ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……….….2
1. Области применения государственно-частного партнерства …….…..3
2. Основные критерии и характеристики объектов государственно-частного партнерства……………………………………………………… 5
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы ………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Основные объекты для ЧГП и критерии отнесения этих объектов к проектам ЧГП.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

5) недвижимое и связанное с  ним движимое имущество предприятий  осуществляющих добычу, переработку  и поставку материалов и комплектующих  для предприятий оборонно-промышленного  комплекса

6) специальное программно-математическое  обеспечение систем автоматизированного  управления войсками, оружием и  военной техникой, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  военного назначения 

7) военное и санитарное имущество, в том числе учебно-тренировочные  и ремонтно-эксплуатационные средства  и оборудование для учебных  полей, классов, полигонов, аэродромов, танкодромов и прочее, средства  гражданской обороны, специальное  оборудование и технологическая  оснастка оборонных предприятий  и войсковых ремонтных органов, средства метрологического обеспечения 

8) иные виды объектов сферы  военно-технического обеспечения  обороны и безопасности страны, а также акции и доли в  уставном капитале организаций  сферы военно-технического обеспечения  обороны и безопасности страны.

Формы партнерства государства и частного сектора различаются по видам предоставляемых услуг и производимых товаров, по используемым методам и правовому режиму. Тем не менее они подчинены ряду общих принципов, нацеливающих на удовлетворение общественных интересов. Эти ГЧП как система хозяйствования принципиально отличаются от деятельности частных коммерческих организаций, ориентированных исключительно на получение прибыли. Остановимся на основных принципах ГЧП:

• Равенство интересов сторон и свобода выбора действий

• Стабильность контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации

• Ответственность за исполнение условий контракта

• Конкурентность

• Прозрачность и обратная связь

• Невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера

• Стимулирование и гарантии

• Возмездность

• Равноправное (недискриминационное) отношение к иностранным компаниям.

Но для того, что бы частный сектор смог участвовать в данных взаимоотношениях, согласно принятой в настоящее время структуре, ему необходимо соблюдать ряд критериев, которые получают от различных министерств и ведомств. Данные критерии Инвестиционная комиссия. Она формирует перечень инвестиционных проектов и пакеты документов по отобранным проектам общегосударственного значения и передает их в Минрегион РФ для организации рассмотрения в Правительственной комиссии (рис. 1). Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда. Состав комиссии утверждается Правительством РФ. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет Минрегион РФ . Проекты, одобренные Правительственной комиссией, включаются в перечень инвестиционных проектов, которые получат бюджетные ассигнования фонда (Правительственная комиссия может принять мотивированное решение об отказе в предоставлении бюджетных ассигнований). Данный перечень и паспорта включенных в него проектов подлежат утверждению Правительством РФ. Распоряжение Правительства РФ является основанием для заключения от его имени инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) и инвестором (инвесторами). После заключения инвестиционного соглашения и договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации либо концессионного соглашения проект считается утвержденным и подлежит регистрации в Государственном реестре проектов.

Рис 1. Система управления средствами Инвестиционного фонда РФ и процедура утверждения проекта общегосударственного значения

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда могут также предоставляться для региональных инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ в части объектов инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ и/или муниципальных образований, а также для реализации инновационных проектов. Проекты могут иметь и межрегиональное значение, если они реализуются на территории двух и более субъектов РФ. Доля финансирования таких проектов со стороны инвесторов должна составлять не менее 50% их стоимости, а вся стоимость – не менее 500 млн руб. Основная нагрузка по отбору и оценке таких проектов лежит на Минрегионе РФ и Внешэкономбанке.

Принципы отбора проектов:

а) соответствие инвестиционных проектов установленным критериям;

б) обеспечение равных условий доступа к процедуре предоставления государственной поддержки;

в) безубыточность инвестиционных проектов;

г) разделение рисков государства с частным капиталом;

д) сбалансированность государственных и частных интересов участников инвестиционного проекта;

е) соблюдение условий добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Критерии отбора проектов:

1) политические и социально-экономические: соответствие решаемой задачи  при реализации проекта целям  социально-экономического развития  Российской Федерации и государственного  инвестирования на среднесрочную  перспективу, а также отраслевым  стратегиям развития, утвержденным  Правительством РФ;

2) качественные:

а) наличие инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);

б) ожидаемый эффект по инновационному развитию экономики в связи с реализацией инновационных проектов;

в) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;

г) обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований фонда;

д) стоимость проектов (комплексных инвестиционных проектов), установленная для получения бюджетных ассигнований фонда, – не менее 5 млрд руб.;

3) количественные:

Отсюда видно, что в ГЧП государство является доминирующим партнером. С одной стороны, оно само определяет «правила игры», с другой, его участие в проекте определяется стоящими перед ним задачами. Частный партнер также не будет участвовать в проекте, если он не будет иметь от этого определенную выгоду, однако государство может просто нанять его за определенное вознаграждение, так как основной целью коммерческих компаний является получение прибыли.

Для того, чтобы заинтересовать частную компанию участвовать в проекте, государственный партнер должен обеспечить ей определенную выгоду, а также взять на себя часть рисков проекта. Поэтому неотъемлемым элементом партнерства является разделение рисков и выгод между партнерами.

 

 

Заключение

 

Частно-государственное партнерство - это конструктивное взаимодействие государства и предпринимательского сектора по решению общественно значимых задач. Данная модель необходима для развития бизнеса, экономики и обеспечения конкурентоспособности страны. Она строится на определенных принципах и имеет ряд преимуществ.

В России проекты ЧГП внедряются с девяностых годов, но наибольшую актуальность они приобрели в последние годы, которые преимущественно связаны с развитием транспортной инфраструктуры и строительством недвижимости. Популярность применения ГЧП в инфраструктуре определяется тем, что, с одной стороны, в экономике государство отвечает, главным образом, за содержание инфраструктуры, в том числе социальной, развитие которой оказывает мультипликативный эффект для развития экономической системы. С другой стороны, на содержание инфраструктуры уходит значительная часть средств государственного бюджета.

 В роли ведущего партнера  во взаимодействии с бизнесом  в основном выступает государство. Наиболее гибкой и эффективной  формой ЧГП являются концессии. Однако функционирование механизмов  ЧГП в России весьма затруднительно  из-за проблем правового, экономического  и управленческого характера. Кроме  того, проектам на основе ЧГП  свойственны риски аналогичные рискам по проектам, где компании участвуют одни без государства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том,что  наиболее содержательно определить ГЧП как форму объединения государственного и частного капитала и организации совместного управления, которое нацелено на решение задач социально-экономической политики, обеспечивает повышение эффективности капитала, разделение рисков и выгод.

Это значит, что границы ГЧП необходимо определять, опираясь на стоящие перед государством определенные задачи, исходя из имеющихся социально-экономических, политических, правовых и других условий.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  Федеральный закон "О Концессионных Соглашениях" 

  1. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
  2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М., 2005. - С.34-37.  
  3. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе "Федеральные инструменты поддержки инвесторов", 10.10.2006.
  4. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. - М., 2007. - N2. - С 32-36  
      Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? // Finance & Development. 2001. - Vol. 38, N 3.
  5.   Амунц Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16-24.
  6. Гагарин П.А., Двинянин Е.А. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов
  7. Делмон. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. – М.: ГЕО-ТЭК, 2010.
  8. Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах России: монография / В.А. Кабашкин, А.А. Левченко, В.А. Сидоров – Белгород.: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  9. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / Пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас, 2009.
  10. Стариков Н.В. Кризи$: как это делается. – СПб.: Питер, 2010.
  11. Шарипова Е. Анализ проектов Инвестиционного фонда РФ 2007-2010. – Москва, 2011.

 

 


Информация о работе ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса