Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:58, шпаргалка
1.Понятие, источники и предмет геополитики.
До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и дугих факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства. В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств
В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро.
В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества
Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро.
Девять государств континента (Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого начала стали участниками антигитлеровской коалиции и подписали Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г. Позже к ним присоединились еще десять государств Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай). После окончания войны активные экономические отношения начали складываться между СССР, с одной стороны, и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили — с другой. А Уругвай стал первой страной, с которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946).
Сегодня свободные страны континента имеют трудности в экономическом развитии. Они ищут пути интеграции в мировую экономику:
• внутренние причины — застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкурентоспособность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др.;
• важнейшая внешняя причина — глобализация мировой экономики как один из ключевых мирохозяйственных процессов современности.
Резкое увеличение импорта осложнило положение национальных производителей, вызвало волну банкротств, рост безработицы и социальных конфликтов. Начался процесс деиндустриализации и структурной перестройки экономики, т.е. продолжение политики превращения стран Латинской Америки в сырьевой придаток США, Канады, Европы. Под воздействием мирового рынка регион все больше ориентируется на добычу и первичную переработку минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. Металлообработка, машиностроение, электротехника и другие сферы передового промышленного производства в большинстве стран переходят от замкнутого производственного цикла к монтажу и сборке продукции из импортных деталей и узлов.
43. Азия и Африка в мировой Геополитике.
Важной составной частью мирового сообщества является Африка. Перед этим «просыпающимся континентом» стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например, колониализм, работорговля и т.д., Другие зародились или обострились недавно, ох|атывают сравнительно небольшой период, например, с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, меняются социально-экономические, политические, духовные сферы жизни этого континента. Многие народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане большинства из них по-прежнему не коснулись реальные позитивные перемены.
Среди большинства африканских стран не нашла поддержки Концепция вестернизации, т. е. ориентации их на социальные институты, эталоны права. Запада, а частности США. В то же время не получила развития и идея геополитического тяготения Африки (острова) к Евразии, в частности к Советскому Союзу.
За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты.
Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном авторитарные режимы (они господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся экономическая отсталость, слабая социально-классовая дифференциация общества, наследие колониальной системы (диктаторы — вожди племен, народностей — ставленники колониальной администрации), отсутствие элементов гражданского общества и правового государства, низкая политическая культура населения, межэтнические противоречия, архаичная инфраструктура: плохие дороги, связь и др.
Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых, систем — капитализма и социализма — в борьбе за сферы влияния на континенте. после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов.
Геополитическое положение Африки, ее позиция в системе международных отношений во многом зависят от коренного изменения международного экономического порядка в пользу формирования лучших (льготных) условий для этого континента. Пока же этот порядок объективно направлен против интересов народов Африки. Противостоять неоколонизации они могут только на базе объединения всех сфер общественной жизни -экономической, социальной, политической, духовной - большинства стран континента. Но реализовать эту задачу в конце XX - начале XXI вв. представляется нереальным в силу ряда причин .
Итак, в геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс этот сложен, динамичен и противоречив.
Китайская Народная Республика — одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине 21 в. в высокоразвитую державу. В 1997 по договору с Великобританией, заключённому в 1989, осуществлена передача Сянгана (Гонконга) Китаю, который получил статус специального административного района. Осн. внешнеторговые партнёры: Япония, США, Германия, Россия.
Япония – государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Япония — конституционная монархия.
По общему объёму промышленного производства Япония занимает одно из первых мест в мире. На мировом рынке Япония — поставщик продукции сложных наукоёмких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Осн. внешнеторговые партнёры: США и страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Японии относится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Она является потенциальным мировым лидером, у которого, однако, превалируют параметры социально-экономических атрибутов. Это служит и сильным и, одновременно, слабым местом в положении этой страны, поскольку параметры других атрибутов пока сильно уступают экономическим возможностям страны, к тому же, находящейся в политической и военной зависимости от США.
У Токио нет собственного ракетно-ядерного потенциала и вряд ли мировое сообщество позволит им обзавестись, если даже подобные амбиции когда-то возникнут у японцев. Япония имеет и другие «слабые места» в качестве претендента на «сверхдержавный» статус. Она находится, что называется, на «задворках» Евразии, островное государство, со сравнительно небольшой территорией, скромными природными ресурсами.
44 Современная геостратегия Китая.
Китайская Народная Республика — одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине 21 в. в высокоразвитую державу. В 1997 по договору с Великобританией, заключённому в 1989, осуществлена передача Сянгана (Гонконга) Китаю, который получил статус специального административного района. Осн. внешнеторговые партнёры: Япония, США, Германия, Россия.
Еще недавно это было одно из беднейших государств, но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему объему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Роль КНР в мировой экономике возрастает. Эта страна весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций.
Достижения Китая:
Высокий экономический потенциал. Интеграция Китая со странами-соседями на юге возможна путем привлечения иностранного капитала. За последние 15 лет КНР с помощью этих средств получила возможность облегчить или решить ряд социальных и экономических проблем. Согласно прогнозу Мирового банка, в начале XXI в. частный импорт Китая вместе с Гонконгом (Сянганом) и Тайванем составит около 650 млрд долл. против 530 млрд импорта Японии. В это же время ВВП «Большого Китая» достигнет почти 10 трлн долл., а США — 9,7 трлн. КНР станет самым крупным экономическим полюсом. Объем валового внутреннего продукта в Китае вырос за 2003 г. более чем на 90%.
В 1997 г. в состав КНР был включен Гонконг, до этого 100 лет находившийся под властью Великобритании. Эта же формула предлагается для объединения с Тайванем. Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Вслед за установлением дипломатических отношений любой страны с Тайванем незамедлительно следует ответный ход из Пекина. Это не обязательно ответ в виде разрыва дипломатических отношений КНР с данным государством.
Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отношениях между Китаем и США. Американо-китайские отношения осложняли критика США китайской политики в области прав человека, разногласия по вопросам развертывания систем противоракетной обороны, а также целый ряд других внешнеполитических проблем. США и Китай весьма взаимозависимы в экономической сфере. Несмотря на наличие проблем, в последнее время они взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.
45. Состояние китайско-российских отношений. Геополитика Китая в отношении России.
С определенной долей осторожности можно сделать вывод, что Китай является потенциальным геополитическим противником России на Дальнем Востоке (интересы на Дальнем Востоке и в Казахстане). А. Дугин увидел в Китае возможного грозного соперника, которого необходимо обезоружить с помощью установления контроля над одним из геостратегических районов.
«Восточно-Азиатский СЭВ» (СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) явился бы надежным геополитическим тылом Китая, послужил бы ему страховкой на случай опасных боев при вовлечении в мировую глобализацию, руководимую Соединенными Штатами
Демографическая ситуация чрезвычайно сложна. Иммиграционная политика центральных и региональных властей вызывает большие опасения: тихая китайско-корейская экспансия может привести к тому, что «к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн китайцев, которые, таким образом, станут второй по численности этнической группой России — после самих русских».
Для России крепнущее партнерство с Китаем чрезвычайно важно, так как оно психологически компенсирует слабость ее внешнеполитических позиций и уязвимость в Азии, где расквартированы войска США. Для Китая партнерство с Россией является важным фактором, закрепляющим его усилия по превращению в мировую державу (политическая, военно-техническая и технологическая поддержка).
Россия может стремиться к сдерживанию потенциальной экспансии Китая через создание антикитайской коалиции. Нетрудно видеть лидера этой коалиции — США.
Продуктивной была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего Востока (геополитических составляющих — экономической, социальной, военной, политической и др.) с привлечением капиталов и рабочей силы всех, кто заинтересован.
Важно соблюдать равноудаленность России от Запада и Востока, а на Востоке надо координировать отношения с Пекином, другими геополитическими центрами силы: Токио, Дели, Джакартой, Астаной.
Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на российскую внешнюю, внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию, в связи с чем политическим лидерам России надо осознать все это и приготовиться принять вызов Пекина.
Китай умеет удачно маневрировать и использовать разногласия великих держав, что содействует росту геополитического потенциала Китая и реализации его геополитических устремлений на основе блестящей политической формулы Дэн Сяопина «Одна страна – две системы». Эти процессы привели к существенному повышению геополитического статуса Китая до уровня «потенциальный мировой лидер».