Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:09, контрольная работа
Основная идея концепции перестройки управления транспорта России в условиях рынка заключается в создании органического сочетания принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования всем транспортным процессом.
Это объясняется тем, что в соответствии с Указом Президента РФ «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации» от 24.12.1993 г. №228 транспортная сеть наземных, водных и воздушных путей сообщения, являясь наиболее фондоемкой частью транспорта и обеспечивающая пропускную способность транспортной сети, не подлежит приватизации и оставлена в государственной собственности. В то же время подвижной состав и перегрузочные средства, определяющие провозную способность транспортной системы, находятся в различных формах негосударственной собственности (индивидуальные владельцы, арендные, кооперативные акционерные и совместные предприятия, иностранные компании).
Финансово-экономическая инфраструктура транспорта
Одна из главных задач
органов системы
– осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами федеральной транспортной политики автономно от системы государственного управления транспортом;
– обеспечивать динамическую концентрацию внебюджетных средств для финансирования основных направлений развития транспортного предпринимательства;
– создавать одинаковые
финансово-экономические
В состав инвестиционно-финансовой
структуры транспортного
– инвестиционно-финансовая корпорация;
– межбанковский пул;
– транспортно-финансовые компании в отдельных регионах;
– специализированные страховые компании и фонды;
– инвестиционные и лизинговые компании;
– негосударственные пенсионные фонды.
Россия на мировом рынке транспортных услуг
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
-последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
-поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
-формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
-активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
-развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
-обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
-участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего, в странах СНГ и ЕврАзЭС;
-расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
-реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;
-развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;
-повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;
-участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Экспорт транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
-развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;
-увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;
-повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.
Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:
-активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности, установленных общепризнанными многосторонними соглашениями, в частности - под эгидой организаций ООН. Недопущение введения неоправданных региональных ограничений, создающих дискриминационные условия для международной транспортной деятельности;
-в период вступления России в ВТО - обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг (с учетом интересов потребителей,
-фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;
-создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;
-создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;
-создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международных рынках и обеспечивающим конкурентоспособность услуг отечественных операторов;
-разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;
-повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;
-проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;
-разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков.
Для повышения уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:
-участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;
-активная государственная поддержка транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов;
-содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;
-дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки транзитных грузов, обеспечения гарантий их сохранности, общего повышения качества сервиса;
-техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство России;
-стимулирование создания российских мультимодальных транзитных операторов;
-разработка экономических механизмов привлечения субъектов Российской Федерации и частных инвесторов к реализации проектов, направленных на использование транзитного потенциала;
-разработка при участии субъектов Российской Федерации проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры.
Гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности
Транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья, не нарушает интересов будущих поколений.
Реализация указанных принципов предполагает следующее:
-решения в области развития транспортной системы и регулирования транспортной деятельности оцениваются как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения безопасности и воздействия транспорта на окружающую среду, причем все указанные критерии являются равноценными;
-общество и государство должны стремиться к разумному сокращению транспортных потребностей, не нарушая при этом прав на свободу перемещения и торговли. Идеальным результатом является более медленный рост объемов транспортной деятельности по сравнению с ростом ВВП;
-приоритетность интересов общества в целом над интересами отдельных групп, в том числе - профессиональных;
-органы власти, юридические лица и граждане должны принимать оптимальные с точки зрения экологии решения в области развития транспортной системы. При принятии управленческих решений в сфере транспорта необходимо осуществлять оценку воздействия на окружающую среду, в том числе - стоимостную, и проводить экологическую экспертизу проектов в соответствии с нормами законодательства по охране окружающей среды;
-в рамках реализации принципа "загрязнитель платит" производитель транспортной услуги должен полностью оплачивать негативные экологические последствия, связанные с ее предоставлением - от потребления ресурсов до утилизации транспортных средств и отходов транспортной деятельности;
-в регулировании конкурентных отношений между различными видами транспорта, реализуется принцип поэтапного переключения грузо- и пассажиропотоков на экологически чистые виды транспорта;
-в налоговой политике в перспективе возможно перенесение акцента с обложения производства и реализации транспортных услуг на обложение потребления производителями транспортных услуг топливно-энергетических ресурсов;
-усилия по комплексному решению проблем транспортного планирования, повышения безопасности и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду концентрируются, прежде всего, применительно к крупнейшим городам, курортным зонам и территориям, прилегающим к международным транспортным коридорам для последующего распространения применения наиболее успешных решений в этой области.
В отношении экологичности транспортных систем указанный принцип полной мере будет осуществлен на втором этапе реализации стратегии на основе преодоления основных диспропорций в транспортной инфраструктуре и переходу к эксплуатации новых поколений транспортной техники. Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет. Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.
Действия по снижению количества и тяжести ДТП направлены на:
-формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности как проблемы общенационального характера, значительное расширение спектра воспитательных мер, направленных на повышение общей "дорожной культуры" граждан России;
-создание системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом международных требований и соглашений;
-совершенствование технического регулирования на автомобильном и городском общественном транспорте с целью обеспечения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;
-развитие и улучшение улично-дорожной сети, совершенствование организации дорожного движения;
-привитие детям в период дошкольного воспитания и обучения в начальной школе устойчивых навыков правильного поведения как участников дорожного движения;
-значительное повышение уровня требований к организациям, осуществляющим обучение вождению автомобиля;
-совершенствование системы предоставления гражданам права на управление транспортными средствами, а также обеспечение должного качества подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;
-обеспечение участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления;
-развитие систем своевременного обнаружения ДТП и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
-совершенствование структуры системы управления безопасностью движения на федеральном и региональном уровнях, улучшение координации деятельности органов исполнительной власти в сфере безопасности движения;
-техническое развитие железнодорожных переездов, сокращение числа пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне;
-совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области повышения БДД;
-приведение мер административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствие с общественной опасностью этих нарушений. Значительное ужесточение санкций, применяемых в случае серьезных нарушений правил дорожного движения;
-развитие и совершенствование механизмов страхования в целях гарантированного возмещения ущерба от ДТП и обеспечения систематической работы по их предупреждению.
Сохраняют актуальность также повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях. При решении этих задач должны учитываться рост числа субъектов транспортной деятельности, а также развитие рыночных отношений на транспорте и неизбежное в условиях экономического роста повышение интенсивности движения, а также соответствие подготовки и квалификации специалистов транспортного комплекса современным условиям. Основные направления работы по повышению безопасности на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, одним из которых является совершенствование системы непрерывного профессионального образования работников транспортного комплекса, в том числе путем создания и развития вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе транспортных ВУЗов, рассмотрены в соответствующих отраслевых разделах. Традиционная система требований безопасности транспортного процесса дополняется комплексом мер по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте. Комплекс антитеррористических мер на транспорте строится исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма и учитывает необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере. Действующая государственная система мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах транспорта, а также по созданию методов и средств защиты населения и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, а также на объектах транспортной инфраструктуры, должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на транспорте и международным обязательствам, принятым на себя Россией в этой области. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности транспорт призван выполнять мероприятия по защите населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий. Одновременно недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры. При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации, и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций, а также подготовку (создание, закупку и техническое обслуживание) комплексно используемых при чрезвычайных ситуациях всех видов наземных, водных и воздушных транспортных средств, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.