Акты применения норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
1.Рассмотреть основные формы реализации права.
2.Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава1. Понятия и основные формы реализации права…………….……3
1.1 Понятия, классификация форм реализации права……………………5
1.2 Основные стадии процесса применения норм права………..………..8
Глава2 Акты применения норм права…………………………………….15
2.1 Понятия актов применения норм права………………………............15
2.2 Структура актов применения права…………………………………..17
2.3 Акты применения норм права, их характерные черты и виды…………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсак2 - копия.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

      Акты применения, или  индивидуальные  акты,  не  являются  источниками права. Они не содержат в себе каких-либо  общих  правил  поведения,  а  лишь применяют соответствующие нормы права  к  конкретному  случаю,  событию  или лицу.

         Правоприменительные  акты   принимают   практически   все   органы государства в различных сферах общественной жизни,в связи  с урегулированием  различных  жизненных  ситуаций,  что  и  обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды  может проводиться по различным основаниям.

         По субъектам, осуществляющим  применение права, акты подразделяются на:

  -Акты государственных органов и общественных организаций.

  -Акты главы государства – Президента РФ.

  -Акты федеральных органов власти и управления.

  -Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

  -Акты органов правосудия.

  -Акты органов прокуратуры.

  -Акты органов надзора и контроля.

  -Акты коллегиальные и единоличные.

      По предмету правового регулирования,  т.е. по отраслям применяемых  норм различают:

  -Акты конституционно-правовые.

  -Акты административно-правовые.

  -Акты уголовно-правовые.

  -Акты применения материального и процессуального права.

      По форме правоприменительной  деятельности можно выделить:

   -Акты  исполнительные,  связанные  с  применением  диспозиции  нормы  права,  имеющей  дозволяющее  содержание,  и  призванные   наиболее эффективно  регулировать  многообразные   проявления   правомерного поведения

    -Акты правоохранительные, связанные с реализацией  правовых  санкций за совершенное  правонарушение,  а  также  применением  мер  по  их предупреждению

      По функциональному признаку, т.е. по их месту  в  механизме  правового регулирования, выделяют два вида:

   -Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного  отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных  полномочий компетентных  органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования

      По форме внешнего выражения  акты применения права подразделяются  на:

    -Акты-документы.

     -Акты-действия.

     Правоприменительный акт-документ  – это надлежащее оформленное   решение компетентного органа, составленное в письменном  виде,  поскольку  требуется строгая  определенность  в  фиксации,  например,  фактических  обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и  т.д.  Все это позволяет точно  установить  содержание  акта,  проверить  законность  и обоснованность его издания.11

      Акты-документы имеют различную  структуру, что  обусловлено   положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых  вопросов,  а  также юридической силой решения и процедурой его принятия.

      По структуре их можно разделить  на акты-документы:

     Включающие все четыре его составные части – вводную,  описательную  (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)

     Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов. Содержащие две части – вводную и резолютивную  (акты-разрешения  на совершение определенных действий). Не имеющие указанных разделов, за  исключением  резолютивной  части (резолюции   «утвердить»,   «оплатить»,   «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

      По наименованию правоприменительные  акты-документы  подразделяются  на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания  и т.д.

      Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и

конклюдентные. Словесные акты применения права-действия –  это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

      Конклюдентные правоприменительные акты-действия     совершаются посредством  сочетания  определенных  жестов,  движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий  решение  субъекта  применения  права (жесты милиционера,  осуществляющего регулирование  движения  транспорта  и пешеходов).

      Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают  властной силой  и  влекут  юридические   последствия.   Отказ   от   выполнения   или ненадлежащее их выполнение может повлечь  дисциплинарную,  административную, материальную, уголовную ответственность.

      По своему юридическому  значению  акты  применения  права  могут   быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные  –  это  акты,  которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение  суда). Вспомогательными  считаются  такие  акты,  которые   содержат   предписания, подготавливающие издание основных актов  (надзора  и  контроля,  процедурно- процессуальные).

      В зависимости от действия  во времени правоприменительные акты  делятся на акты однократного действия (наложение  штрафа)  и  длящиеся  (регистрация брака, назначение пенсии и др.).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

 

Объективное и субъективное право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Это относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.

Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически  непрекращающийся процесс правообразования  и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.

В работе раскрыто содержание понятия реализации права, в определении  и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права, рассмотрено понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правового, выяснено действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной  литературы

                                        Нормативные документы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2003.
  2. Административный кодекс Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2004.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрайт, М.: 2004.

                                      Специальная литература

  1. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2002. 294 с.
  2. Алексеев С.С. Государство и право, М., 2004. 305 с.
  3. Правоприменение в советском государстве. Монография / под ред. И.Н.Кузнецова,  И.С.Самощенко. М.: Юридическая литература, 1999. 194 с.
  4. Витрук Н.В., Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности // «Правовоедение», 2002, №2.
  5. Коваленко А.И. Теория государства и права. М.: «Юридическая литература»,  2002. 391 с.
  6. Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 2002. 362 с.
  7. Малков В.П. Процессуальные акты предварительного расследования. Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 2002.138 с.
  8. Манов Г.Н., Теория государства и права.- М., 2003.- 382 с.
  9. Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. -395 с.
  10. Общая теория права. / Отв. редактор А. С. Пиголкин.-М.,2004.- 285 с.
  11. Теория государства и права. / Отв. редактор А. И. Данилов.-М., 1999. 348 с.
  12. Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. 315 с.
  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. 420 с.
  14. Юсупов В.А.. Правоприменительная деятельность органов управления., Москва, 1999. 261 с.
  15. Балкин А.А., Аналогия в праве.//Правоведе-ние.1992.№6.

                          

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. С. 318-317

1 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С. 274.

3 Общая теория права. / Отв. редактор А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 164.

4 Теория государства и права. / Отв. редактор А. И. Данилов. М., 1999. С. 277-278.

5 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 204-206.

6 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 217.

7 Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 2002. 362 с

8 Манов Г.Н., Теория государства и права, М., 2003. С. 284.

9 В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" с. 100-107.

10 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. 315 с

11 Балкин А.А., Аналогия в праве.//Правоведе-ние.1992.№6.

12 Дюрягин И.А.  Применение  норм  советского  права.  Свердловск.,

1973.




Информация о работе Акты применения норм права