Актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:35, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы определяется тем, что наркомания - одно из явлений тесно связанных с преступностью. Во-первых, все чаще с целью завладения наркотиками или денежными средствами для их приобретения совершаются тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления. Во-вторых, нередко преступления совершаются под воздействием наркотиков. Наконец, взаимосвязь наркомании и преступности проявляется в совершении противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Содержание

Введение
1.Актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков
2.Дальнейшее развитие уголовного законодательства в сфере
борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Казахско-Русский Международный Университет

 

Специальность: Юриспруденция

Дисциплина: Актуальные проблемы

Группа: Ю-401

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков в РК»

 

 

 

 

 

                                    Подготовила: Шапенова Майра

                                                              Проверила:

 

 

 

План:

Введение

1.Актуальные проблемы  незаконного оборота наркотиков

2.Дальнейшее развитие  уголовного законодательства в  сфере  
борьбы с незаконным оборотом наркотиков

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность темы данной работы определяется тем, что наркомания - одно из явлений тесно связанных с преступностью. Во-первых, все чаще с целью завладения наркотиками или денежными средствами для их приобретения совершаются тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления. Во-вторых, нередко преступления совершаются под воздействием наркотиков. Наконец, взаимосвязь наркомании и преступности проявляется в совершении противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

      Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем человечества и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества. На планете нет такого места, где бы эти опасные явления не проявляли себя с негативной стороны.

      В современном  мире масштабы наркоугрозы вышли на один уровень с такими проблемами, как международный терроризм и локальные войны. Кроме того, злоупотребление наркотиками создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности - наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью.

   Проблема борьбы с наркотизмом на сегодняшний день актуальна в Казахстане, так и во всем мире. Актуальность данной проблемы заключается в быстром прогрессирующем росте числа лиц, употребляющих наркотики, психотропные и токсические вещества, что подрывает здоровье населения и грозит деградацией человечества.

 

 

 

1.Актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков в РК

         Незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ, их немедицинское потребление, являются  глобальной проблемой для всего  человечества. Борьбу с данной  проблемой можно вести только  объединенными усилиями всего  мирового сообщества. Невозможно  ни одному государству в одиночку  противостоять наркомании и наркобизнесу, какими бы возможностями оно  не обладало. Наркопреступность не знает границ, ей не ведомо жалость, сострадание, ежегодно от потребления наркотиков погибают сотни тысячи человек. Общественная опасность заключается в том, что совершаемые наркопреступления создают угрозу причинения вреда здоровью неограниченному кругу лиц, путем их вовлечения в немедицинское потребление наркотиков, тем самым отрицательно влияют на генофонд нации, и соответственно является тем отрицательным фактором, который создает угрозу национальной безопасности Казахстана.

      В современном  мире масштабы наркоугрозы вышли на один уровень с такими проблемами, как международный терроризм и локальные войны. Кроме того, злоупотребление наркотиками создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности - наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью.

      Проблема  борьбы с наркоманией осложняется  также тем, что до сих пор  невозможно отказаться от использования  наркотиков и психотропных веществ  в медицине. Поэтому правовой  режим наркотических средств  и психотропных веществ заключается  не только в установлении запретов, но и в создании правовых  основ для регулирования их  законного оборота.

    Наркоситуация в Республике Казахстан продолжает оставаться напряженной, расширяется сфера незаконного оборота наркотиков, растет их немедицинское потребление, формируются новые каналы незаконной доставки и транзита в странах СНГ.

     Как показывает  анализ, нелегальные потоки препаратов  в основном следуют из стран  Юго-Западной Азии и Афганистана  и проходят по трем направлениям. Первое – через Западный Казахстан  – на север, в Уральск, затем  морским транспортом – в Азербайджан.

      Второе направление – через южные и центральные регионы Казахстана – Шымкент, Тараз, Жезказган, Караганда, Астана – в северные – Кокчетав, Костанай, Павлодар, Петропавловски далее – в Россию. Третье – пролегает через южные регионы – Шымкент, Тараз, Алматы, Талдыкорган – в Восточный Казахстан – Семипалатинск, Усть-Каменогорск – и затем в Россию, на Дальний Восток.

      Прохождению  наркотрафика через территорию нашего государства способствуют следующие факторы, взаимосвязанные между собой:

1) наличие протяженной, практически  не охраняемой границы с государствами  СНГ, в том числе непосредственно  граничащими с Афганистаном;

2) слабая техническая  оснащенность контрольно-пропускных  пунктов ПС КНБ и таможенных  постов, в результате чего нет  объективной возможности производить  постоянный качественный досмотр  транспортных средств и грузов, поток которых с каждым годом  увеличивается. В результате указанные  органы не могут адекватно  противодействовать массированной  атаке наркотиков;

3) многократный рост объемов  пассажирских и грузовых перевозок  через границы Казахстана, что  в условиях интенсивного развития  транспортных коммуникаций сделало  нашу территорию наиболее выгодным  «транспортным коридором» для  выхода стран Азии в Россию  и далее в Европу;

4) активное использование  наркоторговцами сложности социально-экономического  характера, переживаемых в соседних  с республикой государствах СНГ. Ими вербуются безработные жители  Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, которые за незначительную плату  перевозят наркотики в Россию. При этом активно используется  внутриполостной способ перевозки  наркотиков;

5) многократное, в 10-15 раз, возрастание  стоимости наркотиков за время  их перевозки из рынков производства  на рынки сбыта и потребления;

6) недостаточный уровень  организации борьбы с производством, распространением и контрабандой  наркотиков в приграничных государствах;

7) сращивание преступных  сообществ Казахстана и международных  наркосиндикатов и усиление их влияния на общую преступность в государстве;

8) несоответствие технической  и иной оснащенности правоохранительных  и специальных органов страны  уровню оснащенности и возможностей  наркокартелей.

Резко возрастает объем незаконного оборота наркотиков за счет хищений наркотиков в лечебных учреждениях. Этому способствует кризис экономики стран СНГ, маленькая зарплата работников государственных учреждений. Говоря о личности преступника, важно отметить, что их особенностью является то, что они, как правило, являются лицами одной социальной группы — работниками медицинских учреждений (больниц, аптек, поликлиник и так далее), т.е. лицами, имеющими легальный доступ к наркотическим средствам в связи со своим служебным положением.

      Также Казахстан присоединился к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

2.Дальнейшее развитие уголовного законодательства в сфере  
борьбы с незаконным оборотом наркотиков

        «По оценкам независимых экспертов, каждые сутки от передозировки  в Казахстане погибает до четырех  человек, - как указано в Стратегии  борьбы с наркоманией и наркобизнесом  в Республике Казахстан на 2006-2014 годы", -за 12 лет общее количество лиц, больных наркоманией, в стране увеличилось в 10 раз, в том числе среди подростков в 17 раз. В зону наркотического риска попадает каждый одиннадцатый житель нашей страны. По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом основными распространителями ВИЧ/СПИДа, являются потребители инъекционных наркотиков, что составляет более 60 %.

     Немаловажная роль в совершенствовании законодательной базы по вопросам усиления ответственности за наркопреступления принадлежит Комитету по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД Республики Казахстан (далее – Комитет по борьбе с наркобизнесом) . Во исполнение поручений Главы государства, данных на заседании Совета Безопасности Республики Казахстан 20 сентября 2006 года, Комитет по борьбе с наркобизнесом разработал проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков". В данном проекте предусматривалось усиление ответственности за совершение наркопреступлений, включая пожизненное лишение свободы и смертную казнь с конфискацией имущества, но при согласовании с Администрацией Президента из вышеупомянутого законопроекта была исключена смертная казнь, а также исключены нормы, предусматривающие усиление санкций в местах лишения свободы.

    При дальнейшем обсуждении проекта Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков» вышеуказанные предложения Комитета по борьбе с наркобизнесом были приняты Комитетами по законодательству и правовым вопросам Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан .

Концепция законопроекта заключалась в ужесточении наказания и введения дополнительных мер ответственности в уголовном законодательстве, а также в законодательстве об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. Острие уголовных репрессий было направлено, прежде всего, на лиц, распространяющих наркотики среди несовершеннолетних. При разработке законопроекта депутаты Сената Парламента Республики Казахстан учитывали опыт дальнего зарубежья, который показывает, что ужесточение наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков в ряде стран способствовало определенному улучшению наркоситуации. Например, законодательство США, Китая, Ирана, Пакистана, Тайланда и Сингапура за совершение некоторых видов наркопреступлений, предусматривает достаточно суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения или смертной казни с конфискацией имущества. А в законодательстве Великобритании, Франции, Греции, Ирландии и Бельгии, предусмотрено пожизненное лишение свободы за наркопреступления.

В марте 2008 года во втором чтении в Сенате Парламента Республики Казахстан данный законопроект был принят, а 27 июня Президент страны подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и кодекс Республики Казахстан об административных отношениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков» .

Таким образом, с этого момента государство ужесточило наказание в отношении лиц, распространяющих наркотики, особенно среди несовершеннолетних. Кроме того, внесены изменения и дополнения в статью 48 УК РК, т.е. за особо тяжкие наркопреступления (ч.ч.4 ст. 250, 259, 260, 261 настоящего Кодекса), предусмотрены более строгие виды наказания вплоть до пожизненного лишения свободы.

Заслуживает внимание совершенствование нормы, предусматривающее ответственность по ст. 259 УК РК, так как по данным Департамента по правовой статистике и информации при Генеральной Прокуратуре число зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 259 УК РК ежегодно преобладает среди всех наркопреступлений, а их удельный вес ежегодно составляет более 90 %.

Следует обратить внимание на то, что внесенные изменения и дополнения устранили противоречия в диспозиции статьи 259 Уголовного кодекса, которые в правоприменительной практике приводили к множеству неясностей по вопросам квалификации в деятельности правоохранительных органов и судов (См. Постановление Пленума Верховного Суда РК от 22 декабря 2000 года «О совершенствовании уголовного закона, устанавливающего ответственность за незаконное хранение и оборот наркотических средств и психотропных веществ») .

Предложенное Комитетом по борьбе с наркобизнесом введение уголовной ответственности за такой квалифицирующий вид как «в организациях образования» нашло свою поддержку в Парламенте.

Несомненно, определенное значение в процессе осуществления уголовно-правовой квалификации имеют, так называемые, факультативные признаки состава, характеризующие объективную сторону преступления. К их числу относятся и место совершения преступления. Еще в 1993 г. М. М. Кадыров в своей монографии ”Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств” предлагал за совершение рассматриваемых преступлений в учебном заведении или ином учреждении, установить более строгое наказание и учитывать такие условия в качестве квалифицирующих признаков . Некоторые предложения М. М. Кадырова нашли законодательное закрепление в новом Уголовном кодексе Узбекистана. Так, законодатель, учитывая место совершения рассматриваемых преступлений, предусмотрел некоторые обстоятельства в качестве квалифицирующих признаков. В частности, уголовная ответственность предусмотрена за совершение данного преступления в учебных заведениях или в других местах, которые используются школьниками, студентами для проведения учебных, спортивных или общественных мероприятий (п. ”г” ч. 3 ст. 273 УК).

Совершенно обосновано законодатель предусмотрел ответственность за распространения наркотиков среди несовершеннолетних и ввел такой квалифицированный вид как «в отношении заведомо несовершеннолетнего» (п. «в» ч.4 ст.259 и п. «а» ч.3 ст.261 УК РК). Введя ответственность за данный вид преступления, законодатель тем самым ставит приоритетной задачу государства по защите прав и законных интересов данной категории граждан. В этом возрасте происходит формирование личности, и любое негативное воздействия на духовное и физическое развитие несовершеннолетнего должно ограждаться мерами уголовно-правового воздействия со стороны государства.

Следует заметить, что законодатель предусмотрел ответственность по ст. 259 УК РК за такой квалифицированный вид как «с использованием своего служебного положения», и это нововведение является совершенно обоснованным.

Информация о работе Актуальные проблемы незаконного оборота наркотиков в РК