Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:20, контрольная работа
типы национальных экономик:
По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики. Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:
- рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);
- рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;
- рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.
Россия стремилась ограничить роль государства. Поэтому в ее национальном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).
человечества.
Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники
(33 страны из Европы,
США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы
равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы
силой,
нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное
урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав
человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей
судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение
обязательств по международному праву. Совещание также определило направления
и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и
техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между
людьми, учреждениями, организациями.
Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост
внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего
продукта стран — участниц международной торговли. В процесс международного
географического разделения труда вовлечены практически все страны земного
шара. Многие из них благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают
значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть
государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего, страны
Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового
товарооборота.
В последние десятилетия под влиянием НТР в товарной структуре международной
торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых
товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой
продукции машиностроения.
Активному участию в мировых хозяйственных связях бывшему СССР препятствовали
противостояние и
созданный на пути нормальных партнерских отношений в сфере международной
торговли. После распада СССР геополитическое положение России как его
преемницы существенно усложнилось. Лишившись половины морских портов и
торгового флота, она потеряла возможность отстаивать свои торгово-
экономические интересы как в странах бывшего СЭВ, так и на традиционных
рынках дальнего зарубежья.
Сложившаяся ситуация потребовала
взвешенного анализа при
действенной стратегии внешнеэкономической деятельности и ее политического и
институционального
существенно возрастает. Следует также учитывать, что торгово-политические
условия за последнее время в отношении России усложнились, тогда, как для
основных партнеров они стали благоприятнее.
Курс на создание открытой экономики предусматривался прежде всего развитием
торгово-экономических
получать необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты,
инвестиции в обмен на
экспортные товары, не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и
продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Этой
задаче служил также процесс реформирования внешнеэкономической деятельности,
ее децентрализация и либерализация.
Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к расширению и
совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация
внешней торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не
усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то,
и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение
инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей,
существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок
многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны
производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим
экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций
преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как
солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением
внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж
многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка
и решения внутренних проблем.
Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного периода. Но к
сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее
структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем
сокращении в нем доли изделий машиностроения до 8 % (в торговле с западными
странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла доля сырья и
потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и
технологий (именно технологии являются основным фактором образования
существенного активного сальдо во внешней торговле за последнее время),
стагнации инвестиционного процесса в стране.
Важной составной частью стратегического курса на современном этапе социально-
экономических реформ страны
является коренная перестройка
деятельности. На основе глубокого
и всестороннего анализа
страны
и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль
внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к
рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной,
целенаправленной
из наиболее
существенных объективных общемировых тенденций современности — углублении
международного разделения труда, росте хозяйственного общения между
странами.
В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного
развития своих
которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела
необходимость активного
использования
задач интенсификации общественного производства па основе научно-технических
достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о
внешнеэкономических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому
комплексу в условиях перестройки отводится активная, преобразующая роль, он
становится важной неотъемлемой частью российской экономики.
Внешнеэкономические связи
рассматриваются как
фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения
научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, учи пения
роли и влияния России
в мировой экономике и
Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в бывшем СССР
государственном монополии на внешнеэкономическую, в том числе
внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь
весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых
организаций.
Фактически экономика СССР — одной из крупнейших индустриальных держав мира —
развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не
превышала во второй половине 80-х годов 4 %.
Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую
экономику является одним
из необходимых условий
передовое демократическое государство с рыночной экономикой.
Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были
либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие во
внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и
физическим лицам. Это означало ликвидацию государственной монополии внешней
торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР.
Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное
планирование
(около 50) государственных
монопольных экспортно-
смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты
регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование,
таможенная политика.
Под контролем государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для
централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал
частный сектор.
Одновременно
характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций. В
соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации и Федеративным
договором право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно
субъекты Федерации — республики, края, области, автономные образования, а
также отдельные предприятия и компании.
Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях среди субъектов
Российской Федерации лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская, Иркутская,
Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и
Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также Московская и
Мурманская области.
Включению России в мировые
хозяйственные связи
политического климата на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР,
а \
затем и его преемнику — Российской Федерации — жесткие, дискриминационные
ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.
Наметившийся в последние годы значительный рост удельного веса стран с
развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те
изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства,
которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение политических
режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран
Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета экономической
взаимопомощи (СЭВ) и разрушение
сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы
международного
торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.
Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое положение России и
на возможности развития
внешнеэкономической
девять морских пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских портов
бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский, Выборгский,
Калининградский (единственная незамерзающая российская морская гавань на
Балтике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-Петербург
становится основным центром связи России с Европой, международных транзитных
перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков
важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации
осталось лишь два — Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских
границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились
внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта. Современная Россия
имеет лишь два международных железнодорожных перехода из 25 в бывшем СССР —
на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в Калининградской области (в
Польшу).
Современное геополитическое положение России благоприятствует укреплению
внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.
19 вопрос.
Государственное
регулирование и смешанная
Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование»
В современных условиях ни в одной развитой стране не существуют чисто рыночные отношения. Фактически как в национальном, так и в мировом масштабах сложилась смешанная экономика. Поэтому сегодня, когда речь идет о рыночной системе, то на самом деле следует иметь в виду смешанную экономику. Это означает, что чисто рыночные критерии и механизмы не действуют и не могут действовать, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие форм собственности и видов предпринимательства, на сочетание различных видов экономического регулирования: рыночного, корпоративного, государственного, международного, когда государство выступает одновременно как органичный элемент данной системы, так и гарант существования и функционирования всей системы.