Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:10, реферат
Цель данной работы – анализ функционирования англо-саксонской правовой семьи.
Задачи :
-детальное рассмотрение особенностей судебной системы и процесса
-изучение основных положений возникновения и функционирования правовой семьи
-анализ функционирования современной англо-саксонской правой системы на примере Австралии и США
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основные положения возникновения и функционирования англо-саксонской правовой семьи………………………………………………………4
2. Особенности судебной системы и процесса…………………………13
3. Анализ функционирования англо-саксонской правовой системы на примере Австралии и США……………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………..……33
Список используемых источников……………………………………...35
Наличие архаизмов и
фикций, имея следствием оторванность
права от жизни, его внутреннюю противоречивость,
дополнялось необычайной
В структуре английского писаного права доминировали парламентские акты и королевские указы, многие из которых страдали анахронизмами и рутинным воспроизведением старинных обычаев. Отсутствие замкнутой системы нормативных актов законодательных и правительственных органов, многочисленные пробелы в регулировании ими общественных отношений заполнялись судебными решениями, которым придавалось значение декларативного выражения нормы права, обязательной в будущем для применения во всех аналогичных случаях. Статутное право и поныне упорно сопротивляется кодификации. В Англии никогда не было ничего похожего на Кодекс Наполеона: основные принципы права проистекали не из актов парламента, а из текстов заключений, написанных судьями в процессе решения конкретных дел.
Принцип "прецедента" -тот максимум, чем ограничен судья, то есть тем, что когда-то было решено в подобном рассматриваемом случае, составляет и поныне суть доктрины общего права. Общее право также имеет свои собственные особенности в структуре, сущности и правовой культуре. Суд присяжных, например, - это институт общего права: как и "доверенность", то есть договор о перепоручении собственности, по которому частное лицо (или банк), являющееся попечителем, получает прибыль от определенного дела в пользу доверителя.
Итак, общее и статутное право Англии, а также та часть английского права, которая сформировалась в древнейшую эпоху, послужили основой или базой для становления самобытного американского права.
Прибывшие в Америку из Англии колонисты привезли с собой и прочный запас пуританских традиций и британское юридическое правосознание, основанное на действии принципов общего права.
Законодательная система в Соединенных Штатах также восприняла идеи англо-саксонской системы обычного права и естественного права, базирующихся на идеалистическом положении о врожденном, естественном характере права человека на свободу деятельности, направленную на достижение благополучия и правового равенства. По мере укрепления экономического и политического положения американской буржуазии идея о "праве человека" как гражданина стала законным правом судьи -действовать на базе "вечных принципов" морали и справедливости в пользу законных притязаний каждого из индивидов, не вредящих общему благу.
Однако было бы заблуждением считать, будто рецепция общего и статутного права Англии происходило в "чистом виде" без каких-либо творческих усилий со стороны самих колонистов. Американское право безусловно покоится на памятниках общего права Англии, на его принципах. Однако его отличала с самого начала стремительная адаптация к специфическим условиям американского континента, так не похожего на Англию. И хотя там, как и в Англии, обычаи, законы и прецеденты стали сосуществовать вместе, однако все эти источники подверглись существенной эволюции, которая в определенной степени сначала затронула общее право и право справедливости, а затем в гораздо более глубокой степени коснулась статутного права, т. е. законодательства, и прецедентного права, складывавшегося на основе решений судов штатов и федерации.
В итоге американцам удалось преодолеть застойный, консервативный характер английского права, создав собственную правовую систему, в условиях которой каждый из источников получил новое качество.
Заметной трансформации
в конечном счете подверглось
обычное право и прецедентное
право, тогда как статутное право
было полностью обновлено в
Обычное право в условиях
США стало гораздо более
Колониальный период в развитии общего права США, то есть с момента высадки первых поселенцев и до американской революции 1787 г., длился более 150 лет. В этот период сосуществовали и активно взаимодействовали выходцы из разных стран, зачастую говоривших на разных языках, со своими привычками, взглядами и обычаями. И общий интерес заключался в том, чтобы дать больший простор для распределения земельной собственности, и для первоначального накопления капитала. Косное и своекорыстное представление английской земельной аристократии о праве владения, распоряжения и пользования собственностью было неприемлемо для мировоззрения колонистов, и их конфликт с английской колониальной администрацией стал неизбежным.
Лишь теоретически Англия контролировала жизнь колоний, поскольку их жители признавались подданными британской короны. Но в действительности британская королевская администрация находилась очень далеко от своих подданных, чтобы осуществлять эффективный контроль над ними.
Своеобразие американского варианта английского общего права постепенно становилось все более заметным. Прецедентное право США, в свою очередь, постепенно все более отдалялось от английского прецедентного права благодаря весьма активной и плодотворной деятельности американской судебной магистратуры. Хотя сам порядок вынесения решений в американских судах, основанный на изучении ранних прецедентов, ближе к английскому, чем к континентальному. Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя безусловно связанными своими прошлыми решениями. Во многих случаях Верховный суд отвергал прецеденты, заимствованные из английской практики.
Американские суды в своих решениях не соблюдают так жестко правило прецедента как это склонны делать их английские коллеги. По их мнению, жесткость прецедента создает известные неудобства в принятии взвешенных решений. С начала XX века судебные органы всех уровней прониклись идеями Р. Паунда и О. Холмса о необходимости спасти "книжное право" от рутины и косности, заменив его "правом в действии". Верховный суд США, окружные апелляционные суды и суды штатов всех уровней более не считают себя связанными своими прежними решениями. Отменяя устаревшие прецеденты, эти суды могут по своему усмотрению отвергать прецедент ретроспективно или только на будущее.
Другой фактор, обусловивший новую качественную роль судебных решений в США, заключается в том. что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от Англии американские суды при толковании отдельных казусов обращаются непосредственно к ее тексту. Поэтому в прецедентном массиве США существует гораздо больший диапазон в выборе вариантов судебных решений и большая гибкость в выборе санкций.4
Правовая система Австралии формировалась под решающим влиянием английского права. Основными юридическими источниками там признаются, как и в Англии, сформулированное в судебных решениях общее право и законодательные акты. С появлением постоянных английских колоний в Австралии (1788 г.) в них сразу же стало непосредственно применяться английское право. Впоследствии британские власти постановили, что все нормы общего права и парламентские акты, действовавшие в Англии на 25 июля 1828 г., подлежат обязательному применению в существующих к этому моменту колониях в Австралии, а в дальнейшем им формально была предоставлена возможность самостоятельного формирования своих правовых и судебных систем. Однако в сфере общего права и в сфере законодательства на протяжении последующего столетия и до сравнительно недавнего времени в Австралии в значительной мере копировались решения английских судов и акты британского парламента. Вместе с тем постановление о сохранении в Австралии действия норм английского права по состоянию на 25 июля 1828 г. привело к тому, что в Австралии ныне могут применяться некоторые парламентские акты, давно отмененные как устаревшие в самой Великобритании.
Общее право, в отличие от законодательства, является единым для всех шести штатов и двух (Северной и Австралийской столичной) территорий Австралийского Союза. В этом смысле австралийская система общего права весьма существенно отличается от права США, где в каждом штате имеется "свое" общее право. Большую роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам общего права, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза. Силу прецедента в австралийской системе общего права имеют только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Им обязаны следовать все нижестоящие суды, хотя сами верховные суды в Австралии никогда не считали и не считают себя связанными своими ранее принятыми решениями.
До 1960-х гг. влияние английского права на систему австралийского общего права было столь велико, что постановлениям палаты лордов и других британских апелляционных судебных инстанций неизменно отдавалось предпочтение перед решениями австралийских судов даже самого высокого ранга. Лишь за последние десятилетия австралийское общее право стало рассматриваться не как часть английского общего права, а как самостоятельная система, что было закреплено в решении Судебного комитета Тайного совета и ряда австралийских судов. Однако и поныне австралийские суды в своих постановлениях нередко ссылаются на авторитет английских судей.
Законодательство Австралии включает в себя законы, изданные парламентами Союза и отдельных штатов. К ним примыкают подзаконные акты соответствующих исполнительных властей. Компетенция Союза и штатов распределена Конституцией таким образом, что существенная часть правовых институтов регулируется законодательством штатов, известное число их оказалось в сфере совпадающей компетенции Союза и штатов (в случае противоречия между ними приоритет отдается законодательству Союза) и весьма значительная, причем крайне важная часть, - в исключительной компетенции Союза. Так, законодательством штатов регулируется право земельной собственности и ряд других видов собственности, договорное право, ответственность за причинение вреда, условия труда и др. (В большинстве штатов периодически издаются полуофициальные собрания действующих законов.) К исключительному ведению Союза отнесено законодательство, определяющее юрисдикцию судов и регулирующее некоторые другие вопросы правосудия, законодательство по вопросам найма и увольнения, пенсионного обеспечения, брака и развода (кроме некоторых частных вопросов), а также банковское и авторское право.
В настоящее время в Австралии ведутся работы по реформе законодательства. С этой целью во всех штатах созданы соответствующие комиссии, которые внося на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 1970-х гг. была создана общеавстралийская комиссия, которой поручено готовить предложения о "пересмотре, упрощении и модернизации законов", отнесенных к компетенции Союза, а также о путях достижения "единообразия" в законодательстве штатов и территорий. По подготовленным комиссией отчетам и предложениям изданы законы о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе с распространением наркотиков, по некоторым вопросам приобретения земли, страхования и др.
Большинство отраслей права Австралии, в том числе гражданское право, не содержат существенных отличий от английского права. Исключение составляют лишь нормы, относящиеся к земельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Специфичные природные условия Австралии, где в пустынях, например, вода ценится куда больше, чем размеры земельных участков, наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени "золотые лихорадки" вызвали к жизни отличающиеся от английских законы о государственной регистрации прав собственников земельных участков. Для трудового законодательства Австралии, развивавшегося, главным образом, в условиях повышенного спроса на рабочую силу, характерно широкое применение принудительного арбитража при разрешении трудовых конфликтов. В 1988 г. был принят федеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. Этот закон стимулирует укрепление профсоюзов, определяет их взаимоотношения со своими членами, а также предписывает создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям.
Во второй половине XX в. австралийские законодательные органы и суды прилагают значительные усилия, чтобы с помощью как вновь изданных законов, так и традиционных институтов общего права защитить интересы покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций. Деятельность компаний на всей территории страны теперь регулируется Законом о корпорациях 1989 г.
Ныне в Австралии действуют правовые нормы, служащие защите от различных видов загрязнения окружающей среды. Среди них находят применение не только новейшие законодательные акты федерации и отдельных штатов (например, принятый в штате Южная Австралия в 1987 г. Закон об охране вод от загрязнения нефтью и иными вредными веществами), но и нормы общего права, возникшие в средневековой Англии и некогда предназначавшиеся для защиты интересов частных собственников. В этой связи нередко возникают парадоксальные ситуации, например, когда суд отказывается принимать иск к предпринимателю от группы борцов против загрязнения природы, если ни один из ее членов не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.
Одну из своеобразных отраслей законодательства Австралии образуют нормы, регулирующие юридическое положение коренных жителей страны - аборигенов, оказавшихся на грани вымирания. В XX в. в правовом статусе аборигенов произошло немало изменений. Если по Конституции 1900 г. за ними признавались только избирательные права, то после референдума, проведенного в 1967 г., они формально были признаны полноправными гражданами. В 1968 г. было создано федеральное министерство по делам аборигенов (такие министерства имеются и в некоторых штатах). В 1973 г. учрежден Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения Австралии, но фактически не получивший сколько-нибудь серьезных полномочий. В 1976 г. в Северной территории началось строительство поселков для аборигенов, в ряде штатов за последние годы были приняты законы, предоставившие им право на землю, их гражданские права нередко отстаивают и представители официальных органов власти. Однако основные проблемы австралийских аборигенов остаются нерешенными.
Ведущее место в истории уголовного законодательства Австралии принадлежит Уголовному кодексу штата Квинсленд 1899 г. Он был подготовлен на основе проекта уголовного кодекса, разработанного для Англии известным юристом Стифеном в 1877 г., но так и не ставшего законом. УК штата Квинсленд был в 1913 г. переиздан в новой редакции для штата Западная Австралия, а в 1924 г., еще в одной редакции, - для штата Тасмания. УК штата Квинсленд наряду с Уголовным кодексом Индии 1860 г. сыграл важную роль в качестве образца при составлении уголовных кодексов для английских колоний в Африке и Других районах земного шара (английские власти нередко распространяли действие кодекса, подготовленного для какой-либо из своих колоний, на территорию, расположенную в другой части света, не считаясь ни с условиями страны, ни с уровнем ее развития, ни с обычаями и нравами ее населения).