Банкротство юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время число разорившихся предприятий, организаций постоянно растет. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) – банкротов растет количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед другими организациями. Частыми стали правонарушения в области финансовой деятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями о признании должников банкротами обращаются налоговые органы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Банкротство юридического лица………………………………………………
2 Стадии банкротства организации………………………………………………
3 Порядок проведения банкротства……………………………………………….
3.1 Процедуры банкротства……………………………………………………..
3.2Наблюдение…………………………………………………………………….
3.3Финансовое оздоровление…………………………………………………….
3.4Внешнее управление………………………………………………………….
3.5Конкурсное производство……………………………………………………
3.Мировое соглашение………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок проведения банкротства.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

В Законе о банкротстве предусмотрено, как было сказано выше, трипоследовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди, они удовлетворяются пропорционально их размеру.

Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда (в старом законе она не предусматривалаь). Удовлетворение таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется путем капитализации повременных платежей. Также в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций при банкротстве банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выплатой выходных пособий и оплатой труда лицам, работающих и работавших по трудовому договору (контракту), а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (например, требования изобретателей, авторов произведений науки и литературы и т.п.).

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, а также требования, обеспеченные залогом имущества должника (например, требования банка, выдавшего кредит под залог части принадлежащего должнику оборудования).

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом требования кредиторов считаются погашенными, если они не были удовлетворены из-за недостаточности имущества должника.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Закон признает погашенными удовлетворенные требованиями кредиторов, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном допускается в случае согласования данного соглашения с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве не допускается.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными. Признание требований погашенными означает, что они не могут быть больше предъявлены.

Вместе с тем Закон предусматривает случай, где это правило не действует. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника.

Конкурсный управляющий отмечает в реестре требований кредиторов сведения о погашенных требованиях. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 статьи 148 имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Из анализа ст. ст. 132, 148 и др. следует, что конкурсный управляющий может помимо документов, предусмотренных ст. 147 Закона о банкротстве, приложить к отчету и другие документы, свидетельствующие, например, что имущество должника, изъятое из оборота, передано конкурсным управляющим уполномоченным органам.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Одной из обязанностей конкурсного управляющего является представление определения о завершении конкурсного производства в пятидневный срок (по старому закону – в десятидневный срок) в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. Должник считается ликвидированным с момента внесения указанной выше записи в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, с этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются и конкурсное производство считается завершенным.

Таким образом, проанализировав процедуру банкротства – конкурсное производство в соответствии с новым законом о банкротстве, мы выявили противоречия между ГК, Законом о банкротстве, АПК. С одной стороны, закон о несостоятельности (банкротстве) принят последним и является более поздним законом, с другой стороны ст. 3 ГК говорит о том, что любая гражданская правовая норма, которая содержится в любом другом, кроме ГК, федеральном законе, независимо от даты его издания, должна соответствовать ГК. Были уже такие факты, когда суды отказывались применять нормы новых федеральных законов, изданные после ГК, именно исходя из ст. 3 ГК. Кроме того, есть еще такой момент: ст. 64 ГК универсальная и применяется ко всем случаям ликвидации юридических лиц, в том числе и в порядке банкротства. Указанная статья устанавливает очередность для всех случаев ликвидации: для принудительной ликвидации по решению суда, для добровольной ликвидации юридических лиц, для банкротства. Не может быть двух разных подходов к определению очередности - один для банкротства, а другой для всех остальных случаев ликвидации юридических лиц.

Спрашивается, можно ли использовать очередность, которая устанавливается законом о банкротстве, для других случаев ликвидации юридических лиц? Это на тот случай, если возникнет все-таки необходимость внесения изменений в ГК в целях введениятрех очередей кредиторов, ведь смешение с другими конкурсными кредиторами уполномоченных органов с требованиями по обязательным платежам, объясняется разработчиками одним очень нехитрым аргументом - это некая компенсация. Кому? Наверное, коммерческим кредиторам, за то, что государство получило право наравне с ними голосовать на собраниях кредиторов. Но при ликвидации юридических лиц нет никаких собраний кредиторов и никакой компенсации там не нужно. Так что создается большая правовая проблема.

Серьезные изменения вносит новый закон в другую «мирную» процедуру процесса о банкротстве – в процесс заключения мирового соглашения.

 

 

 

3.6 Мировое соглашение

 

Мировое соглашение - договоренность между должником и кредитором об отсрочке или рассрочке платежей кредитору или скидке с долгов.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою производственно-коммерческую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов - большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов. Оно считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Расторжение мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве организации-должника, при этом вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Состав и размер требований кредиторов или уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве организации-должника.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗКЛЮЧЕНИЕ

 

Минэкономразвития собирается ужесточить наказание для предприятий-должников. Для этого ведомство Германа Грефа (Член попечительского совета, Российского совета по международным делам) подготовило шесть законопроектов об изменении закона о банкротстве. Новые правила процедуры банкротства должны облегчить государству расправу над любыми компаниями, как только удастся доказать их финансовую несостоятельность.

Проведенное исследование позволило детально изучить понятие банкротства, его сущность, охарактеризовать основные причины возникновения банкротства предприятий в период экономического кризиса, а также его виды, цели, фазы, стадии и последствия.

В современном российском законодательстве понятия "несостоятельность" и "банкротство" равноценны. Между тем существует мнение, что банкротство является несостоятельностью, сопряженной с виновным поведением должника, направленным на причинение вреда кредиторам

Рассмотрен исторический опыт проведения процедуры банкротства, а также современная нормативно-правовая база, определяющая основные положения и механизм проведения процедуры банкротства.

В рамках данной работы проведен анализ системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица, основу составляет Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01. 1998 года. Необходимость разработки нового закона была связана с неэффективностью ранее действующей системы нормативных актов, регулирующих несостоятельность, и в первую очередь - закона о несостоятельности (банкротстве), принятого в 1992 году.

Основной целью Закона о несостоятельности (банкротстве), как и любого иного нормативно-правового акта, является соблюдение баланса интересов кредиторов и должника в процессе производства по делу о несостоятельности. Достижение этой цели крайне затруднено в силу природы несостоятельности, когда, с одной стороны, у должника недостаточно средств для удовлетворения требований всех кредиторов, что порождает естественное желание разделить имеющееся средства как можно раньше, а с другой стороны, в ряде случаев необходимо продолжение функционирования предприятия-должника, если это будет способствовать его выходу из кризисного положения.

В ходе работы были рассмотрены порядки проведения процедур банкротства организации, особенности удовлетворения требований кредиторов, специальный механизм наблюдения, направленный на обеспечение сохранности имущества предприятия должника, методы финансового оздоровления, принципы внешнего управления, механизм конкурсного производства, устанавливающий очередность распределения конкурсной массы в связи с невозможностью удовлетворения всех предъявленных должнику требований, а также процедура мирового соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Нормативные акты
  2. Гражданский кодекс РФ. - М.: ТАНДЕМ, 1999.
  3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. №3929-1.
  4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ.
  5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ.
  6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.
  7. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ.
  8. Научная литература и периодика.
  9. Антикризисное управление: Учебник / Под ред.Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  10. Антикризисное управление предприятиями: Учебное пособие / Под ред.А.Н. Ряховской. М.: ИПК Госслужащих, 2001.
  11. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебное пособие / Подготовлено Г.К. Талем и Г.Б. Юном - М.: Дело, 2001.
  12. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации. - М.: ЮНИТИ 2004.
  13. Афонькин В.Н., Сабинина Е.А. Законодательство о банкротстве: теоретические и практические аспекты. - М.: Современная экономика и право, 2000.
  14. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
  15. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Ника-Центр, 1999.
  16. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. - М.: ОМЕГА-Л, 2005.
  17. Неймышева Н. "Ведомости" № 141(704) от 12.08. 2002
  18. Тихонов А. "Известия" № 196 (26753) от 21.10 2004
  19. Трофимов К.Т. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". - М.: КОНТАКТ; ИНФРА-М, 2000.
  20. Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
  21. Шим Джей К., Сигел Джоэл Т. Финансовый менеджмент. М.: Филин, 1996.

Информация о работе Банкротство юридического лица