Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
1.Рассмотреть основные формы реализации права.
2.Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава1. Понятия и основные формы реализации права…………….……3
1.1 Понятия, классификация форм реализации права……………………5
1.2 Основные стадии процесса применения норм права………..………..8
Глава2 Акты применения норм права…………………………………….15
2.1 Понятия актов применения норм права………………………............15
2.2 Структура актов применения права…………………………………..17
2.3 Акты применения норм права, их характерные черты и виды…………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..27
Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни,в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
По субъектам, осуществляющим
применение права, акты
-Акты государственных органов и общественных организаций.
-Акты главы государства – Президента РФ.
-Акты федеральных органов власти и управления.
-Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации.
-Акты органов правосудия.
-Акты органов прокуратуры.
-Акты органов надзора и контроля.
-Акты коллегиальные и единоличные.
По предмету правового
-Акты конституционно-правовые.
-Акты административно-правовые.
-Акты уголовно-правовые.
-Акты применения материального и процессуального права.
По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
-Акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения
-Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению
По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
-Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования
По форме внешнего выражения
акты применения права
-Акты-документы.
-Акты-действия.
Правоприменительный акт-
Акты-документы имеют
По структуре их можно
Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)
Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов. Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий). Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и
конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно- процессуальные).
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).12
Объективное и субъективное право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Это относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.
В работе раскрыто содержание понятия реализации права, в определении и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права, рассмотрено понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правового, выяснено действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. С. 318-317
1 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С. 274.
3 Общая теория права. / Отв. редактор А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 164.
4 Теория государства и права. / Отв. редактор А. И. Данилов. М., 1999. С. 277-278.
5 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 204-206.
6 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 217.
7 Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 2002. 362 с
8 Манов Г.Н., Теория государства и права, М., 2003. С. 284.
9 В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" с. 100-107.
10 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. 315 с
11 Балкин А.А., Аналогия в праве.//Правоведе-ние.1992.№6.
12 Дюрягин И.А. Применение норм советского права. Свердловск.,
1973.