Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:54, дипломная работа
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Мы считаем, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Введение 3
Глава I. Понятие, сущность и специфические черты
международного терроризма. 6
§1.Понятие, сущность и криминалистическая характеристика
международного терроризма 6
§2. Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним. 15
§3. Международные террористические и экстремистские организации 22
Глава II. Проблемы борьбы с терроризмом в различных государствах. 52
§1. Тенденции развития терроризма 52
§2. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм
и их взаимосвязь. 57
Глава III. Международное сотрудничество в области борьбы
с терроризмом 69
§1. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма 69
§2. Национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом и их компетенция. 78
Заключение 87
Библиография
§1. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма
Мировое сообщество в конце 60-х—начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Именно в этот период теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало "правилом", повседневностью во многих странах. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас на все регионы. Как естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного значительного массива законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость ее обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.
Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: — Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (1963); — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); — Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); — Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); — Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); — Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); — Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999). Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.
Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.
В продолжение данных
тезисов на 49-й сессии Генеральной
Ассамблеи Организации
В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран «большой восьмерки» приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к "улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы". Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".1
С учетом большого числа террористических актов на транспорте правительствам стран "большой восьмерки" предлагается срочно начать консультации о повышении безопасности общественного транспорта.
Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей.
"Восьмерка" призывала
все государства взять под
свой контроль
Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего компьютерная сеть Интернет и частные средства кодирования передаваемой по ней информации.
В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.
Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.
"Восьмерка" рекомендовала
всем государствам
Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.
Первая охватывает, в частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений.2
Страны "большой восьмерки" решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность. Вместе с тем, у экспертов, участвовавших в подготовке встречи, не было иллюзий, что на пути эффективного противодействия терроризму в данной области возникнет много препятствий. Например, для многих государств тайна банковского вклада служит гарантией привлечения финансов из-за рубежа, и они вряд ли от нее откажутся.
Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Следовательно, значение состоявшейся в Париже конференции заключается еще и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей профессии, "у которых секретность просто в крови".
Ведущие страны мира пришли
к осознанию того, что преступный
мир объединился гораздо
Группа старших экспертов
по транснациональной организованн
Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался.
Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.
В целях координации усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе Соглашение "О концепции военной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств", представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств — членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение "О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В 1995—1996 гг. принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств — участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.[24]
Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 г. Советом глав государств Программы совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 г., включающей в себя комплекс мероприятий, основывающихся на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными формами преступности и терроризмом. Разработана целевая Межгосударственная программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., что обусловлено растущим числом террористических актов и необходимостью создания в странах СНГ международной системы совместных мер борьбы с ними, координации усилий государств — участников Содружества.
Во исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.3
В интересах более тесного
Однако положения, содержащиеся в вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В связи с этим после всплеска террора в конце 60-х—начале 70-х гг. США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей, приняли ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.
В США, не существует всеобъемлющего федерального закона, непосредственно касающегося терроризма внутри страны. Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий и т. д., захвата заложников или зданий посольств. Все эти действия караются федеральным законом или законом штата и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных аспектах.
Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.
В ФРГ принято около 10 специальных
законов, направленных на борьбу с терроризмом.
Они действуют и как