Валютная политика рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

типы национальных экономик:
По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики. Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

- рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

- рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

- рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия стремилась ограничить роль государства. Поэтому в ее национальном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

человечества.

Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники

(33 страны из Европы,

                                                                            6

США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы

равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или  угрозы

силой,

нерушимость границ, территориальная  целостность государств, мирное

урегулирование споров, невмешательство  во внутренние дела, уважение прав

человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей

судьбой, сотрудничество между  государствами и добросовестное выполнение

обязательств по международному праву. Совещание также определило направления

и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и

техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между

людьми, учреждениями, организациями.

Характерной чертой современного мирового развития является быстрый  рост

внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего

продукта стран — участниц международной торговли. В процесс  международного

географического разделения труда вовлечены практически все страны земного

шара. Многие из них благодаря  экспорту товаров и услуг обеспечивают

значительную часть своих  доходов. Такие государства принято  называть

государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего, страны

Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового

товарооборота.

В последние десятилетия  под влиянием НТР в товарной структуре  международной

торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых

товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой

продукции машиностроения.

Активному участию в мировых  хозяйственных связях бывшему СССР препятствовали

противостояние и противоборство капиталистических стран, железный занавес,

созданный на пути нормальных партнерских отношений в сфере международной

торговли. После распада  СССР геополитическое положение  России как его

преемницы существенно усложнилось. Лишившись половины морских портов и

торгового флота, она потеряла возможность отстаивать свои торгово-

экономические интересы как  в странах бывшего СЭВ, так и на традиционных

рынках дальнего зарубежья.

Сложившаяся ситуация потребовала  взвешенного анализа при формировании

действенной стратегии внешнеэкономической  деятельности и ее политического и

институционального обеспечения, роль которых в современных условиях

существенно возрастает. Следует  также учитывать, что торгово-политические

условия за последнее время  в  отношении России усложнились, тогда, как для

основных партнеров они  стали благоприятнее.

                                                                         7

Курс на создание открытой экономики предусматривался прежде всего развитием

торгово-экономических отношений  России с Западом, откуда предполагалось

получать необходимые  для модернизации экономики технологию, кредиты,

инвестиции в обмен  на

экспортные товары, не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и

продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Этой

задаче служил также процесс  реформирования внешнеэкономической деятельности,

ее децентрализация и  либерализация.

Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к  расширению и

совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация

внешней торговли расширила  круг ее непосредственных участников, но, не

усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то,

и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение

инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей,

существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок

многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны

производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим

экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций

преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как

солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением

внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж

многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка

и решения внутренних проблем.

Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного  периода. Но к

сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее

структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем

сокращении в нем доли изделий машиностроения до 8 % (в торговле с западными

странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла доля сырья и

потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и

технологий (именно технологии являются основным фактором образования

существенного активного  сальдо во внешней торговле за последнее  время),

стагнации инвестиционного  процесса в стране.

Важной составной частью стратегического курса на современном  этапе социально-

экономических реформ страны является коренная перестройка внешнеэкономической

деятельности. На основе глубокого  и всестороннего анализа внутренних проблем

страны

                                                                       8

и тенденций в современном  мире раскрывается принципиально новая  роль

внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к

рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной,

целенаправленной внешнеэкономической  политики. Такой подход основан на одной

из наиболее

существенных объективных  общемировых тенденций современности — углублении

международного разделения труда, росте хозяйственного общения между

странами.

В настоящее время для  каждого государства важным условием эффективного

развития своих производительных сил является использование тех выгод,

которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела

необходимость активного  использования внешнеэкономического фактора, решения

задач интенсификации общественного производства па основе научно-технических

достижений. Коренным образом  пересмотрены прежние положения  о

внешнеэкономических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому

комплексу в условиях перестройки  отводится активная, преобразующая роль, он

становится важной неотъемлемой частью российской экономики.

Внешнеэкономические связи  рассматриваются как равноценный, наряду с другими,

фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения

научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, учи пения

роли и влияния России в мировой экономике и политике.

Начало рыночных реформ в  России положило конец существовавшей в бывшем СССР

государственном монополии  на внешнеэкономическую, в том числе

внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь

весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых

организаций.

Фактически экономика  СССР — одной из крупнейших индустриальных держав мира —

развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой  торговле не

превышала во второй половине 80-х годов 4 %.

                                                                         9

Широкое вовлечение России в международное разделение труда  и мировую

экономику является одним  из необходимых условий превращения нашей страны в

передовое демократическое  государство с рыночной экономикой.

Указом Президента РФ в  ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были

либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие во

внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и

физическим лицам. Это  означало ликвидацию государственной монополии внешней

торговли как одной  из основ социалистической экономики  бывшего СССР.

Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное

планирование внешнеэкономических  связей, их осуществление небольшой  группой

(около 50) государственных  монопольных экспортно-импортных объединений. На

смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты

регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование,

таможенная политика.

Под контролем государства  остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для

централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал

частный сектор.

Одновременно внешнеэкономическая  деятельность принимает все более  открытый

характер. Заметно расширилось  число участников внешнеторговых операций. В

соответствии с действующей  Конституцией Российской Федерации и Федеративным

договором право на внешнеэкономическую  деятельность получили непосредственно

субъекты Федерации — республики, края, области, автономные образования, а

также отдельные предприятия  и компании.

Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях среди субъектов

Российской Федерации  лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская, Иркутская,

Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и

Башкортостан, города Санкт-Петербург  и Москва, а также Московская и

Мурманская области.

Включению России в мировые  хозяйственные связи благоприятствует изменение

политического климата на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР,

а \

                                                                         10

затем и его преемнику  — Российской Федерации — жесткие, дискриминационные

ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.

Наметившийся в последние  годы значительный рост удельного веса стран с

развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те

изменения в ориентирах внешнеэкономической  деятельности нашего государства,

которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение политических

режимов и переход к  рыночному хозяйству бывших социалистических стран

Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета экономической

взаимопомощи (СЭВ) и разрушение

сложившейся более чем  за сорокалетний период существования  системы

международного социалистического  разделения труда, переход к расчетам в

торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и  др.

Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое положение  России и

на возможности развития внешнеэкономической деятельности. В России осталось

девять морских пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских портов

бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский, Выборгский,

Калининградский (единственная незамерзающая российская морская  гавань на

Балтике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-Петербург

становится основным центром  связи России с Европой, международных транзитных

перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков

важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации

осталось лишь два —  Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских

границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились

внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта. Современная Россия

имеет лишь два международных  железнодорожных перехода из 25 в  бывшем СССР —

на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в Калининградской  области (в

Польшу).

Современное геополитическое  положение России благоприятствует укреплению

внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского

региона, что позволит усилить  позиции страны и в Европе.

                                                                          

19 вопрос.

Государственное регулирование и смешанная экономика  в ПРС. 

Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование»

В современных условиях ни в одной развитой стране не существуют чисто рыночные отношения. Фактически как в национальном, так и в мировом масштабах сложилась смешанная экономика. Поэтому сегодня, когда речь идет о рыночной системе, то на самом деле следует иметь в виду смешанную экономику. Это означает, что чисто рыночные критерии и механизмы не действуют и не могут действовать, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие форм собственности и видов предпринимательства, на сочетание различных видов экономического регулирования: рыночного, корпоративного, государственного, международного, когда государство выступает одновременно как органичный элемент данной системы, так и гарант существования и функционирования всей системы.

Информация о работе Валютная политика рф