Валютная политика рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

типы национальных экономик:
По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики. Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

- рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

- рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

- рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия стремилась ограничить роль государства. Поэтому в ее национальном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

Смешанная экономика – экономическая система, управление которой предполагает оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. В ее основе лежит множественность форм собственности.

Государственное регулирование экономики – поддержание макроэкономического равновесия, воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

В теории и на практике государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь.

Хозяйственная деятельность в стране ограничивается сегодня  и федеральными, и региональными, и местными властями. Поэтому не будет успеха ни у одной национальной программы, если не обеспечено единое экономическое и правовое пространство.

Усиление регулирующей роли властных структур – это естественная реакция на утрату управляемости социально-экономическими процессами, на отсутствие понятных концепций и программ действия по важнейшим стратегическим, экономическим и другим вопросам жизни российского государства.

Разработанные «Основные  направления социально-экономической  политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» определяют стратегию развития до 2010 г. В них выделяются два раздела: I – Социальная политика; II – Модернизация экономики, но механизма их реализации нет. Раздел II содержит пути инновационного развития экономики, ее структурную  перестройку.

В «Основных направлениях»  отмечается, что уровень инфляции, начиная с 2004 г., должен составлять не более 10% в год. Сегодня доходы 10% самых богатых более доходов 10% самых бедных граждан России почти  в 14 раз. К 2005 г. этот разрыв снизился до 10 раз. Подобные важные социальные процессы во всем мире регулируются государством. Внутренние инвестиции в 2010 г. увеличатся на 73 по сравнению с инвестициями в 1999 г.

Решение широкомасштабных задач  в экономической сфере оставляет  за государством его важнейшие функции  по обеспечению и стимулированию научно-технического прогресса. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективных предприятий на поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств, развитие инфраструктуры и т.п.

 

26 вопрос.

Теории  мировой торговли. 

Основные теории международной  торговли.

Классические теории международной  торговли

Классические  теории заложили основы анализа мирохозяйственных  связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой  области.

Теория абсолютных преимуществ  А. Смита

Основоположник  экономической науки Адам Смит в  своей книге «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда  А. Смит распространил и на мирохозяйственную  сферу, впервые теоретически обосновав  принцип абсолютных преимуществ (или  абсолютных издержек): «Основное правило  каждого благоразумного главы семьи  состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем  при покупке их на стороне... То, что  представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может  оказаться неразумным для всего  королевства. Если какая-либо чужая  страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»

Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит  в том, что основой развития международной  торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить  экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где  издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.

2.1.2 Теория сравнительных  преимуществ Д. Рикардо

Другой  классик, Давид Рикардо, в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Теория  сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и  наличия свободной торговли. Эти  исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов  развития международной торговли.

Рассмотрим  действие принципа сравнительных преимуществ (издержек) в международной торговле на конкретном примере.

Пример 1. Допустим, что отрез сукна в 25 м обменивается на бочонок вина в 50 л.

На  производство такого отреза сукна в  Португалии затрачивается годовой  труд 90 работников, а в Англии - 100 работников. На производство бочонка  вина указанной емкости в Португалии затрачивается труд 80 работников, а  в Англии -- 120 работников. Таким образом, Португалия имеет абсолютные преимущества по обоим товарам, а у Англии этих преимуществ нет. Тем не менее обеим странам выгодно обмениваться товарами.

Если  Португалия откажется от производства отреза сукна, а импортирует его  из Англии в обмен на бочонок вина, то она сэкономит годовой труд своих 20 работников.

В приведенном  примере подразумевается, что оплата труда в обеих странах одинакова. Однако, если она различна, то как указывали последующие экономисты -- сторонники теории Рикардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. В нашем случае, если уровень оплаты труда в Португалии, скажем, вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по-прежнему получит выгоду, но уже не в два, а в четыре раза меньше, чем Англия, т.е. у последней эта выгода будет уже не в два, а в четыре раза больше. Это нетрудно подсчитать, если условно определить годовую заработную плату виноделов и ткачей в Португалии в 1000 ф. ст., а заработную плату тех же работников в Англии -- в 2000 ф. ст.

Есть  теоретические доказательства того, что рикардианская модель работает и в случае множества товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров.Как видно из приведенного примера, международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров.

2.1.3 Теория соотношения  факторов производства Хекшера-- Олина

Дальнейшее  развитие классической теории международной  торговли связано с созданием  в 20-х гг. ХХ в. шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином теории соотношения факторов производства, которая наиболее полно была изложена в книге последнего «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.). Эта теория основывается на тех же предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Смита и Рикардо. Основное различие состоит в том, что она исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда -- заработная плата.

Уровень относительных цен, т.е. соотношение  цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет  меньше, чем в странах, где имеется  дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с  избыточными трудовыми ресурсами  будет меньше, чем в других странах, где их недостает.Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.

29 вопрос.

Внешнеторговая  политика и методы ее регулирования.Внешнеторговая политика (ее инструменты) 
В результате эволюции международных экономических отношений сложился обширный инструментарий внешнеэкономической политики.  
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей. 
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. 
К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные методы регулирования. 
 
1.Тарифные методы регулирования. 
1.1 Таможенный тариф на импорт. 
Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. 
 
Имеется два основных вида таможенных пошлин: 
 
1) специфические (определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения); 
 
2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара). 
 
Таможенный тариф в ограниченном смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. 
Употребление таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию. 
С точки зрения целевой направленности можно выделить протекционистский или фискальный характер тарифов. Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные цены на импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняет внутренний рынок.  
Целью фискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями.  
 
Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин: 
 
1) максимальные (используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений); 
 
2) минимальные (используются, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования); 
 
3) преференциальные (льготные) — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. 
1.2. Тариф на экспорт 
 
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в определении экспортного тарифа и с точки зрения роста доходной части бюджета. В основном экспортные тарифы используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Промышленно развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией. 
 
1.3. Таможенный союз 
 
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа. 
На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза. 
 
 
 
 
2. Нетарифные методы регулирования 
Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. 
 
2.1. Квотирование 
 
Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент. Квотирование (контингирование) — это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.  
К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.). 
Государственное воздействие влияет на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т. д.  
Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).  
Имеется также практика автоматического лицензирования. Это когда для ввоза или вывоза определенных товаров необходимо получить лицензию, что позволяет государству выполнить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро ввести ограничительные меры.  
 
2.2. Добровольные экспортные ограничения 
 
Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта — это добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В настоящее время поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений. 
 
2.3. Экспортные субсидии 
 
В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта. 
Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии — это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем. 
Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии — выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные — путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.  
В соответствии с правилами ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и ВТО (Всемирная торговая организация) применение экспортных субсидий запрещается. Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин. 
 
2.4. Демпинг 
 
Демпинг — распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является, во-первых, следствием государственной внешней политики (экспортер получает субсидию); во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж). 
Дискриминация в ценах возможна в том случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли. 
 
2.5. Экономические санкции 
 
Крайней формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН. 
Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

32 вопрос. Международное движение капитала:сущность и формы.

 

 


Информация о работе Валютная политика рф