Банкротство торговых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Имущественные отношения в современном государстве складываются между гражданами, юридическими лицами, государственными органами и образованиями. Их в общей форме можно определить как общественные отношения, возникающие в связи с использованием различных имущественных благ (природных ресурсов, вещей, работ, услуг, денежных средств и др.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1.Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России……………………………………………………………7
Глава 2. Характеристика несостоятельности (банкротства) ………………….10
2.1 Понятие несостоятельности (банкротства)………………………………10
2.2 Механизм возникновения и причины банкротства…………………..…14
2.3Признаки несостоятельности (банкротства )……………………………..17
Глава 3. Виды и процедуры банкротства……………………………………...19
3.1 Виды банкротства…………………………………………………………19
3.2 Процедуры банкротства ………………………………………………….21
3.3 Положительные и отрицательные стороны банкротства………………27
Заключение…………………………………………………….…………………29
Библиографический список……………………..………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ком право.docx

— 65.48 Кб (Скачать файл)

  В настоящее время задачей института банкротства в развитых рыночных странах является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

 

3.2 Процедуры банкротства

  Процедура банкротства  – это совокупность мер в  отношении должника направленных  на восстановление его платежеспособности  или ликвидации.

  Данная процедура  имеет несколько стадий. Первой  стадией является наблюдение.

  Наблюдение — это  первая из возможных процедур  банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным  судом по заявлению должника  или после признания требований  заявителя (кредитора или уполномоченного  органа). На этой стадии банкротства  Арбитражным судом назначается  временный арбитражный управляющий.

   Как отмечает О. А. Никитина: «Смысл  процедуры наблюдения  состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов».15

  Ведение наблюдения  означает, что исполнительные действия  приостанавливаются, снимаются все  аресты и иные ограничения  в части распоряжения имуществом  должника.

  Основными целями  наблюдения является обеспечение  сохранности имущества должника  и изучение финансового состояния  предприятия.

  По итогам своей  работы временный управляющий  подготавливает анализ финансового  состояния должника, на основе  которого первое собрание кредиторов  должника принимает   одно из  следующих решений.

1. О введение  второй  стадии - финансового оздоровления.

2. О введение внешнего  управления.

3. О введении конкурсного  производства.

4. О заключении мирового  соглашения.

  Следующая процедура  банкротства — это финансовое  оздоровление. Эта стадия длиться  не более  7 месяцев. Финансовое  оздоровление применяется к должнику  в целях восстановления его  платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии  с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется  по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия  возможна.

  Для ведения процедуры  финансового оздоровления арбитражным  судом назначается административный  управляющий.

  На этой стадии  банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются  к собранию кредиторов с графиком  погашения задолженности должника  и сведениями о предлагаемом  ими обеспечении исполнения должником  обязательств в соответствии  с этим графиком погашения  задолженности. В случае если  должник не исполнит график  погашения задолженности, лицо, предоставившее  обеспечение, обязано будет исполнить  неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

  На основе отчета  арбитражный суд может принять  один из следующих судебных  актов:

1. Определение о прекращении  производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность  отсутствует).

2. Определение о введении  внешнего управления (при наличии  возможности восстановить платежеспособность  должника).

3. Решение о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства.

  Третьей стадией банкротства  является внешнее управление.

   Внешнее управление  -  процедура  банкротства,  применяемая  к  должнику в целях восстановления его платежеспособности; вводится арбитражным судом на основании      решения   собрания    кредиторов на   срок   не   более   чем      восемнадцать  месяцев,  который  может  быть  продлен. К компетенции первого собрания кредиторов относится,  в  том  числе,  принятие решения о введении внешнего управления и об  обращении  в  арбитражный суд с соответствующим ходатайством (Постановление ФАС Центрального округа от  15.01.2003 г. по делу № А35-3728/02г)16. 

  Это реабилитационная  процедура, направленная на продолжение  деятельности предприятия и назначаемая  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов  и осуществляемая на основании  передачи функции по управлению предприятием внешнему  Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

  С даты введения  внешнего управления отменяются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов. Органами, осуществляющими  внешнее управление, являются внешний  управляющий и собрание кредиторов.

  Завершающей стадией  процедуры банкротства является - конкурсное производство.

   Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к      должнику,    признанному    банкротом,    в   целях   соразмерного   удовлетворения требований кредиторов.  Наличие у  должника  признаков  несостоятельности  и  установление   невозможности восстановления   его   платежеспособности   является   основанием для принятия арбитражным судом решения  об  открытии  в   отношении должника конкурсного производства (Постановление ФАС Центрального округа от  04.12.2002 г. по делу № А14-1949/02/70/16б)17.

 Конкурсное производство  – система мероприятий, проводимых  под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение  ликвидаций должника – юридического  лица, соразмерное удовлетворение  требований кредиторов должника  с последующим исключением предприятия  из реестра действующих.

  Конкурсное производство  начинается после принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и означает  невозможность восстановления финансового  состояния.

  По общему правилу  конкурсное производство не может  продолжаться более года. В решении  арбитражного суда о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства указывается  срок, в течение которого оно  должно быть осуществлено. Арбитражный  суд вправе продлить этот срок  на шесть месяцев. Срок, на который  продлевается конкурсное производство  в этом случае, должен быть  определен применительно к конкретным  обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден  арбитражным судом. Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства влечет  для должника ряд последствий, направленных на обеспечение  интересов кредиторов и завершение  конкурсного процесса.

  Также при банкротстве  возможно заключение мирового  соглашения.

  Мировое соглашение  — процедура достижения договоренности  между должником и кредиторами  относительно отсрочки и (или) рассрочки  исполнения обязательств. Мировое  соглашение может быть заключено  на любой стадии рассмотрения  арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается  в письменной форме между должником, его конкурсными кредиторами  и уполномоченными органами и  содержит условия о порядке  и сроках исполнения обязательств  должника. Это соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только в случае его утверждения арбитражным судом. В то же время, правоприменительная практика исходит из того, что при утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет  только соблюдение требований  по форме  и  порядку  его заключения18.

  Мировое соглашение  утверждается арбитражным судом. О чем выносится определение, в котором указывает на прекращение  производства по делу о банкротстве.

Арбитражный управляющий является центральной фигурой проведения процедур банкротства. В условиях нестабильности финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и увеличения количества рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве, значимость деятельности арбитражного управляющего возрастает. От уровня образования, профессиональной этики, независимости, практических навыков арбитражного управляющего зависит не только результат проведения конкретной процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства, а вместе с тем и социальной оценки такого экономически неизбежного явления, как банкротство.

  Арбитражный управляющий  осуществляет свою деятельность  не в замкнутом экономико-правовом  пространстве, а в условиях тесного  взаимодействия с огромным количеством  субъектов, наделенных законодательством  о банкротстве различного рода  правомочиями. Данные субъекты, реализуя  свои права и исполняя обязанности, оказывают серьезное влияние  на деятельность арбитражного  управляющего: при принятии им  юридически значимых решений, при  исполнении им своих полномочий. Без понимания содержания правовых  связей, возникающих между арбитражным  управляющим и данными субъектами  права, невозможно правильно оценить  эффективность деятельности арбитражного управляющего, понять причины проблем, возникающих при реализации арбитражным управляющим норм законодательства о банкротстве.

  Таким образом, возбуждение  процедуры банкротства в отношении  предприятия далеко не всегда  означает его крах. Как раз  наоборот, законодательство о банкротстве  направлено на сохранение имущества  должника и восстановление его  платежеспособности и нередко  является последней спасительной  мерой для предприятия, попавшего  по тем или иным причинам  в сложное финансовое положение.

3.3 Положительные и отрицательные стороны банкротства

Банкротство как элемент хозяйственного механизма имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительными моментами следует считать:

• ликвидацию предприятия-должника и возвращение долгов кредиторам через исполнение обязательств, назначенных судом;

• создание нового бизнеса;

• смену состава руководителей, не исполняющих свои обязанности, замену временных руководителей на профессиональных руководителей, передачу бизнеса в более надежные руки;

• передачу бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот;

• восстановление финансовой устойчивости и реструктуризацию предприятия с целью выхода из кризисной ситуации.

К негативным моментам относят:

• потерю кредиторами части бизнеса;

• возникновение нового, последующего банкротства;

• ухудшение социальной жизни работников предприятия;

• сокращение рабочих мест, а вследствие этого снижение платежеспособности населения;

• сужение потребительского рынка;

• возможность возникновения криминального банкротства, связанного с переделом собственности и разворовыванием имущества.

Однако банкротство организаций возникает вследствие негативного воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. Умение предприятия приспособиться к различным изменениям в экономической среде является гарантией не только выживания, но и процветания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Становление рыночных  экономических отношений обусловливает  появление института несостоятельности, проявляющегося в основном в  мероприятиях по восстановлению  платежеспособности предприятий, находящихся  в кризисном положении. В данном  случае институт несостоятельности  выступает той гранью, за которой  предполагается прекращение конкретной  коммерческой или иной деятельности  должника. Несостоятельность хозяйствующих  субъектов - явление распространенное  и типичное для стран с рыночной  экономикой. Поэтому в относительно  стабильных экономических условиях  несостоятельность предприятий  носит локальный характер. Согласно  общепринятым представлениям несостоятельность  рассматривается как определенное  негативное положение субъекта  в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем  неплатежеспособности субъекта  по своим обязательствам. Во всем  цивилизованном мире механизм  несостоятельности служит инструментом  перехода собственности от неэффективных  собственников (менеджмента) к более  способным, талантливым менеджерам. При этом следует признать, что  система несостоятельности в  современной России, к сожалению, еще не стала цивилизованным  методом рыночного регулирования  конкурентной среды, а в большей  степени представляет собой способ  изменения структуры собственников.

Информация о работе Банкротство торговых организаций