Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 15:57, дипломная работа
Цель исследования - анализ правовой природы брака и его заключения и выявления противоречий и пробелов законодательства и разработки практических рекомендаций по решению данных проблем.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
- изучить понятие и сущность института брака;
- исследовать становление и развитие института брака;
- рассмотреть правовое регулирование брака в современном российском праве;
- провести анализ условий необходимых для вступления в брак;
- проанализировать обстоятельства, препятствующие заключению брака;
- изучить процедуру заключения брака;
- провести оценку фактического супружества;
- рассмотреть зарегистрированное партнерство.
Введение 3
I. Особенности института брака и его развитие 6
1.1. Понятие и сущность института брака 6
1.2. Становление и развитие института брака 11
1.3 Правовое регулирование брака в современном российском праве 18
II. Заключение брака по законодательству РФ 24
2.1. Условия, необходимые для вступления в брак 24
2.2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака 29
2.3. Процедура заключения брака 32
III. Квазибрачные союзы 42
3.1 Фактическое супружество 42
3.2 Зарегистрированное партнерство 48
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение 63
С принятием закона об однополых браках (в Норвегии — 01.01.2009, в Швеции — 01.11.2009) уже зарегистрированные партнёрства остаются в силе и могут быть преобразованы в брак путём подачи письменного заявления, либо через официальную церемонию. Новые зарегистрированные партнёрства более не заключаются91.
Вступившие в силу 27 июня 2010 года в Исландии и 15 июня 2012 года в Дании законы об однополых браках отменяют регистрируемые партнёрства и легализуют однополые браки.
Гомо- и гетеросексуальные незарегистрированные сожительства с ограниченными правами признавались в Венгрии ещё с 1996 года. С 1 июля 2009 года также действует новый закон о зарегистрированных однополых союзах, предоставляющий однополым парам все права брака, кроме права усыновления и права на общую фамилию.
Таблица 1 – Государства, в которых разрешены зарегистрированные партнерства
В испанском муниципалитете Камбре гражданские партнёрства могут заключаться не только однополыми парами. Более того, в таких союзах могут состоять близкие родственники и даже несколько (более чем двое) партнёров.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации, определение понятия брака, порядка его регистрации, прав и обязанностей, вытекающих из брака, — это прерогатива законодателя. Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством92.
Как следует из смысла п.1 ст.12 ГК РФ, для заключения брака необходимо различие полов лиц, вступающих в брак – это исстари неписанное условие заключения брака. При заключении брака между однополыми лицами отсутствует предусмотренное п.1 ст.12 СК РФ согласие разнополых лиц, в связи, с чем такой брак должен признаваться недействительным на основании п.1 ст.27 СК РФ.
Семейный кодекс Российской Федерации также не содержит прямого определения понятия брака, однако использует это понятие в контексте союза мужчины и женщины:
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины.
Статья 1. Основные начала семейного законодательства: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».
Несмотря на то, что в России признаются браки, заключенные на территории иностранного государства, если они заключены в соответствии с законодательством того государства, заключённые за границей однополые браки в России не имеют силы.
Согласно ст.167 СК РФ, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.
Согласно Семейному кодексу РФ и нормам гражданского права, в случае разногласий применяются нормы международного права лишь в том случае, если существуют международные договоры между Россией и другими странами. Однако подобных международных отношений по однополым бракам у России нет. Таким образом, такой брак в России просто не будет для сторон порождать никаких правовых последствий93.
18 января 2005 года в Савеловском Загсе Москвы прошла регистрация заявления о вступлении в однополый брак между депутатом парламента Башкирии от партии («Яблоко») Эдвардом Мурзиным (при этом являющимся гетеросексуалом) и главным редактором гей-журнала «Квир» и сайта Gay.ru Эдуардом Мишиным. Фактически заявителями открыто признавалось то, что брак фиктивный и заключается ради попытки признания в России однополых союзов.
19 января в
офис общественного центра «Я+
16 ноября 2006 года Конституционный суд России отказался принять к рассмотрению жалобу Э.Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса РФ.
Из Определения Конституционного Суда РФ:
…ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, при том что само по себе отсутствие такой регистрации никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина…
12 ноября 2008 года Европейский суд по правам человека отказал жалобе Эдварда Мурзина на противоречие запрета однополых браков в России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так, Решением Останкинского районного суда города Москвы от 15 февраля 2005 года гражданину Э. Мурзину отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения органа загса об отказе в регистрации брака с гражданином Э.А. Мишиным. Суд указал, что в данном случае не было (и не могло быть) соблюдено одно из закрепленных в пункте 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации условий заключения брака, а именно взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Суд кассационной инстанции оставил указанное решение без изменения.
12 мая 2009 года
две гей-активистки Ирина
23 октября 2009 года две гражданки России заключили брак в Канаде, супруги намерены добиваться признания заключённого брака в России.
18 января 2011 года Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу Ирины Фет и Ирины Шипитько на отказ поженить их в России, в котором говорится, что Российское государство нарушило статью 12 Европейской конвенции, гарантирующую право на брак, а также статьи 8 (право на уважение семейной жизни) совместно со статьей 14 (право не подвергаться дискриминации)95.
Президент России Владимир Путин в 2013 году раскритиковал западные страны за попытки уравнять в правах однополые браки и «традиционные семьи». Патриарх Кирилл назвал легализацию однополых союзов «опасным апокалиптическим симптомом» и «путём самоуничтожения народа». Один из авторов Конституции РФСергей Шахрай, сославшись на Хорватию, предложил внести в основной документ положение о том, что брак является союзом мужчины и женщины.
Таким образом, существуют различные нестандартные формы брака как в нашей стране, так и за рубежом, несмотря на то, что такие браки не регулируются нормами права.
Заключение
Проблема брака сегодня, как и всегда, является актуальной. Институт брака требует принятия серьезных неотложных мер по его оздоровлению, укреплению и развитию. Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи могут более или менее эффективно решаться с помощью хорошо продуманной и последовательно проводимой государственной политики.
В РФ нормы законодательства в области брачных отношений хотя и развиваются со временем, однако, стоит отметить некоторые недостатки, которые рекомендуется устранить.
Самое первое – это отсутствие законодательно закрепленного определения понятия «брак». Необходимо ввести данное определение в СК РФ.
Так же было показано, что законодатель не предусмотрел указание в законе конкретных уважительных причин, которые могут повлиять либо на снижение установленного возраста вступления в брак, либо на изменение срока заключения брака со дня подачи заявления в органы Загса.
В ст. 11 Семейного Кодекса не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных обстоятельств и сложившейся практики.
Ввиду этого представляется целесообразным уточнение данных обстоятельств в законе.
Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность, рождение ребенка, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п. Некоторые из этих обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т. п.).
Поэтому данные обстоятельства следует закрепить законодательно.
Представляется необходимым внести изменения в ст. 158 СК РФ, установив, что «браки между гражданами Российской Федерации, заключенные за пределами территории РФ в соответствии с законодательством государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в РФ, если соблюдены условия ст. ст. 12, 13, 14 СК РФ».
Возможно изменить редакцию п.2 ст. 15 Семейного кодекса РФ следующим образом: «Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Если у лица, вступающего в брак, будет обнаружено наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, оно обязано сообщить об этом лицу, с которым намеревается вступить в брак».
Кроме того рекомендуется ввести законодательно установленное определение фактического брака, указать права лиц состоящих в таком браке, чтобы лица, проживающие в таком браке знали, что их брак, не зарегистрированный в органах ЗАГС не порождает последствий, и имели бы стимул к заключению гражданского брака.
Фиктивны как зарегистрированный брак без цели создания семьи, так и сожительство без регистрации.
Если последовать предложению тех ученых, что предлагают наряду с зарегистрированным браком придать правовую форму еще и квазибраку, наделить его определенными, главным образом в отношении совместно нажитого имущества, последствиями, то это будет означать узаконение брака-фикции.
И это будет являться прямым нарушением конституционной нормы, направленной на защиту семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ); не будет обеспечено и право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).
Следовательно, необходимо законодательно определить как понятие фактического брака, так и возможные его последствия.
И несмотря на то, что во многих странах мира, как отмечает А.Д. Толстая, создана правовая база, обеспечивающая институт сожительства (то есть проживания без регистрации брака), представляется, что не нужно России идти по этому пути, разрушая традицию создания семьи, рождения и воспитания ребенка в семье. Необходимо учитывать, что кроме "реализации репродуктивной функции семья выполняет функцию социализации нового поколения, играет первостепенную роль в формировании личности, занимает важное место в эмоциональной жизни человека". А потому нужно найти действенный механизм по возрождению института семьи, уважительного со стороны родителей отношения к правам ребенка. Для этого необходимо устранить причину отказа от регистрации брака.
По вопросам заключения брака часто возникают судебные споры.
Как показало проведенное исследование, основанием споров могут быть различные основания: отказ с государственной регистрации брака; признание брака недействительным; обжалование действий органа загса. В большинстве случаев, они подлежат удовлетворению.
Постоянно возрастающее количество споров, связанных с заключением брака может свидетельствовать о том, что правовое регулирование заключения брака содержит пробелы. Думается, нескольких статей СК РФ и ФЗ «О государственной регистрации актов гражданского состояния» не достаточно.
На основании вышеизложенного, видится целесообразным принятие ФЗ «О порядке и условиях заключения брака».
Таким образом, на данный момент законодательное регулирование брачных отношений и заключения брака еще недостаточно совершенно, есть пути его дальнейшего развития.
Список использованной литературы