ниже стоит обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза, но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.
При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они бывают двух уровней: −1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин происходит гибель этноса.
Л.Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не взаимосвязана со способностями личности, силой воли и т. д. Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно, как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:
· суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;
· этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;
· субэтнос;
· конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;
· консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.
Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого.
Этнические формы.
1)
Химера - этническая форма и продукт
контакта несовместимых (
2)
Ксения - сочетание, при котором
один этнос – «гость»,
3) Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.
4)
Этническая антисистема - системная
целостность людей с
Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют друг с другом и взаимно обогащаются. Он повышает жизненные возможности народов, делает могущественными страны.
Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого. «Гость» живет изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда «гость» начинает утрачивать свою изолированность, он чаще всего превращается в химеру.
Химера — соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплементарностью (несовместимостью ценностей), живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада этносов может длиться 150—200 и более лет.
Очень важное понятие в теории пассионарности Л.Н. Гумелева – «пассионарные толчки».
Пассионарный толчок — в пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Он наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.
Анализируя
различные предположения о
Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
· нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза;
· сочетание двух или более ландшафтов на территории;
· присутствие двух или более этносов на территории.
Типичный этногенез состоит из следующих стадий:
Срок | Название | Примечания |
0 лет (начало отсчёта) | Толчок (дрейф) | Как правило, не отражён в истории. |
0—150 лет | Инкубационный период | Рост пассионарности. Отражен только в мифах. |
150—450 лет | Подъем | Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. |
450—600 лет | Акматическая фаза (перегрев) | Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. |
600—750 лет | Надлом | Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. |
750—1000 лет | Инерционная фаза | Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. |
1000—1150 лет | Обскурация | Спад пассионарности
ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
Старость этноса. |
1150—1300 лет | Агония | Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад. |
1150 лет — неопределённо долго | Гомеостаз | Существование в равновесии со средой. |
Суть теории Гумилева сводится к следующему:
1)
основным действующим лицом
2)
универсальный критерий
3) системными связями в этносе служат ощущения “своего” и “чужого”, а не сознательные отношения; ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление “мы — они”;
4)
единство этноса
5) в зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (J) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии (P>J); гармоничные люди (P=J); субпассионарии (P<="" p="">
6)
статистически в этносе
7)
в зависимости от удельного
веса пассионарности этнос в
своем жизненном цикле (то