Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

Геополитика объясняет как внешнюю, так и внутреннюю политику государств с точки зрения географических и социальных факторов: характера границ, обеспеченности ископаемыми и другими природными ресурсами, островного или сухопутного расположения, климата, рельефа местности, распределения трудовых ресурсов на пространстве государства, доступностью хозяйственного использования природных ресурсов, наличием их в пограничных государствах и т.п.

Содержание

1. Предмет геополитики.
2. Парадигмы и методы геополитики.
3. Геополитические модели мирового устройства.
4. Категории пространства в геополитике.
5. Категории геополитического положения государства и его места в мире.
6. Категории геополитических изменений в геополитике: геополитические эпохи.
7. Категории геополитических изменений в геополитике: геополитические циклы.
8. Геополитическая концепция Ф. Ратцеля.
9. Теория силы государства Р. Челлена.
10. Концепция «морской силы» государства А. Мэхэна.
11. Теория «географической оси истории» X. Маккиндера.
12. Панрегиональная модель мироустройства К. Хаусхофера.
60. Взаимоотношения России и стран Азии: основные направления сотрудничества, проблемы и противоречия.
Список использованной литературы и источников.

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет геополитики.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, экономические интересы не только разъединяют, но — в случае их совпадения — и соединяют, максимизируют общую пользу, вынуждают идти на переговоры, уступки, более-менее широкое сотрудничество на двусторонней основе и в рамках международных организаций. Происходит также и частичное взаимопроникновение экономик различных зон, в т.ч. в результате встречных потоков инвестиций. Именно поэтому нельзя говорить об автаркии экономических зон и объединений по интересам, их нацеленности исключительно на конкуренцию и борьбу друг с другом.

Особый случай — создание многочисленных межрегиональных и  межзональных объединений.

В формировании многополярности участвуют и  другие геополитические факторы. Каждая глобальная экономическая зона (за исключением АСЕАН) составляет также  этноцивилизационную либо культурную общность. Такая общность, среди  прочего означает сопоставимость правовых условий и методов организации экономической деятельности в странах-партнерах, в то же время она является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономические рамки (ЕС). Наоборот, тогда, когда общий экономический интерес сводит "под одну крышу" представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное экономическое взаимодействие нередко оказывается затрудненным.

Культурная  диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация  описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в  связи с развитием современных  транспортных средств и экономических  связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей. Распространение на весь мир западных (прежде всего — американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

31.  Политическая глобализация.

Геополитическая картина современного мира многослойна и полицентрична. Над экономическим (точнее, экономико-географическим) многополюсным базисом  высится многоэтажная и столь же многополюсная надстройка, где каждый полюс представляет собой сосредоточение не только экономико-географической, но совокупной геополитической (с учетом "надстроечных" факторов силы) мощи. Лишь все это "мироздание" в целом и образует сложную систему многополярности с присущими ей тенденциями к одновременному соперничеству и сотрудничеству участников современной геополитической игры, к постоянному изменению ситуации внутри полюсов концентрации геополитической мощи и в отношениях между ними.

1. Внутри большинства полюсов четко выделяются "центры притяжения" (Япония, США, Китай, Германия), но между самими полюсами нет четких конфронтационных разграничительных полос.

2. Двойственный характер отношений между мировыми участниками геополитических игр не оставляет надежд на то, что с прекращением холодной войны и уходом от прежней биполярной модели международных отношений была ликвидирована всякая основа для конфронтации.

3. «Многоярусность"  геополитического мироустройства, необходимость рационального и  комплексного подхода к оценке  геополитической мощи той или  иной страны или группировки  государств способны привести  к переоценке собственных сил  и недооценке другой стороны при возникновении конфликтных ситуаций, что чревато труднопрогнозируемыми поворотами международных отношений.

4. Наличие в  системе отношений центров силы  основ для углубления и сотрудничества, и соперничества делает возможным  сближения до известных пределов двух и более геополюсов.

5. Образование сложной многополярной структуры международных отношений; существование многих равноценных осей геополитического соперничества вместо прежних двух-трех; резкое ослабление России-хартленда и прекращение ее односторонне-конфронтационных отношений с внешним миром; расширение спектра геополитических критериев, влияющих на мировую политику, на фоне относительного снижения веса чисто географических параметров — все это ныне ставит под вопрос справедливость геополитических моделей мироустройства, основанных на противостоянии хартлэнда всему миру

32.  Негосударственные  участники современных международных  отношений.

В системе международных  отношений возрастает роль негосударственных акторов, появлении новых международных институтов.

Вступив в постиндустриальную фазу и развернув масштабную научно-техническую ("информационную") революцию, западный Центр во главе с единственной оставшейся после распада Второго  мира страной-гегемоном США обрел  иные, менее прямые и гораздо более эффективные средства воздействия на окружающую индустриальную и полуиндустриальную Периферию. Проявившись не столько в самом производстве (во всяком случае, в меньшей степени, чем ожидалось), электронные технологии вместе с тем преобразовали те сферы (системы управления, менеджмента, финансов, коммуникаций, образования), которые обеспечивают Западу ключевые позиции в мировом хозяйстве. С помощью транснациональных корпораций, а также разветвленной сети международных организаций (МВФ, МБРР, ВТО, G-7, Парижский и Лондонский клубы и др.). Запад успешно "вскрывает" окружающие "мир-экономики", ориентируя их в нужном для себя направлении.

Глобализация вывела на международную арену целую группу новых действующих лиц (международные финансовые институты, экологические и правозащитные организации, религиозные движения, террористические группы, преступные объединения, исследовательские и внедренческие центры и многие другие), весьма отличающихся по своим интересам и целям.

Многие из важнейших  участников мирового сообщества - это негосударственные акторы, которые интенсифицируют и усложняют конфликты государств, но при этом еще не представлены в ООН. Крупные экономические организации, транснациональные банки и промышленные корпорации, не признающие суверенитета, действующие одновременно во многих странах и приобретающие огромную экономическую власть в некоторых из них, официально не располагаются в какой-либо из этих стран и поэтому могут избегать юрисдикции и соответственно налогообложения со стороны какого бы то ни было конкретного правительства. Крупные политические движения, такие как исламские фундаменталисты, террористские группы или сецессионистские движения внутри отдельных стран, становятся важными участниками мировой политики и временами вовлечены в крупные конфликты между государствами. Но они не представлены в всемирных организациях и, более того, игнорируют их.

  1. Основные черты и типология международных межправительственных организаций.

 

Международная межправительственная организация — это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов. Межправительственные организации являются субъектами международного права, и следовательно, статус и деятельность их регламентируются основными принципами и нормами международного публичного права. Порядок создания организаций также регламентируется международным публичным правом.

В конце XX в. в мире насчитывалось более 1 тыс. межправительственных организаций. Ведущие державы на регулярной основе участвуют в работе более 100 организаций. В течение сравнительно короткого периода после окончания второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, ГАТТ, МВФ, Всемирный банк, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт, заложены основы Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По компетенции  и составу эти организации подразделяются на следующие:

♦ межгосударственные международные организации общей компетенции — объединение государств, деятельность которых затрагивает все сферы отношений между ними — политическую, экономическую, культурную и т. д. (например. Организация Объединенных Наций);

♦ международные межправительственные организации специальной компетенции — объединение государств, деятельность которых затрагивает одну из специальных областей межгосударственных отношений, например военно-политические организации (НАТО), экономические организации (МВФ), организация ООН по вопросам культуры и образования (ЮНЕСКО);

♦ открытые международные межправительственные организации — объединения государств, куда принимают любое государство, отвечающее требованиям членства в них (например. Всемирная организация здравоохранения и большинство других международных организаций);

♦ закрытые международные межправительственные организации — объединения государств с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО);

♦ универсальные международные организации, предусматривающие возможность членства в них для всех государств независимо от их региональной принадлежности (первой универсальной организацией в истории человечества была Лига Наций, сегодня такой организацией является ООН, а также специализированные организации и институты, входящие в систему ООН);

♦ региональные международные межправительственные организации — объединение государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств).

  1. Общие характеристики и типы международных неправительственных организаций.

 

Международные организации являются объединениями суверенных государств. Неправительственные международные организации - объединения партий, религиозные, женские, молодежные и др.

Согласно Резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) — это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. МНПО является любая неправительственная организация, учрежденная не на основе межправительственного договора и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являются по своей природе частными организациями, они объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО.

Во-первых, организация  должна иметь некоммерческий характер. В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти. Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.

35.  Геостратегия США  в современном мире.

Большинство политических лидеров США провозглашали и провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы, вершителя судеб мира, в котором народы признают разделяемую всеми ответственность. По мнению бывшего президента США Буша, главная ответственность лежит на Америке, создающей “новый мировой порядок”. Он полагал, что в быстро меняющемся мире лидерство Америки «незаменимо».

Нынешние Соединенные  Штаты откровенно претендуют на роль новой сверхдержавы Евразии. Для Америки Европа по-прежнему остается приоритетной в геополитическом раскладе сил. Она для янки — главный геополитический плацдарм в Евразии. Имеющийся в Европе мощный военно-политический инструмент США — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой “старушке Европе”, а также и в Евразии. Любое расширение европейского политического и военного влияния приводит к росту влияния США.

Американцы  активнейшим образом включились в антиюгославские игры, поскольку их возможности оказывать влияние и давление на Евразийском континенте зависят от тесных трансатлантических связей. Укрепление этих связей идет и будет идти путем роста числа стран НАТО, что отвечает интересам политики Вашингтона.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"