Теллурократия и талласократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Итак, целью контрольной работы является рассмотрение теории дуализма противопоставления “теллурократии” (сухопутного могущества) и “талассократии” (морского могущества).
В главе «Основной закон геополитики» рассматривается геополитика как мировоззрение, наука и дисциплина, выявляется главный закон геополитики - утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. В главе «Теллурократия и талассократия» подробно рассматривают данные понятия, выявляются их смысл, важность и сущность. Обобщая всю информацию, можно прийти в выводу, данному в заключении: «Без Суши и Моря нет геополитики», геополитика – обязательное выделение дуализма.

Содержание

Введение 3
Основной закон геополитики 4
Теллурократия и талласократия 6
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Липова Евгения Александровна (ГМУ), Геополитика, Теллурократия и талассократия.docx

— 39.45 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГМУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: ГЕОПОЛИТИКА

 

На тему: Теллурократия и талласократия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

7 семестр

Липова Евгения Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Муравленко, 2014

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Геополитика – это мировоззрение, и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, а с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т.д., т.е. системы интерпретаций общества и истории, выделяющие в качестве основного принципа какой-то один важнейший критерий и сводящие к нему все остальные бесчисленные аспекты человека и природы.

Геополитика утверждает, что существует глобальный дуализм цивилизаций. Одна из цивилизаций называется «цивилизация Суши». Вторая цивилизация – «цивилизация Моря». Цивилизация суши имеет своим классическим образцом Древний Рим, цивилизация моря – Древний Карфаген. Цивилизация Суши воплощается в Спарте, если брать греческие полисы. Цивилизация Моря – в Афинах. Спарта – внутриконтинентальный полис. Афины – морской порт. Смысл этого дуализма состоит в том, что, по замечанию геополитиков, различные типы цивилизаций могут быть разложены в чистом виде на эти две составляющие. В терминах геополитики,  цивилизация Суши и ее тип называется таким термином, как теллурократия (от латинского «tellus»,  «земля» или «суша»), а цивилизация Моря – талассократия, по-гречески «thalassa» означает «море», «кратос» – «власть».

Итак, целью контрольной работы является рассмотрение теории дуализма противопоставления “теллурократии” (сухопутного могущества) и “талассократии” (морского могущества).

В главе «Основной закон геополитики» рассматривается геополитика как мировоззрение, наука и дисциплина, выявляется главный закон геополитики - утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. В главе «Теллурократия и талассократия» подробно рассматривают данные понятия, выявляются их смысл, важность и сущность. Обобщая всю информацию, можно прийти в выводу, данному в заключении: «Без Суши и Моря нет геополитики», геополитика – обязательное выделение дуализма.

 

 

 

Основной закон геополитики

Геополитика – это мировоззрение власти, наука о власти и для власти. Только по мере приближения человека к социальной верхушке геополитика начинает обнаруживать для него свое значение, свой смысл и свою пользу, тогда как до этого она воспринимается как абстракция. Геополитика – дисциплина политических элит (как актуальных, так и альтернативных), и вся ее история убедительно доказывает, что ею занимались исключительно люди, активно участвующие в процессе управления странами и нациями, либо готовящиеся к этой роли (если речь шла об альтернативных, оппозиционных идеологических лагерях, отстраненных от власти в силу исторических условий).

Не претендуя на научную строгость, геополитика на своем уровне  сама определяет, что обладает для нее ценностью, а что нет. Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины привлекаются только тогда, когда они не противоречат основным принципам геополитического метода. Геополитика, в некотором роде, сама отбирает те науки и те направления в науке, которые представляются ей полезными, оставляя без внимания все остальное. В современном мире она представляет собой “краткий справочник властелина”, учебник власти, в котором дается резюме того, что следует учитывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений – таких, как заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и т.д.

Труды многочисленных представителей геополитических школ, несмотря на все их различия и зачастую противоречия, складываются в одну общую картину, которая и позволяет говорить о самом предмете как о чем-то законченном и определенном. Те или иные авторы и словари разнятся между собой в определении основного предмета изучения этой науки и главных методологических принципов. Такое расхождение проистекает из исторических обстоятельств, а также из-за теснейшей связи геополитики с мировой политикой, проблемами власти и доминирующими идеологиями. Синтетический характер этой дисциплины предполагает включение в нее многих дополнительных предметов – географии, истории, демографии, стратегии, этнографии, религиоведения, экологии, военного дела, истории идеологии, социологии, политологии и т.д. Так как все эти военные, естественные и гуманитарные науки сами по себе имеют множество школ и направлений, то говорить о какой-то строгости и однозначности в геополитике не приходится.

 

Теллурократия и талласократия

Цивилизация теллурократии представляет собой консервативную структуру, которая развивается достаточно медленно, базируется на сухопутной поверхности, имеет доминирующими ценности верности, чести, иерархии, постоянства, патернализма. Эта цивилизация героическая.

Цивилизации Моря более гибкие, более склонные к динамическому развитию и торговле.

Три пунических войны, которые разразились между Римом и Карфагеном, представляют собой архетипическую парадигму соотношений между двумя цивилизациями. Эти цивилизации противоположны во всем, и они, с точки зрения геополитики, находятся в состоянии потенциальной вражды. Рим создаёт свою армию, воспитывает ее, культивирует воинский дух. Римские воины – краса Рима. Карфаген не имеет своей армии, он её покупает. В Риме правят иерархия и традиция, в Карфагене правят деньги и кровавый культ Молоха - всё продается, всё покупается. Карфагенские культы Ваала и Молоха – темные, лунные, ночные, в них приносятся в жертву младенцы, кропятся идолы Молоха кровью.

Тем не менее, карфагенская цивилизация чрезвычайно способствует развитию торговли, искусств, новых гибких технологий, современных. Эту тему подробно раскрыл в своих работах немецкий философ Карл Шмитт, один из отцов-основателей геополитики, который написал классическую работу «Земля и Море», развив макиндеровскую дуальную парадигму до философского обобщения. Как различаются талассократия и теллурократия по Шмитту?

Цивилизация моря становится на сторону Моря и начинает осмыслять мир со стороны морских пространств. То, что видит человек Моря со своего корабля, это берег. То есть, сушу человек цивилизации Моря видит как берег со стороны моря. Подплывая к берегу, он воспринимает его как сушу.

Цивилизация Суши видит саму сушу просто через нее саму. Суша это естественная среда сухопутной цивилизации, теллурократии. Сама же суша, что естественно, является стратегической концептуальной средой. Не всякие державы, которые завоевывали огромные морские пространства и развивали свой флот, были талассократическими, - это очень важно, надо это постоянно подчеркивать. Но это одна из основ геополитики: что для того, чтобы цивилизация стала цивилизацией Моря, недостаточно иметь очень много морских колоний или развитый флот. Надо, как говорит Карл Шмитт, встать на сторону Моря, надо начать видеть мир «глазами Моря».

Море отличается от суши рядом параметров; в первую очередь, большей степенью отчуждения. Человек, который находится на море, пребывает в чуждой ему среде. Животные, которые живут в море, не подлежат приручению, в то время, как животные, которые находятся на суше, становятся домашними.

Море благоприятствует созданию замкнутых мужских коллективов, которые надолго оказываются в собственной среде, где существует внутренняя конкуренция. Классическая фигура моря – это пират. Море – это постоянно изменяющиеся пейзажи, изменчивость, текучесть, отсюда возникновение понятия ликвидности как основного, - ликвидность финансов связана с понятием влажности, текучести. Поэтому морские цивилизации, как правило, имеют торговый характер. Первые купцы – это одновременно грабители и пираты.

Цивилизация Суши, наоборот, порождает константные, консервативные системы с четко развитой иерархией, с врастанием в природную среду, с неподвижными пейзажами, которые не меняются от века в век, и поэтому психология цивилизации Суши такая устойчивая и, подчас, неповоротливая. Здесь довольно медленно происходит научный прогресс. В основном сохраняется наследие предшествующих культур.

Цивилизация Суши – это цивилизация константы, постоянства, традиции, а цивилизация Моря - это цивилизация прогресса, динамического развития, кинетических изменений. Пользуясь формулой социолога Вернера Зомбарта, который написал книгу «Handler und Heiden » («герои и торговцы»), можно сказать, что цивилизация Суши является цивилизацией героев (но не в том смысле, что герой – это хороший человек, а в том смысле, что в основе героического стиля лежат принципы жертвенности, силы, мощи, активного подвига, верность иерархии, стиля, где материальные признаки подавляются); а цивилизация Моря – торговцев (у них тоже есть и плюсы и минусы – расчетливость, изобретальность, увертливость, склонность к техническим изобретениям, забота о комфорте, развитие духа предпринимательства, индивидуализма и т.д.).

Для символизации геополитического дуализма Шмитт приводит два библейских образа: цивилизация Суши, как правило, описывается образом земного чудовища - Бегемота, а цивилизация Моря образом Левиафана. В Италии выходит журнал геополитический с названием «Бегемот», где речь идет о цивилизации Суши. Есть книга «Левиафан» у Томаса Гоббса, которая является классикой воспевания суверенного государства. Левиафан и Бегемот, сухопутное и морское чудовище - между ними идет вечная война, как между Спартой и Афинами, между Римом и Карфагеном, между Сушей и Морем. Можно сказать, что это война ведется за высшие метафизические смыслы, потому что теллурократия и талассократия – это разные и почти обратные друг другу ценностные системы, что, естественно, порождает конфликт. Конечно, причиной любых конфликтов обычно является стремление отобрать друг у друга провинции, земли, ресурсы, но такие конфликты исторически всегда локальны. Геополитический подход заключается в том, что в глобальном или локальном конфликте выделяет всегда эти две силы, Суши и Моря (Бегемота и Левиафана), и только потом переносит  рассмотрение в практическую плоскость, например, битва за ресурсы, битва за земли, богатства, контроль над пространством. При этом всегда важнее всего найти, как с локальным конфликтом связаны два глобальных полюса. В этом заключается геополитика.

Заключение

Основным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении “теллурократии” (сухопутного могущества) и “талассократии” (морского могущества). Характер такого противостояния сводится к противопоставлению торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и цивилизации военно-авторитарной (Рим, Спарта). В иных терминах, дуализм между “демократией” и “идеократией”.

“Теллурократия”, “сухопутное могущество” связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и  характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей – рода, племена, народы, государства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность.

“Талассократия”, “морское могущество” представляет собой тип цивилизации, основанной на противоположных установках. Этот тип динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты – кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвижная часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвижными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки.

Без Суши и Моря нет геополитики. Если в геополитическом анализе отсутствует отсылка к дуализму цивилизаций, это не является геополитическим анализом. Это принципиальный момент. Другой геополитики нет. Геополитика - это обязательное выделение дуализма. Если к этому дуализму нет отсылки, это не геополитическое исследование. Более того, когда мы используем термин «геополитика», например, «геополитическая ситуация Кавказа», «геополитическая ситуация современной России», «геополитическая ситуация современной Турции», Ирана или Америки, Латинской Америки или Африки, - как только мы использовали термин «геополитика», мы должны сразу пояснить, в чём конкретно в данном случае выражается этот дуализм, как  проявляют себя интересы Суши или Моря. Геополитической ситуация становится тогда, когда мы соотнесем её с этой парадигмой. Если мы не относим её к этому дуализму, если мы просто так написали это слово, лучше зачеркнуть и использовать другое, более подходящее, потому что геополитическим является только то, что возводит то или иное явление, процесс, состояние, баланс сил к базовому дуализму – противостоянию Суши и Моря.

 

Список литературы

  1. Дугин А.Г. Основы геополитики.-М.: Арктогея, 2003.
  2. Дугин А.Г. Ренессанс диктатуры? // Литературная газета, 2006.
  3. Изотов В.В. Международные отношения в условиях кризиса глобального геополитического пространства: основные тенденции и факторы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2008. – № 5. – С. 89–95.
  4. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

Информация о работе Теллурократия и талласократия