Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:20, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, опираясь, прежде всего, на нормы гражданского кодекса РФ и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», определение срока действия авторского права.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие авторского права и сфера его регулирования……………...7
§ 1. Исключительная природа авторских прав…………………………………7
§ 2. Характеристика понятий «авторское право» и «отдельные авторские полномочия»……………………………………………………………………..12
Глава 2. Определённые виды авторских прав…………………………………17
§ 1. Личные неимущественные права авторов………………………………...17
§ 2. Имущественные права авторов…………………………………………..37
Глава 3. Срок действия авторского права…………………………………...78
Заключение…………………………………………………………………….…85
Список использованных источников……………………………
После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательством не предусматривает.
Наряду с рассмотренными выше правовыми возможностями авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Некоторые из этих прав непосредственно указаны в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», другие, хотя прямо Законом и не названы, но следуют из него, так как последний исходит из того, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п.1 ст.16). Применительно к использованию произведений архитектуры градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» особо выделяет имущественное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В сущности, рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна. Особым выделением данного права законодатель лишь подчёркивает, что права архитекторов и дизайнеров не ограничиваются теми чертежами, эскизами и макетами, в которых выражена их творческая мысль. Они действуют и в отношении тех решений, которые нашли воплощение в конкретных строящихся или уже построенных объектах. Без согласия автора, а в случае перехода прав к правопреемнику без согласия последнего, нельзя повторно реализовать соответствующий проект, хотя бы он и был уже воплощен в конкретных объектах.
К правомочиям автора принятого архитектурного проекта отнесена также возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Возникающие при этом отношения регулируются Законом РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г и некоторыми другими актами. В них подчеркивается, что заказчик (застройщик) и подрядчик, реализующие архитектурный проект, должны привлекать имеющего лицензию архитектора — автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Одной из главных целей этого является обеспечение контроля за точным воплощением в Реальном объекте архитектурно-художественного решения. Авторский надзор осуществляется на основании особого гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком проекта.
Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20% автор имеет право на получение 5% от перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона).
Данное право, которое нередко именуется также правом долевого участия, известно законодательству многих государств. Основной его целью является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения, которым наделяется его создатель, (следует) за произведением при его переходе от одного владельца к другому и в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору в начале.
По российскому авторскому законодательству праву следования свойственны следующие основные признаки. Во-первых, им обладают только авторы произведений изобразительного искусства. При этом имеются в виду лишь оригиналы произведений, т е. уникальные материальные носители произведений живописи, скульптуры, графики и т. д. На копии произведений (кроме авторских) данное право не распространяется. Не применяется оно и к оригиналам рукописей литературных, драматических, музыкальных и иных произведений, которые также нередко отчуждаются авторами (наследниками), а в последующем перепродаются по более высокой цене.
Во-вторых, данное право касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В случае частной перепродажи произведения право долевого участия у автора не возникает. Перепродажей является всякая последующая продажа картины или скульптуры, которая следует за первой их продажей, под которой понимается переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу. Поэтому право следования не действует в том случае, когда произведение реализуется на аукционе или в магазине по поручению автора и в его интересах.
В-третьих, право следования действует только тогда, когда произведение реализуется по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%. Данное условие, которое соответствует практике многих государств конечно, рассчитано на реальное повышение цены произведения при его перепродаже. Рост цены, вызванный инфляцией, не должен приниматься во внимание. Однако продавец должен доказать, что реальный рост цены произведения не превышает установленной законом величины.
Индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения убытков в условиях нестабильности цен, поэтому право на взыскание индексации не должно ставиться в зависимость от вины должника в соответствии с общими правилами ответственности за неисполнение обязательств, установленными главой 25 ГК РФ.[[23]]
В - четвертых, хотя данное право носит, безусловно, имущественный характер, закон подчеркивает его особую связь с личностью автора. Указанное право является, по общему правилу, неотчуждаемым и в виде исключения переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права. Иными словами, субъектами права следования могут быть лишь сами авторы и наиболее близкие к ним лица, которые обычно входят в круг наследников по закону.
Автор не может отказаться от данного права при своей жизни или завещать его после своей смерти, пусть даже в качестве наследников по завещанию и выступает кто-либо из наследников по закону. Выручка от продажи картин и иных произведений изобразительного искусства и соответственно часть прибыли от их последующих продаж рассматриваются как основной источник дохода авторов произведений изобразительного искусства, за счет которого нередко живет не только сам автор, но и члены его семьи и другие его близкие родственники. Поэтому в случае смерти автора право долевого участия закрепляется законом только за теми лицами, которые, как правило, реально пользовались или имели право пользоваться этими доходами. Поскольку круг этих лиц обычно совпадает с кругом наследников по закону, закон и относит последних к субъектам права следования. Дальнейший переход права следования в порядке наследования к иным лицам исключается, так как в законе говорится лишь о наследниках самих авторов.
К числу имущественных прав авторов ранее действовавшая ст. 479 ГК 1964 г., ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г. и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Авторский закон, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо и не названо. Закон исходит из того, что автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения за использование произведения в любой форме и любыми способами. Иными словами предполагается, что каждое из уже рассмотренных авторских правомочий неразрывно связано с правом автора на получение вознаграждения. В абстрактном виде, вне связи с каким-либо конкретным способом использования произведения, право на вознаграждение не существует. Поэтому в его специальном выделении в качестве особого права нет никакой необходимости.
Содержание права на вознаграждение выражается в том, что создателю произведения предоставляется обеспеченная законом возможность требовать, чтобы при передаче им прав на использование произведения ему всегда выплачивалось вознаграждение, кроме случаев, специально указанных в законе.
В отличие от права авторства и некоторых других прав автора данное право носит не абсолютный, а относительный характер, т.е. действует по отношению к тем лицам, которые используют или собираются использовать произведение. В состав права на вознаграждение входит не только само право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения.
Наибольшее практическое значение имеет предусмотренное новым авторским законом право на вознаграждение авторов служебных произведений. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Однако Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (п. 2 ст. 14). Данная норма свидетельствует о том, что новое авторское законодательство не исключает возможности получения авторами служебных произведений особого вознаграждения за использование работодателем достигнутых ими творческих результатов. Более того, по смыслу закона создатели служебных произведений, по общему правилу, могут претендовать на получение такого вознаграждения, если только из их договора с работодателем не вытекает иное. Если договор между автором и работодателем не предусматривает иного, последний действительно автоматически приобретает права на использование служебного произведения на весь срок действия авторских прав. Однако он обязан выплатить автору особое вознаграждение за каждый вид использования произведения.
По общему же правилу, закрепленному п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», автор служебного произведения может претендовать на получение особого вознаграждения, которое превосходит его обычную заработную плату и которое определено договором между автором и работодателем. Такой договор может быть заключен как заранее, например, при приеме автора на работу или, по крайней мере, до завершения работы над произведением, так и в последующем, например, когда автор сообщает работодателю о созданном им произведении или уже тогда, когда оно начинает использоваться. Если достичь соглашения не удается, вопрос может быть передан на рассмотрение суда как спор о праве гражданском. При этом Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в отличие, например, от Патентного закона РФ[[26]] не содержит конкретных указаний на те критерии, которыми должны руководствоваться сами стороны или суд при определении размера авторского вознаграждения.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает выплату автору музыкального произведения (с текстом или без текста) специального вознаграждения за публичное исполнение его произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения (п. З ст. 13). Речь идет об особом праве композитора, отличном от тех прав, которые он приобретает как один из соавторов аудиовизуального произведения. Данным правом обладают авторы любых музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях, а не только тех, которые специально созданы для последних. Данное право появилось в российском законодательстве лишь с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и на первых порах эта новелла столкнулась с непониманием, как пользователей аудиовизуальных произведений, так и судебных органов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассматриваемое право композиторов действует лишь в отношении публичного исполнения аудиовизуальных произведений и не распространяется на другие способы их использования. Данный вывод, который разделяется Э.П.Гавриловым находится в причинной связи с происхождением данного права и подтверждается буквальным текстом п. З ст. 13 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».[[27]]
К имущественным правам, прямо не названным в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», но вытекающим из него, могут быть отнесены все права, связанные с использованием авторских произведений в тех формах и теми способами, которые в Законе не перечислены. Примером может служить такое доведение произведения до сведения публики с помощью специальных технических средств, которое в строгом смысле не подпадает ни под передачу в эфир, ни под сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Например, нередко в поездах, самолетах, гостиницах и т. д. посредством внутренних акустических и видеосистем для пассажиров и проживающих передаются специально подготовленные программы. Вне всякого сомнения, в данном случае имеет место дополнительное использование произведения, поскольку оно сообщается новой аудитории. Такого рода использование охраняемых законом произведений может происходить только с согласия авторов и с выплатой им дополнительного вознаграждения.
По общему правилу, использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников и с выплатой вознаграждения. Однако в интересах общества, а частности для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих событиях, закон устанавливает случаи так называемого свободного использования произведений. Подобные изъятия из авторского права известны законодательству всех государств мира и прямо допускаются важнейшими международными конвенциями по авторскому праву.