Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:50, курсовая работа
В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, виды и принципы избирательных систем 5
2 Избирательные округа, участки, комиссии 21
3 Кандидаты, голосование, подсчет голосов 31
Заключение 43
Глоссарий 45
Список использованных источников 47
Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения или блока, а также участвующие в подделке этих подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации; нарушающие правила проведения предвыборной агитации; нарушающие правила финансирования избирательной кампании; препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и их членов; препятствующие голосованию на избирательных участках, нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Избирательная система России не очень удачна (ее предлагают изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение).
Особое значение
имеет совершенствование
К основному предложению об использовании в России пропорциональной системы с небольшими многомандатными округами и преференциальным вотумом (а такая система дает возможность завершить выборы в один тур) можно сделать дополнительные предложения, направленные на ее совершенствование.
Во-первых, необходимы заместители депутатов Думы. Проводить дополнительные выборы в связи с досрочным освобождением мандата (переход на государственную службу и, следовательно, несовместимость должностей, смерть депутата и т.д.) - излишняя роскошь. Помимо того, что это отвлекает избирателей, дополнительные выборы, как говорилось, связаны с большими затратами.
Институт заместителей исключает дополнительные выборы и уже в этом его огромный плюс. В частности, он есть во Франции, правда, при другой избирательной системе. Избирательный залог предусмотрен в России законом 1999 года (во многом это связано с рекомендациями ученых-юристов), но некоторые вопросы остаются.
Во-вторых, наша избирательная система может быть усовершенствована за счет изменения порядка государственного финансирования выборов. В демократических странах государство выделяет денежные средства не всем зарегистрированным партиям и кандидатам, как в России, а тем из них, которые пользуются хотя бы небольшим, но влиянием у избирателей. Обычно государственные средства для выборов выделяют партиям, имеющим в парламенте определенное число мест, что свидетельствует о влиянии партии среди избирателей, или получившим на прошлых выборах в парламент определенный процент голосов (обычно 2-3%). Разумеется, существует строгая отчетность об использовании таких средств, чего нет в России.
В-третьих, в избирательных законах различных стран мира в последние десятилетия все чаще предусматриваются меры, призванные отсечь от выборов тех кандидатов и партии, которые никого не представляют, кроме самих себя, и тем самым сделать выборы менее запутанными, более "поляризованными". Отчасти это осуществляется введением избирательного залога, о котором говорилось выше, путем установления возмещения государству понесенных расходов непопулярными партиями и кандидатами, введением заградительного барьера (пункта). Юридически эти меры не дискриминационны: они дают всем равные возможности добиваться успеха. Но на деле они могут стать нарушением принципов демократии (партии, непопулярные ныне, могут стать затем весьма популярными, и это бывало) и привести к острейшей фактической дискриминации.16
№ |
Понятие |
Определение |
1 |
Выборы |
форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица |
2 |
Избирательное право |
урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления |
3 |
Избирательный округ |
территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц |
4 |
Избирательный участок |
территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов. |
5 |
Предвыборная агитация |
деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) |
6 |
Избирательная система |
часть политической системы общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан – избирать и быть избранными |
7 |
Референдум |
форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба |
8 |
Виды избирательных систем |
элемент политической системы общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан – избирать и быть избранными |
9 |
Субъективное избирательное право |
гарантированная государством
возможность для гражданина избирать
и быть избранным в различные
государственные и местные |
10 |
Избирательный бюллетень |
главное свидетельство волеизъявления избирателя |
11 |
Фальсификация |
подделка, изменение (обычно с корыстной целью) вида или свойства предметов. |
12 |
Избирательный фонд |
временный целевой фонд, создаваемый в порядке, установленном национальным законодательством, для финансирования избирательной кампании |
13 |
Голосование |
главная стадия избирательного процесса, проходит в один или два тура, осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня |
14 |
Правительство РФ |
высший орган федеральной исполнительной власти, т.е. это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране |
15 |
Счетная палата |
вспомогательный орган парламента (Федерального Собрания), осуществляющий контроль над исполнением федерального бюджета |
1 |
Политология: Учебник под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.:, 2006. |
2 |
Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998. |
3 |
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 2-е. – М.: Юристъ.1999. |
4 |
Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. – М.: Феникс. 2003. |
5 |
Собрание законодательства РФ. 1997г. №38. ст. 4339 |
6 |
Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: 2007. |
7 |
Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28). |
8 |
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для студентов юрид. вузов и ф-тов. Т. 3. Особенная часть: Страны Европы // Отв. ред. Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2007. |
9 |
Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1. |
10 |
Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2008. № 6. |
11 |
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 34. Ст. 3443 |
12 |
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд. и доп. – М.: Норма, 2004. |
13 |
Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2007. |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
1 Политология: Учебник под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2006.
2 Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Издание 2-е. М. Юристъ.1999.
4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Издание 2-е. М. Юристъ.1999.
5 Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003.
6 Собрание законодательства РФ. 1997г. №38. ст. 4339
7 Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 2007.
8 Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права /Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1.
9 Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28).
10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Т. 3. Особенная часть: Страны Европы / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 2007.
11 Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1.
12 Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28).
13 Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2008. № 6.
14 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3443.
15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд. и доп. – М.: Норма, 2004.
16 Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2007.